Решение по делу № 12-59/2019 от 30.10.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

3 декабря 2019 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд РБ в составе судьи Ивахиновой Э.В., при секретаре Краснослабодцеве О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Байкал и коммуникации», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, по апелляционной жалобе директора ООО «Байкал и коммуникации» Дармаева А.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Сандипова А.Б. от 09.10.2019, которым постановлено:

Признать юридическое лицо ООО «Байкал и коммуникации» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Директор ООО «Байкал и коммуникации» Дармаев А.В. обратился в Баргузинский районный суд РБ с жалобой на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской и Байкальской природной территории Сандипова А.Б. от 09.10.2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, мотивировав жалобу по следующим основаниям:

Так, Обществу в соответствии с заключенным между Обществом и Республиканским агентством лесного хозяйства договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в аренду лесной участок с кадастровым номером , расположенный в Республике Бурятия, Муниципальное образование «Баргузинский район» Усть-Баргузинское лесничество, Максимихинское участковое лесничество, квартал 4, части выделов 1,15. Лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности, на срок аренды на 49 лет.

Указанный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с условиями заключенного договора аренды, Общество разработало Проект освоения лесов и получило положительное заключение государственной экспертизы на Проект освоения лесов.

В настоящее время ни договор аренды лесного участка, ни заключение государственной экспертизы на Проект освоения лесов, ни сам проект освоения лесов, недействительными не признаны.

Согласно договору аренды (п.1.10, 3.3.6) и Проекту освоения лесов Общество вправе осуществлять возведение временных построек на предоставленном лесном участке, часть из которых в настоящее время возведена Обществом.

Согласно проекту освоения лесов Обществу в рекреационных целях разрешено возводить на территории лесного участка следующие объекты: малая архитектурная форма: Беседка (деревянная, временная постройка), Дровник, Некапитальное нестационарное сооружение для попутного обслуживания (деревянное, временного сооружения);Постройки временные, используемые в рекреационных целях: Сборно-разборная (сезонная) временная, деревянная конструкция; Временные, деревянные постройки; Элементы благоустройства лесного участка: Наземная туалетная кабина (деревянная временная постройка; Контейнер-мусоросборник; Настил деревянный - стоянка автотранспорта; Площадка для размещения емкости; Скамейка; Фонарь; Пешеходная дорожка.

Объекты лесной инфраструктуры: Специально обустроенное место для размещения костра и отдыха; Щит для противопожарного инвентаря; Площадка для размещения емкости, Лесной проезд; Навес.

Таким образом, проектом освоения лесов предусмотрено использование Обществом лесного участка в рекреационных целях и возведение на лесном участке временных построек, а также элементов благоустройства.

Как следует из постановления о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении строительства объектов (деревянного брусового здания для проживания отдыхающих на 25 мест, установленного на бетонные столбчатые «стульчики» в основании, бани установленной на бетонные столбчатые стульчики в основании с выведенной системой водоотведения в наземный туалет со вкопанной герметичной емкостью) на земельном участке в нарушение абз.19 Перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 года № 643.

Вместе с тем, Общество не осуществляло строительство зданий и сооружений, объектов недвижимости, на предоставленном в аренду лесном участке.

Ссылается на нормы ст.130 ГК РФ, пункт 10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ.

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.12.2015 по делу N304-ЭС15-11476 указано, что для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.

Таким образом, с учетом указанного основным признаком объекта капитального строительства, объекта недвижимости, является постоянный характер размещения, который обеспечивается прочной связью с землей и перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также строительства объекта с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил.

В п.10.2 ст.1 ГрК РФ дано определение понятия «некапитальное строение, сооружение», к которым относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 06.04.2017 N309-ЭС17-2170 по делу NА60-3731/2016, в соответствии с которой спорное имущество не признается объектом капитального строительства, требующим разрешения на строительство, поскольку не имеет прочной связи с землей и является сборно-разборным объектом, конструкции которого обеспечивают возможность его перемещения, также отличительным признаком некапитального объекта является его временный характер, то есть факт возведения на определенный срок.

Возведенные Обществом на земельном участке строения относятся к некапитальным строениям, так как не имеют прочной связи с землей, установлены на извлекаемом столбчатых бетонных стульчиках, который может быть демонтирован из земли в течение непродолжительного времени, тем более, что установка бетонных стульчиков не может являться фундаментом, так как бетонные стульчики не скреплены между собой, не имеют прочной связи.

Кроме того, строения, размещенные на лесном участке на бетонных стульчиках по факту размещены на расставленных бетонных стульчиках по периметру строений, с незначительным заглублением в землю (в пределах 10 см), в связи с чем вывод должностного лица, что устройство столбчатых фундаментов в виде бетонных стульчиков, вкопанных в землю, соответствуют понятию «недвижимое имущество», как прочно связанные с землёй, согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ, является необоснованным.

При признании бетонных стульчиков столбчатым фундаментом и недвижимым имуществом должностным лицом Росприроднадзора проведен только визуальный осмотр самих строений без отдельного осмотра бетонных стульчиков и установления глубины их заглубления в землю.

Установление глубины заглубления в землю бетонных стульчиков является также основным признаком отнесения стульчиков к фундаменту, исходя из которого возможно разрешение вопроса о прочной связи с землей для признания строений недвижимым имуществом согласно ст.130 ГК РФ.

Должностным лицом Росприроднадзора также не принято во внимание, что по завершении срока аренды лесного участка Общество обязано демонтировать и вывезти возведённые им строения и сооружения, что также является признаком их временного характера.

Таким образом, вывод должностного лица Росприроднадзора о строительстве Обществом на земельном участке объектов капитального строительства, объектов недвижимости, является необоснованным и противоречит действующему законодательству, в частности, ст. 131 ГК РФ, п. 10, 10.2 ст.1 ГрК РФ, а также сложившейся судебной практике Верховного суда РФ.

Должностным лицом Росприроднадзора в постановлении о привлечении к административной ответственности в качестве обоснования вывода о строительстве Обществом на лесном участке зданий, объектов капитального строительства, приводятся положения ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Должностное лицо пришел к выводу о строительстве Обществом на лесном участке здания, объекта капитального строительства исходя из того, что возведенные Обществом объекты подсоединены к выведенной системе водоотведения, на основании ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3. Вместе с тем, некапитальные строения также могут быть подключены к сетям инженерно- технического обеспечения, и, несмотря, на это являться временными строениями, что подтверждается п.6 ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно указанному пункту ст.2 Федерального закона от 28.12.2009 N381-ФЗ нестационарный торговый объект также может быть подключен к сетям инженерно-технического обеспечения, однако при t-этом он все равно является временным сооружением.

Присоединение Обществом некапитальных строений к водоотведению является не свидетельством их капитального характера, а элементом их благоустройства, что разрешено в соответствии с лесным законодательством.

Кроме того, Федеральный закон от 30.12.2009 г. №384-Ф3 не содержит норм, разделяющих объекты на капитальные и некапитальные (временные), равно как не содержит норм, устанавливающих характеристики такого разделения, не устанавливает обособленных требований к капитальным и некапитальным объектам и принят исключительно в целях технического регулирования зданий и сооружений любого назначения для защиты жизни и здоровья граждан, имущества, окружающей среды, животных и растений (статья 3) от возможных опасных техногенных, природных и механических воздействий, а также противоаварийной защиты систем инженерно-технического обеспечения.

Основные признаки разделения объектов на капитальные и некапитальные (временные) содержатся в п.п.10 и 10.2 статьи 1 ГрК РФ, которые не устанавливают никакой причинно-следственной связи между капитальным характером объекта и наличием либо отсутствием сетей и (или) систем инженерно­-технического обеспечения.

Таким образом, довод должностного лица, что в случае подключения временных построек к сетям инженерно-технического обеспечения, постройка на основании положений ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-Ф3, будет являться зданием, объектом капитального строительства, является необоснованным.

Все возведенные Обществом постройки возведены в соответствии с лесным законодательством, договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов.

Так, согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» использование,охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Ссылается на п.п.1, 2 ст.41 Лесного кодекса РФ (в редакции действующей с 01.07.2019 года).

Согласно п.2 ст.41 Лесного кодекса РФ (в редакции действующей с 01.01.2007 года до 01.07.2019 года) при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временныхпостроек на лесных участках и осуществление их благоустройства.

Пунктом 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N62 установлено, что для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

Пунктом 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности установлено, что лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.

Согласно п.6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 №849-р к объектам, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, также относится постройка временная, используемая в рекреационных целях.

Таким образом, положения лесного законодательства допускают возведение временных построек, некапитальных строений на лесных участках.

Указанные нормативные правовые акты также не содержат никаких ограничений в части инженерно- технического обеспечения рекреационной деятельности, в том числе не ограничивают возможности присоединения к инженерным сетям некапитальных строений и сооружений, расположенным на лесных участках.

Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности, Обществу вменяется нарушение постановления Правительства РФ от 30.08.2001 года №643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а именно абзаца 19 утвержденного Перечня видов деятельности.

Общество не согласно с вменяемым ему нарушением постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N643 по следующим основаниям.

Так, постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 года №643 утвержден Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - Перечень запрещенных видов деятельности).

В связи с тем, предоставленный в аренду Обществу земельный участок находится в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории на него распространяется указанное постановление Правительства РФ.

Согласно абз.19 Перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ запрещено Строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Таким образом, указанный абзац Перечня запрещенных видов деятельности не запрещает возведение в ЦЭЗ БПТ временных построек, некапитальных строений, что и было осуществлено Обществом. Кроме того, абзацем 23 Перечня запрещенных видов деятельности в ЦЭЗ БПТ предусмотрено, что запрещается размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

Согласно ст.18 ГрК РФ одним из документов территориального планирования муниципальных образований является Схема территориального планирования, которая в силу ст.20 ГрК РФ утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ утверждена Схема территориального планирования МО «Баргузинский район», согласно которой лесной участок, находящийся в аренде у Общества, находится в зоне рекреационного назначения, что подразумевает использование лесного участка для осуществления туризма и отдыха граждан, размещения рекреационных объектов. Кроме того, лесной участок, предоставленный Обществу в аренду, входит в рекреационную местность «Баргузинское побережье Байкала» на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 года №13.

Согласно п.2.6 Приложение N1 к постановлению Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 №13 на территории рекреационной местности обеспечивается соблюдение действующих нормативно-­правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия по организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне озера Байкал и запрещается хозяйственная и иная деятельность, не связанная с ее задачами.

Таким образом, действующим законодательством, в том числе, постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 года №643, постановлением Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 №13, Обществу не запрещено возведение временных некапитальных строений на предоставленном в аренду лесном участке в ЦЭЗ БПТ.

На основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения или отсутствие состава правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, просит постановление отменить и прекратить производство в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании директор Общества Дармаев А.В., его представитель Максимов Е.В. по письменному заявлению, поддержали доводы, изложенные в жалобе, просят удовлетворить. Дополнив, что у них имеется акт освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ,произведенный главным специалистом, архитектором «Баргузинского районного комитета имущественных отношений» и главным специалистом промышленного и гражданского строительства МКУ ««Баргузинского районного комитета имущественных отношений» о том, что специалист пришли к заключению о том, что строения, расположенные в <адрес>, являются некапитальными. Ссылается на нормы ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Также у них имеется договор аренды лесного участка. Считают, что должностным лицом не доказано, что данные строения являются капитальными строениями. Просят жалобу удовлетворить.

На судебное заседание представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории инспектора РФ Вотто И.Ю. по доверенности не явился, надлежаще извещен, направив письменное возражение, согласно которого, считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании Требования Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры о проведении внеплановой проверки (исх. от ДД.ММ.ГГГГ ) и Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения заявителем обязательных требований в области использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления (далее - проверка).

В ходе проверки установлено следующее.

В ходе выездной проверки обследована территория туристической базы «Лазурный берег», принадлежащей и эксплуатируемой ООО «Байкал и коммуникации». Указанная туристическая база расположена на земельном (лесном) участке с кадастровым номером , площадью 1 га (категория земель: земли лесного фонда, Лесной участок), на котором расположены следующие объекты: деревянное брусовое здание для проживания отдыхающих на 25 мест, установленное на бетонные столбчатые «стульчики» в основании (Фототаблица: № снимка 1), баня установленная на железобетонные столбчатые «стульчики» (Фототаблица: № снимка 2, 6) в основании с выведенной системой водоотведения в наземный туалет со вкопанной накопительной герметичной емкостью (Фототаблица: № снимка 4), также в накопительную емкость выведено водоотведение от двух раковин (Фототаблица: № снимка 5), расположенных в непосредственной близи с баней (заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Аквасервис» на изготовление емкости из полипропилена от ДД.ММ.ГГГГ подписан Акт освидетельствования гидравлических испытаний емкости путем ее заполнения и выдержки в течение 48 часов после установки, по итогам которых емкость признана герметичной, без деформаций), обустроенное место для костра и отдыха, информационный аншлаг, щит с противопожарным инвентарём).

Земельный (лесной) участок с кадастровым номером используется на основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления рекреационной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Республиканским агентством лесного хозяйства (далее - PAJIX) и ООО «Байкал и коммуникации» (государственная регистрация от ДД.ММ.ГГГГ ) (далее - Договор от ДД.ММ.ГГГГ ) сроком на 49 (сорок девять) лет.

На указанный земельный (лесной) участок с кадастровым номером разработан Проект освоения лесов на лесном участке (далее-Проект), переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «Байкал и коммуникации» (срок действия Проекта устанавливается на срок действия Лесохозяйственного регламента Усть-Баргузинского лесничества, утвержденного приказом РАЛХ от ДД.ММ.ГГГГ ), на который Приказом РАЛХ от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положительное заключение государственной экспертизы Проекта.

Указанный земельный (лесной) участок расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), которые утверждены Распоряжением Правительства от 27.11.2006 № 1641-р «О границах Байкальской природной территории»; в границах водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал, которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» (далее - Распоряжение № 368), Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2018 № 507-р «О внесении изменений в приложение к распоряжению Правительства РФ от 05.03.2015 N368-р»), а также в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал.

Согласно Распоряжению № 368 ширина рыбоохранной зоны озера Байкал составляет 500 метров, и согласно ч. 13 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от 30.06.2006 № 74 - ФЗ (далее - Водный кодекс РФ) ширина прибрежной защитной полосы озера Байкал составляет 200 метров.

Заключение о согласовании осуществления деятельности по объекту: Туристическая база «Лазурный берег» с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства отсутствует, со слов директора ООО «Байкал коммуникации» Дармаева А.В. заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ФГБНУ «Всероссийский научно - исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» на оказание услуг по «Оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания»: «Туристическая база «Лазурный берег» (Договор представлен, имеется в материалах проверки).

Согласно вышеуказанному Проекту на лесном участке предусмотрено строительство и оборудование следующих объектов лесной инфраструктуры:

- Обустроенное место для размещения костра и отдыха - специально обустроенное место для размещения костра и отдыха грунтовая площадка 2*2 м, в количестве 2 шт.

- Щит для размещения противопожарного инвентаря - размер 2* 1 м.

- Площадка для размещения емкости (резервуара с водой) - грунтовая площадка, 4*5 м, в количестве 5 шт.

- Аншлаг информационный.

- Лесной проезд. Грунтовый проезд, шириной до 2,5 м.

А также, в соответствии с Проектом, предусмотрено строительство следующих существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке:

- Малая архитектурная форма - беседка (деревянная, временная постройка, размеры 4*4м, в количестве 1 шт.); дровник (площадка для складирования дров, грунтовая, 4*5 м); некапитальное нестационарное сооружение для попутного бытового обслуживания, деревянное 6*4 м., временного сооружения - водонепроницаемой емкости для сбора и хранения твердых и жидких бытовых отходов, размером 1,5* 1,5 м, в количестве 17 шт.

- Постройки временные, используемые в рекреационных целях - сборно-разборная (сезонная) временная, деревянная конструкция, размером 6*4 м, в количестве 20 шт.; временные, деревянные, 2-ух эт., размером 6*20 м, в количестве 2 шт.

- Элементы благоустройства лесного участка - наземная туалетная кабина (деревянная, временная постройка, размеры 4*4 м); контейнер-мусоросборник, размером 1*1 м.; настил деревянный (стоянка автотранспорта, размером 50*4 м.); площадка для размещения емкости (резервуара) с водой, 4*5 м, в количестве 2 шт.; скамейка, в количестве 5 шт.; фонарь (опорная деревянно-металлическая конструкция для размещения электрооборудования и освещения участка, 6 шт., опора ЛЭП 1 шт.); пешеходная дорожка (деревянный настил) ширина до 0,5 м.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94 - ФЗ «Об охране озера Байкал» устанавливается Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В развитие указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее - Постановление № 643).

В соответствии с Постановлением № 643 в границах ЦЭЗ БПТ запрещено строительство зданий и сооружений (или га частей), функционирование которых несвязано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федеральногозначения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системамижизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующихпромышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видовдеятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природнойтерритории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) нанезатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоныи прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с п. 13 указанной статьи, строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

А также согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:

- п. 20: сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

- п. 21: система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

- п. 23: сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Устройство столбчатых фундаментов в виде бетонных стульчиков, вкопанных в землю квалифицируется как «недвижимое имущество», поскольку прочно связанно с землей.

Кроме того, с учетом нормативных положений действующего законодательства, законодатель включает в термин «строительство» как создание объектов капитального строительства, так и временных построек, поэтому сам факт строительства указанных объектов на рассматриваемой территории является нарушений требований, предусмотренных Постановлением № 643.

Таким образом, строительство указанных объектов (деревянное брусовое здание для проживания отдыхающих на 25 мест, установленное на бетонные столбчатые «стульчики» в основании, баня установленная на железобетонные столбчатые «стульчики» в основании с выведенной системой водоотведения в наземный туалет со вкопанной накопительной герметичной емкостью) на земельных (лесных) участках являются фактами строительства объектов, не связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек, что является нарушением запретов, установленных постановлением Правительства РФ № 643.

Таким образом, отклоняются доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения.

Выявленные нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно сообщает, Сандипов А.П. уволен с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ (приказ -лс прилагается).

Учитывая изложенное, просит суд в удовлетворении требования ООО «Байкал и коммуникации» о признании незаконным постановления № от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии сост. 30.6 КоАП РФпри рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, наряду с другими вопросами, судья проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, в соответствии с ч. 1 ст. 2.1, ст. 24.5 и 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии сост.26.2 КоАП РФдоказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Частью 1 статьей 8.42КоАПРФпредусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Как следует из материалов дела, на основании постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Сандипова А.Б. от 09.10.2019, юридическое лицо ООО «Байкал и коммуникации» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Постановление вынесено по тем основаниям, что согласно протокола об административном правонарушении, в ходе выездной проверки обследована территория туристической базы «Лазурный берег», принадлежащей и эксплуатируемой ООО «Байкал и коммуникации». Указанная туристическая база расположена на земельном (лесном) участке с кадастровым номером , площадью 1 га (категория земель: земли лесного фонда, Лесной участок), на котором расположены следующие объекты: деревянное брусовое здание для проживания отдыхающих на 25 мест, установленное на бетонные столбчатые «стульчики» в основании, баня установленная на железобетонные столбчатые «стульчики»,в основании с выведенной системой водоотведения в наземный туалет со вкопанной накопительной герметичной емкостью, также в накопительную емкость выведено водоотведение от двух раковин, расположенных в непосредственной близи с баней (заключен договор с Обществом с ограниченной ответственностью «Аквасервис» на изготовление емкости из полипропилена от ДД.ММ.ГГГГ , подписан Акт освидетельствования гидравлических испытаний емкости путем ее заполнения и выдержки в течение 48 часов после установки, по итогам которых емкость признана герметичной, без деформаций), обустроенное место для костра и отдыха, информационный аншлаг, щит с противопожарным инвентарём. Строительство указанных объектов, является нарушением запретов, установленных постановлением Правительства РФ .

Доказательствами, на которые ссылается должностное лицо, является требование Восточно-Байкальской межрайонного природоохранной прокуратуры о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о проведении внеплановой проверки, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ,протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о назначении административного наказания.

Вместе с тем, директором ООО «Байкал и коммуникации» представлен суду акт освидетельствования строений от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого, главным специалистом, архитектором «Баргузинского районного комитета имущественных отношений» Узиковым Е.Н. и главным специалистом промышленного и гражданского строительства МКУ ««Баргузинского районного комитета имущественных отношений» Дондуповым Б.Ж. дано заключение в том, что строение общей площадью 80 м.2, расположенное по адресу: РБ, <адрес> является некапитальным, так как не имеет прочной связи с землей,и возможно его перемещение и (или) демонтаж и последующая сборка без несоразмерного ущерба его назначению. Для указанного строения не требуется получение разрешения на строительство. Строение общей площадью 24 м.2, является некапитальным, так как не имеет прочной связи с землей,и возможно его перемещение и (или) демонтаж и последующая сборка без несоразмерного ущерба его назначению.

Указанный земельный участок расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал статьей 5 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

В соответствии с п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В силу п.10.2 ст.1 данного кодекса некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Согласно абзаца 21 Постановления Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 (ред. от 26.03.2018) "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, выражается в использовании прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства, установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

Из постановления должностного лица не видно, нашел ли свое подтверждение материалами дела факт того, что строения юридического лица являются капитальными, использованы ли они с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности; в чем конкретно выражена объективная сторона вмененного ООО «Байкал и коммуникации» административного правонарушения.

В постановлении по делу об административном правонарушении не мотивированы выводы о том, что выявление факта нарушения запрета, установленного в силу Постановления Правительства РФ № 643, Градостроительного Кодекса РФ, является достаточным для привлечения Общества к административном ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ; не ясно, образует ли указанное деяние состав административного проступка.

Довод представителя Росприроднадзора о том, что сам факт строительства указанных объектов является нарушением требований, предусмотренных Постановления Правительства РФ № 643, отклоняется, поскольку голословен и ничем не подтвержден, опровергается вышеназванным заключением АМО Баргузинского комитета имущественных отношений.

Ссылка на то, что устройство столбчатых фундаментов в виде бетонных стульчиков, вкопанных в землю квалифицируется как «недвижимое имущество», поскольку прочно связано с землей, не состоятельна, поскольку из ответа заместителя руководителя Росприроднадзора следует, что вид фундамента (свайный, ленточный, плитный и т.д.) не влияет на вопрос отнесения объекта к объекту капитального строительства.

При этом имеется Проект освоения лесов Общества, где имеется разрешение о возведении на территории лесного участка перечень объектов, также имеется договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ООО «Байкал и коммуникации» с Республиканским агентством лесного хозяйства в целях рекреационной деятельности.

В силу статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1).

При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2).

Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.

Приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.

Пунктом 5 Правил установлено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.

Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (пункт 6 Правил).

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право: возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство (пункт 7 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.

Изложенное позволяет сделать выводу о том,что в действиях ООО «Байкал и коммуникации» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, поскольку в силу п.3.ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в постановлении нет обстоятельств о доказанности, и вины, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Сандипова А.Б. от 09.10.2019 отменить.

Прекратить производство по административному делу в отношении ООО «Байкал и коммуникации» по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Э.В. Ивахинова

12-59/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО Байкал и коммуникаций
Другие
Максимов Евгений Викторович
Дармаев Андрей Владимирович
Суд
Баргузинский районный суд
Судья
Ивахинова Э.В.
30.10.2019Материалы переданы в производство судье
18.11.2019Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
06.12.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2019Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ
26.12.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
31.12.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.01.2020Вступило в законную силу
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее