Дело № 2-903/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2016 года гор. Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи – Симонян И.С.,
при секретаре Кузьминой А.Д.,
с участием:
- истца – ст. помощника прокурора Александровой А.А.,
- представителя третьего лица – Муниципального казенного учреждения “Комитет по управлению имуществом города Снежинска” Гагарина А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 144),
- представителей третьего лица- Муниципального казенного учреждения «Снежинское лесничество» Нешина В.Ф. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ- л.д. 142 ) и Сергеева С.С.( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 143 ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности по постановке земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет, оформлении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор ЗАТО <адрес>, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести постановку городских лесов, площадью <данные изъяты> гектар на кадастровый учет, оформить право собственности на них в границах Снежинского городского округа. В обоснование иска указано, что в соответствии с п.19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа. Ссылаясь на нормы ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», прокурор считает, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
До рассмотрения дела по существу истец изменил исковые требования, просит возложить на администрацию Снежинского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести постановку земельных участков, покрытых лесом, площадью 17 305,468 гектар на кадастровый учет, оформить право собственности на них в границах Снежинского городского округа.( л.д.75)
В судебном заседании ст. помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск Александрова А.А. поддержала вышеуказанные исковые требования, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Снежинского городского округа в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен ( л.д.136 ). Как следует из отзыва и протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 109), представитель администрации Кордов Д.Н. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.27) с исковыми требованиями прокурора не согласился, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве (л.д. 26). В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснял, что обязанность постановки земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет и оформление права собственности на них в границах Снежинского городского округа на администрацию не возложена. Со слов представителя, наличие лесохозяйственного регламента, определяющего площади земельных участков, покрытых лесом, является основанием для надлежащего использования и охраны лесов. Постановлением администрации г Снежинска № 1624 от 14.12.2015 создано Муниципальное казенное учреждение «Снежинское лесничество» и утвержден устав. Пунктом 2 частью 1, предметом его деятельности определено осуществление полномочий муниципального образования «Город Снежинск» в области лесных отношений. Просил в удовлетворении иска отказать.
Из объяснений представителя администрации - начальника отдела по экологии администрации г. Снежинска Горелова А.Б., действующего на основании доверенности ( л.д.73) ( протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ - л.д.109 ), следует, что заявленные прокурором требования не основаны на законе. По мнению представителя, понятие “ городские леса “ действующим законодательством не предусмотрено, администрацией предприняты все необходимые меры для установления на местности площадей и границ лесов, их сохранения и рационального использования. Постановка земель, покрытых лесом, на кадастровый учет, затруднит вырубку лесных насаждений в целях строительства жилых домов, путей, улиц, магистральных сетей в соответствии с постановлениями администрации Снежинского городского округа. Представитель просил отказать в удовлетворении иска.
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.109) представитель администрации – начальник отдела по землеустройству управления градостроительства администрации г. Снежинска Бастрон Е.М., выступающая на основании доверенности ( л.д.72) ( протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ –л.д.109), также возражала против удовлетворения иска, пояснив, что разработан Генеральный план города Снежинска, согласно которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ года предписано выполнение всех необходимых мероприятий, в том числе по постановке земельных участков, покрытых лесом, на государственный кадастровый учет. При этом дополнила, что в состав генерального плана городского округа не входит проект межевания земельных участков, покрытых лесом.
Из оглашенных объяснений ( протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.109) представителя третьего лица - директора Муниципального казенного учреждения «Снежинское лесничество» Кулешова Н.В., действующего на основании распоряжения ( л.д. 74), с исковыми требованиями прокурора не согласился, пояснив при этом, что для осуществления учреждением деятельности достаточно наличия лесохозяйственного регламента. Кроме того, дополнил, что финансирования на ДД.ММ.ГГГГ год на проведение работ по постановке земельных участков, покрытых лесов, на государственный кадастровый учет, в бюджете Снежинского городского округа не предусмотрено.
В настоящем судебном заседании представитель Муниципального казенного учреждения «Снежинское лесничество» Нешин В.Ф. ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ- л.д.142 ) и Сергеев С.С.( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.143 ) с исковыми требованиями прокурора не согласились, пояснив, что постановка земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет, возможна после проведения лесоустройства территории земель, покрытых лесом в границах Снежинского городского округа. Учитывая, что отсутствует надлежащее финансирование для проведения лесоустройства, по мнению представителей, иск о постановке указанных земель на кадастровый учет заявлен прокурором преждевременно.
Представитель третьего лица -Муниципального казенного учреждения “Комитет по управлению имуществом города Снежинска” Гагарин А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 144), с заявленным иском не согласился, пояснив, что требует уточнения площадь земельных участков, покрытых лесом, подлежащих постановке на кадастровый учет. При этом в иске прокурора, по мнению представителя, выдвигается нереальный срок для проведения работы по постановке указанной площади на кадастровый учет. Представитель Гагарин А.А. просит отказать в удовлетворении иска.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица – представитель Главного управления лесами Челябинской области, в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие. Как следует из содержания отзыва, иск прокурора ЗАТО г. Снежинска поддерживают в полном объеме (л.д.138-139).
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора ЗАТО г. Снежинск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом п.п.«г» п.3 ч.2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
На основании п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа.
Данное положение Федерального закона также закреплено в п. 29 ст. 38 Устава муниципального образования “ Город Снежинск “, утвержденного постановлением Снежинского городского Совета депутатов от 18.12.1996 г. № 37(л.д.55), согласно которому к полномочиям администрации отнесены вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа( п. 29 ст. 38 Устава),муниципального лесного контроля ( п. 43 ст. 38).
На основании п. 1, 5, 6 ч. 1, ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
По информации, предоставленной директором Муниципального казенного учреждения «Снежинское лесничество» ( далее по тексту – МКУ «Снежинское лесничество» ), на территории Снежинского городского округа земли, покрытые лесом и не поставленные на государственный кадастровый учет, составляют площадь <данные изъяты> га ( л.д. 8,15 ), при этом указанные леса не входят в государственный лесной фонд и не отнесены к лесному фонду Челябинской области.
На основании ст. 14.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Снежинского городского округа от 10.02.2012 № 162 (л.д. 16) утвержден лесохозяйственный регламент МКУ «Снежинское лесничество», являющийся основой для осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, находящихся в пределах территории Снежинского городского округа, за исключением лесных участков, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности. Также, указанным постановлением возложена на МКУ «Снежинское лесничество» обязанность руководствоваться лесохозяйственным регламентом.
По сведениям, содержащимся в указанном лесохозяйственном регламенте, на территории Снежинского городского округа земли, покрытые лесом, составляют площадь <данные изъяты> га ( л.д. 17 ).
Исходя их вышеприведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что администрация Снежинского городского округа является собственником городских лесов, расположенных в границах территории <адрес> на земельном участке общей площадью <данные изъяты> гектар.
При этом судом установлено, что фактически администрацией <адрес> как собственником городских лесов выполняются отдельные положения Лесного кодекса РФ, в частности принят лесохозяйственный регламент (л.д.16), выполняются отдельные мероприятия по воспроизводству и охране лесов. Как следует из Акта Контрольно-счетной палаты <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п.6 ст. 2 Лесного кодекса РФ в рамках предоставленных законом полномочий было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № “ О мероприятиях по реализации отдельных положений Лесного Кодекса РФ на территории ЗАТО <адрес> “ ( л.д.85- оборот).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что мероприятия по выполнению требований лесного законодательства проводятся администрацией не в полном объеме, чем нарушаются интересы жителей муниципального образования, создается реальная угроза потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.
В частности, исследованные доказательства свидетельствуют о том, что мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство городских лесов администрация Снежинского городского округа в надлежащем объеме и в установленном порядке не осуществляет, земельные участки, занятые городскими лесами, на кадастровый учет в полном объеме не поставлены, право собственности на участки не оформлено.
Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Таким образом, лесные участки, являющиеся в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ одним из видов земельных участков, относятся к объектам недвижимости. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования объекта недвижимости или изменения его характеристик производится его государственный кадастровый учет. Необходимость проведения государственного кадастрового учета в отношении лесных участков подтверждается также требованиями ст. 72 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Из анализа ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ч. 3 ст. 23, ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
Учитывая, что в силу закона, указанные действия являются обязательными и их неисполнение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.
Доводы представителя администрации Кордова Д.Н., оглашенные в судебном заседании из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ-л.д.109) о том, что у администрации отсутствует обязанность по постановке земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, так как анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Не оспаривая того, что непосредственно постановка земель, покрытых лесом, на кадастровый учет, находится в ведении Муниципального казенного учреждения “Комитет по управлению имуществом <адрес>”, из норм действующего законодательства следует, что инициирование кадастрового учета отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Судом отклоняются доводы представителя администрации Горелова А.Б., оглашенные из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ- л.д. 109 ), согласно которым отсутствует понятие городских лесов, что исключает возможность удовлетворения заявленного иска.
В силу статьи 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно части 2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Городские леса в силу подпункта "г" пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к категории защитных лесов.
Из толкования приведенных выше норм следует вывод о том, что городские леса относятся к категории защитных лесов, в состав лесного фонда, являющегося федеральной собственностью, не входят.
Законодательство Российской Федерации, используя термин "городские леса", не содержит определения понятия "городские леса". Вместе с тем, в законодательстве содержатся положения, регулирующие правовой режим городских лесов.
В соответствии с пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
В силу части 8 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Городские леса расположены в границах Снежинского городского округа, доказательств, подтверждающих их нахождение в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации, не имеется, следует вывод о том, что распоряжение земельными участками, на которых расположены городские леса, относится к компетенции администрации <адрес>.
Судом рассмотрены доводы представителей третьего лица МКУ «Снежинское лесничество» Нешина В.Ф. и Сергеева С.С. о том, что преждевременна постановка земель на кадастровый учет. Указанные доводы подлежат отклонению в связи с тем, что согласно постановлению администрации Снежинского городского округа от 10.02.2012 за № 162 утвержден лесохозяйственный регламент. Указанное обстоятельство свидетельствует о частичном выполнении администрацией Снежинского городского округа требований федерального законодательства в области лесоустройства.
Отклоняя указанные доводы, суд считает, что наличие лесохозяйственного регламента, а также предоставленная МКУ «Снежинское лесничество» информация о границах и площадях участков на территории Снежинского городского округа ( л.д.17-18) позволяют по существу разрешать вопрос о постановке земельных участков, покрытых лесом, на кадастровый учет.
При этом судом обращено внимание, что 6 земельных участков, покрытых лесом поставлены на кадастровый учет, о чем свидетельствует Акт № от ДД.ММ.ГГГГ контрольно-счетной палаты <адрес> ( л.д.86)
Доводы представителя третьего лица - МКУ “Комитет по управлению имуществом <адрес>” Гагарина А.А. о том, что предъявленная в исковых требованиях площадь земельных участков, покрытых лесом ( <данные изъяты> гектар), подлежащих кадастровому учету, четко не разграничивает нахождение указанных земель в федеральной или муниципальной собственности, судом отклоняются, по следующим основаниям.
Согласно постановлению администрации Снежинского городского округа от 10.02.2012 за № 162 ( л.д.16) лесохозяйственный регламент был утвержден в отношении лесов на территории муниципального образования, за исключением лесных участков, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности. Руководствуясь лесохозяйственным регламентом, директором МКУ «Снежинское лесничество» дана официальная информация о площади земель, покрытых лесом, не поставленных на кадастровый учет, площадь таких земельных участков составляет <данные изъяты> гектар.
У суда нет оснований сомневаться в предоставленной информации, в связи с чем не требует дополнительной проверки вопрос о площади земель, покрытых лесом, требующих постановки на кадастровый учет.
Срок для исполнения возложенной на администрацию обязанности по постановке земель на кадастровый учет является разумным.
В силу ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства влечет нарушение интересов Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, привлечения виновных лиц к ответственности. Кроме того, неисполнение администрацией Снежинского городского округа обязанностей по постановке земельных участков, покрытых лесов, влечет невозможность их предоставления, для любых видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ.
Заявленный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ЗАТО <адрес>, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести постановку земельных участков, покрытых лесом, площадью <данные изъяты> гектар на кадастровый учет, оформить право собственности на них в границах Снежинского городского округа, удовлетворить.
Обязать администрацию Снежинского городского округа <адрес> провести постановку земельных участков, покрытых лесом, площадью <данные изъяты> на кадастровый учет, оформить право собственности на них в границах Снежинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Снежинский городской суд в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Симонян