Судья Левина С.А. гр. дело № 33 - 10394
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Шуковой Н.М.
Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации г.о. Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 августа 2011 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора города Сызрани в интересах Мартыненко Е.О. к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань предоставить Мартыненко Е.О. социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующего законодательства за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,
Мнение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сызрани, действуя в интересах Мартыненко Е.О., обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о предоставлении денежных средств- социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований указал, что Мартыненко Е.О., 21.12.1988 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации г.о. Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.2010 года № 14-ГД), однако до настоящего времени ни жилым помещением, ни социальной выплатой на приобретение жилого помещения не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Сызрани просил суд удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации г.о. Сызрань Самарской области – Артюшин Н.В. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела следует, что Мартыненко Е.О., 21.12.1988 года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, родители которой умерли.
06.05.2011 г. она обратилась в Администрацию г. Сызрани с заявлением о постановке ее на очередь на внеочередное получение жилья, т.к. является сиротой.
На заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о. Сызрань № 23 от 17.08.2011 г. решено включить Марыненко Е.О. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о рождении, копиями свидетельств о смерти родителей, выпиской из заседания жилищной комиссии, копиями справок Сызранского филиала ГУП «ЦТИ», сообщениями Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения: по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной зайдите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах: Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 № 14-ГД) для указанной категории граждан - лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления жилой площади составляет 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жилья.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного Кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы государственной власти субъектов РФ, за счет средств их бюджетов.
Частью 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.006 года № 27-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленных ст. 5 настоящего Закона.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам. .. в соответствии с их письменного заявления может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам... определяется Правительством Самарской области.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года № 152-ГД " Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п. 1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления им социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд пришел к правильному выводу о том, что Мартыненко Е.О., 21.12.1988 года рождения в настоящее время имеет право на внеочередное и незамедлительное обеспечение со стороны Администрации городского округа Сызрань жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных ст. 5 Закона Самарской области от 11.07.06 года № 87-ГД (в редакции от 09.02.10 № 14-ГД).
Установлено, что до настоящего времени жилым помещением Мартыненко Е.О. не обеспечена, что нарушает ее право на жилище, гарантированное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора г. Сызрани об обязании Администрации г.о. Сызрань представить Мартыненко Е.О. денежные средства (за счет средств областного бюджета) для приобретения жилого помещения согласно действующего
законодательства.
Поскольку уполномоченным органом, осуществляющим формирование списков и организацию обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань, суд правомерно счел нецелесообразным указывать в решении срок выделения денежных средств – 2011 г.
В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получение жилья, на 2011 год Мартыненко Е.О. не значится, денежные средства, выделенные на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2011 г., распределены.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии средств, необходимых для выделения Мартыненко Е.О., несостоятельны, поскольку не освобождают ответчика от выполнения обязанностей, установленных законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 30 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи