Дело № 2-440/13
Заочное
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2013 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
при секретаре Лукине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Артемьеву Д. С. о признании недействительными сведения ГКН, о признании права отсутствующим,-
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Артемьеву Д.С. о признании недействительными сведения ГКН, о признании права отсутствующим.
В обосновании иска указано, что в 2011 году на основании недействительных документов в ГКН были внесены сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка для ЛПХ с кадастровым номером № образованного за счет земель лесного фонда, покрытого лесом выдела 14 квартала 77 Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества. При этом изменены категория земли и вид разрешенного использования. В ЕГРП зарегистрированы права на указанный земельный участок за ответчиком, что привело к незаконному отторжению земель лесного фонда.
В судебном заседании представитель истца Комитета лесного хозяйства Московской области иск поддержал, пояснив требования по существу.
Ответчик Артемьев Д.С., будучи надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил, в связи с чем суд счел возможным удовлетворить ходатайство представителя истца о рассмотрении дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства.
Третьи лица Администрация Солнечногорского муниципального района и Управление Росимущества по МО, будучи надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, в ЕГРП произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером № за Артемьевым Д.С. от 18.11.2011 года.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее образованный в 1992 году без установления и согласования границ в установленном порядке. Земельный участок учтен в ГКН по адресу: <адрес>, как образованный из земель населенных пунктов для личного подсобного хозяйства.
Основанием для учета спорного земельного участка в ГКН как ранее образованного явилось свидетельство о праве собственности на землю, выданное 20.11.1992 года и выписка из похозяйственной книги за подписью Главы сельского поселения Кутузовское Стрельцова А.Н., сделанных на основании постановления Главы Администрации Кутузовского сельсовета № от 16.11.1992 года.
Архивная копия указанного постановления не содержит сведений об образовании и выделении спорного земельного участка, выдаче свидетельства о праве собственности на него. Похозяйственная книга поселения не имеет обязательных сведений о лицах, внесших запись о спорном земельном участке, а также о лице, которому участок принадлежит.
В 2011 году в ГКН внесены сведения о местоположении границ земельных участков.
При мониторинге земель лесного фонда выявлено наложение кадастровых границ спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Согласно заключению ФГУП «Рослесинфорг» Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющего ведение лесного реестра и имеющее лицензию на осуществление картографической и геодезической деятельности, от 12.08.2011 года и 18.02.2013 года, выписки из государственного лесного реестра от 26.11.2011 года, приложенных планшетов лесоустройства, спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, покрытых лесом (хвойные и лиственные деревья возрастом 75 лет) выдела 14 квартала 77 Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества.
ФГБУ «ФКП Росреестра» МО по запросу суда представила картографический материал утвержденных границ населенного пункта д.Благовещенка.
Из экспертного заключения следует, что спорный земельный участок покрыт лесом и образован за счет земель лесного фонда, расположен в выделе 14 квартала 77 Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества, вне границ населенного пункта.
Установление границ земель лесного фонда и определение их на местности осуществляется в процессе проведения лесоустройства (ст. 72 ЛК РФ 1997 года, ст. 68 ЛК РФ 2007 года). Лесоустройство на территории лесного фонда РФ проводится уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства (ст. 74 Лесного кодекса РФ 1997 года, ст. 67 Лесного кодекса 2007 года).
Согласно положениям статьи 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, представленные материалы лесоустройства, заключение эксперта, письма и сообщения о взаимном расположении земель лесного фонда и спорного земельного участка являются надлежащими доказательствами, категорично подтверждающими образование спорных земельных участков за счет земель лесного фонда, покрытых лесом, за границами населенного пункта.
В силу ст.3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии:
- со ст.3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности;
- с п. 4 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах;
- с п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности;
- с п.п. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки из состава земель лесного фонда.
- с ч. 2 ст. 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, законодательство, действующее на момент внесения в ГКН и ЕГРП сведений о спорном земельном участке запрещало и запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
В соответствии со ст. 12 и 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в силу пункта 2 статьи 9 ЗК РФ, осуществляет Российская Федерация.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Исходя из смысла данной нормы, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Решение о переводе земель лесного фонда в иную категорию для ответчика, не принималось.
Постановка земельного участка на кадастровый учет, сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, а также запись ЕГРП о правах ответчика на указанный земельный участок, являются недействительными. В ЕГРП надлежит внести запись о прекращении (аннулировании) права собственности ответчика на данный земельный участок.
Спорный участок является составной частью земель лесного фонда. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Соответственно, с учетом незаконности внесения в ГКН сведений о спорном земельном участке, недействительности самих сведений ГКН, спорный земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.
Ответчик в законном порядке не мог приобрести в собственность земельный участок из земель лесного фонда, правоустанавливающие документы, которые послужили основанием для государственной регистрации права, являются недействительными. Зарегистрированное право собственности ответчика на земельный участок следует признать отсутствующим.
При таких обстоятельствах дела, иск Комитета лесного хозяйства Московской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 234, 237 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Иск Комитета лесного хозяйства Московской области, удовлетворить.
Признать недействительными сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, как образованный за счет земель лесного фонда, покрытого лесом выдела 14 квартала 77 Сходненского участкового лесничества Клинского лесничества.
Решение суда является основанием для снятия указанного земельного участка, как образованного за счет земель лесного фонда Российской Федерации, с кадастрового учета.
Признать отсутствующим право собственности Артемьева Д. С. на земельный участок с кадастровым номером: №.
Решение суда является основанием для внесения в ЕГРП записей о прекращении права собственности Артемьева Д.С. на данный земельный участок.
В течение 7 дней, со дня вручения ответчикам копии заочного решения, они вправе подать в Солнечногорский городской суд Московской области, заявление об отмене этого решения составленного в окончательной форме 20 сентября 2013 года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: И.И.Гордеев