Решение по делу № 2-990/2015 от 21.07.2015

Дело № 2-990/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2015 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Граненкова Н.Е. при секретаре Холовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Великие Луки в интересах Г. к Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации и муниципальному предприятию «Фармация» о взыскании убытков в связи с необеспечением необходимым лекарственным препаратом и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Великие Луки, действуя в интересах Г. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что Г. является инвалидом второй группы и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

Г. страдает <...>, ежесуточная доза инсулина «Лантус», применяемая ею составляет 36 единиц.

14.05.2015 Г. на рецептурном бланке формы № 148-1/у-06(л) выписан рецепт на обеспечение её лекарственным препаратом «Лантус» (шприц-ручка с препаратом инсулина № 5, в одной шприц-ручке 300 доз).

14.05.2015 Г. обратилась в аптечный пункт МП «Фармация» по вопросу отпуска лекарственного препарата по данному рецепту. Однако, выдана ей была только одна шприц-ручка (картридж) в связи с ограниченным поступлением инсулина. Позже Г. было выдано еще по одной шприц-ручке-картриджу.

05.06.2015 и 15.06.2015 в связи с отсутствием данного препарата его выдача не была произведена, вышеуказанный рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение и зарегистрирован в журнале неудовлетворенного спроса 14.05.2015.

Чтобы не прерывать курс лечения, Г. была вынуждена приобрести необходимый для лечения препарат инсулина «Лантус» за счет собственных средств по одной шприц-ручке (картриджу) 06.06.2015 за *** руб. и 15.06.2015 за *** руб.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующие лечебно-профилактические учреждения, прокурор просит взыскать в пользу Г. понесенные ею убытки в связи с приобретением названного лекарственного препарата в 2015 году в размере *** руб.

Поскольку в результате ненадлежащего исполнения ответчиками требований закона нарушено право Г. на охрану здоровья, прокурор просит также взыскать в её пользу компенсацию морального вреда в сумме *** руб.

Определением Великолукского городского суда от 11.08.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное финансовое управление Псковской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Б. уточнила исковые требования: просила взыскать в пользу Г. с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в возмещение убытков по расходам на приобретение лекарственных препаратов *** руб., а с Государственного финансового управления Псковской области - компенсацию морального вреда в сумме *** руб.

Г. поддержала уточненные исковые требования, кроме того пояснила, что её пенсия составляет *** руб., инсулин ей жизненно необходим, из-за необеспечения её инсулином она переживала, нервничала, боялась умереть.

Представитель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации в суд не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, в представленном в суд письменном отзыве (л.д. 74-76) обязательства в части взыскания убытков в связи с необеспечением Г. лекарственным препаратом на сумму *** руб. признал, требование о компенсации морального вреда не признал, указав на отсутствие доказательств причинения Г. такового.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Великолукская межрайонная больница» М. пояснила, что Г. регулярно наблюдается у врачей-специалистов: <...>, ей назначено соответствующее лечение. Жизненно необходимые препараты выписываются в нужном количестве (упаковка рассчитана на 41 день), кратность врачом соблюдена, выписаны своевременно. Поддержала требования истца о взыскании убытков по расходам на приобретение лекарственных препаратов.

Представитель МП «Фармация» Н. пояснил, что МП «Фармация» организовало работу в соответствии с Регламентом взаимодействия, информационного обмена и порядка по программам ВЗН, ОНЛС и Региональная льгота» утвержденного приказом Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации от 19.08.2013 № 657, согласно которому они обязаны осуществлять прием, хранение, учет и отпуск лекарственных препаратов. С мая по июль действительно не было возможности своевременно и в полном объеме обеспечить льготников лекарственными средствами, в том числе и инсулином.

Представитель Государственного финансового управления Псковской области в суд не явился, в письменном отзыве указал, что управление считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как не может отвечать за действия органов исполнительной власти области, в том числе Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, который является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере здравоохранения и фармации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 39, 41) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 18, 19 федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья, а также на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Положениями п. 8 ст. 6.1 и подп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

С 01 января 2008 года полномочия по организации обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках государственной социальной помощи переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (статья 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Закону Псковской области от 19 февраля 2002 года № 174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» в систему органов исполнитель­ной власти области в соответствии с Уставом Псковской области входят высший исполнительный орган государственной власти – Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области (пункт 2 статьи 1 Закона); для реали­зации (обеспечения) государственно-властных полномочий исполнительно­-распорядительного характера Администрация области формирует (создает, реоргани­зует, ликвидирует, определяет компетенцию и наделяет полномочиями) органы ис­полнительной власти области, утверждает положения о них (пункты 1-2 статьи 21 Закона).

Органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно­-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере здраво­охранения и фармации, в силу пункта 1.1 Положения о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 02 октября 2009 года № 375, явля­ется Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фарма­ции (далее – Госкомитет).

Указанный Госкомитет является самостоятельным юридическим лицом, высту­пает от своего имени истцом и ответчиком в судах (пункт 1.2 Положения); основны­ми целями деятельности Госкомитета являются реализация государственной по­литики в сфере здравоохранения и фармации на территории области, обеспечение в пределах компетенции реализации конституционных прав граждан в сфере охраны здоровья (пункт 2.1 Положения); к основным задачам деятельности Госкомитета от­носится координация деятельности органов исполнительной власти области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в сфере охраны здоровья населения и организация обеспечения граждан гарантированной бесплатной медицинской помощью, лекарственными средствами, медицинского назначения (подпункты 2.2.1, 2.2.2 пункта 2.2 Положения).

В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004года№328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемым в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

В силу ст. 15, 16 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Судом установлено, что Г. <...> года рождения, является инвалидом второй группы (л.д. 9), страдает заболеванием: <...> и в силу положений п. 8 ст. 6.1 и подп. 1 п. 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого, в том числе, входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами.

Лечебно-профилактическим учреждением, в котором наблюдается пациент Г. является ГБУЗ «Великолукская межрайонная больница». 14.05.2015 Г. её лечащим врачом на рецептурном бланке формы № 148-1/у-06(л) выписан льготный рецепт на обеспечение её лекарственным препаратом «Лантус соло стар ручка 10ЕД/3мл. № 5» в количестве одной упаковки.

14.05.2015 Г. обратилась в аптечный пункт МП «Фармация» по вопросу отпуска лекарственного препарата по данному рецепту. Однако, выдана ей была только одна шприц-ручка (картридж) в связи с ограниченным поступлением инсулина, рецепт был поставлен на отсроченное обеспечение и зарегистрирован в «журнале неудовлетворенного спроса». Позже Г. было выдано еще по одной шприц-ручке-картриджу.

05.06.2015 и 15.06.2015 в связи с отсутствием данного препарата его выдача не была произведена.

В связи с необеспечением Г. лекарственным препаратом она вынуждена была приобрести необходимый для лечения препарат инсулина «Лантус» за счет собственных средств по одной шприц-ручке (картриджу) 06.06.2015 за *** руб. и 15.06.2015 за *** руб., что подтверждается имеющимися в деле кассовыми и товарными чеками аптечного учреждения. Всего Г. было приобретено лекарства на общую сумму *** руб.

С учетом изложенного, суд находит, что возникшие у Г. убытки следует взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фарма­ции, к полномочиям которого относится организация мер социальной поддержки, предусмотренных законом области от 08 мая 2007 г. № 656-оз «О мерах социальной поддержки и лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области; осуществление функций государственного заказчика по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд; организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи лекарственными средствами организация формирования заказов на поставки лекарственных средств, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств государственных контрактов (подп. 3.1.11, 3.1.30, п. 3.1 и подп. 3.2.1. п. 3.2 Положения о Комитете).

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим.

Необеспечение Г. жизненно необходимым ей лекарственным препаратом повлекло её сильные переживания относительно состояния здоровья. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истицы, а также показаниями свидетеля Г.В. (муж Г..), который указал, что когда истица узнала об отсутствии инсулина, очень волновалась, переживала, принимала успокоительные препараты, боялась умереть.

Отсутствие лечения препаратом инсулина приводит к ухудшению здоровья истицы.

В гражданском законодательстве жизнь и здоровье рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

В соответствии со ст. 151, 1100, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя в случае, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень нравственных страданий Г. в результате нарушения гарантированного законом права на охрану здоровья.

С учетом требований разумности и справедливости, а также принимая во внимание характер причиненных истице нравственных страданий, суд устанавливает размер компенсации морального вреда в размере *** руб.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Учитывая, что Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации не является финансовым органом суд находит, что надлежащим ответчиком по требованию истицы о компенсации морального вреда является Государственное финансовое управление Псковской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Великие Луки в интересах Г. удовлетворить.

Взыскать с Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации за счет средств областного бюджета в пользу Г. *** рубля *** копеек в возмещение убытков по расходам на приобретение лекарственных препаратов.

Взыскать с Государственного финансового управления Псковской области за счет казны Псковской области в пользу Г. компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца.

Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2015 года.

Председательствующий: Граненков Н.Е.

2-990/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Голубева В.М.
Прокурор г. Великие Луки
Ответчики
Государственное финансовое управление Псковской области
МП "Фармация"
Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации
Другие
ГБУЗ Великолукская городская больница
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Дело на сайте суда
velikolukskygor.psk.sudrf.ru
21.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2015Судебное заседание
08.09.2015Судебное заседание
24.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2015Дело оформлено
28.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее