Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеина М.С., с участием представителя административного истца Новоженова С.Ю. - Масаева Т.И., действующего по нотариально удостоверенной доверенности от 31 июля 2018 года, представителя административного ответчика – зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. – Зверева Д.М., действующего на основании доверенности от 11 ноября 2017 года, прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Зуева А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-143/2018 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженова С.Ю. к зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершневу Д.П., Тулунской городской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование административных исковых требований зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю. указывает, что 11 августа 2018 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. изготовлен агитационный печатный материал - «Дело» информационный бюллетень № 2, тираж 40 000,00 экземпляров.
Административный истец считает, что в данном агитационном печатном материале содержатся обещания предоставления избирателям материальных благ, в частности на странице 1: «..я начал заниматься проектом по строительству завода стеклокомпозитов в Тулуне... Завод будет!..»; на странице 2 пункт 1 программы «..его важная часть – создание в Тулуне завода стеклокомпозитов... ведется активная подготовка к возведению сразу двух объектов: горно-обогатительного комбината... и предприятия по производству продукции из стеклокомпозитных материалов…», пункт 4 программы «… я обеспечу полноценное финансирование строительства и ремонта системы водоснабжения и водоотведения, включая артезианские скважины, колодцы и колонки на территории округа...», пункт 7 программы «… реализую проект создания современного сосудистого центра для жителей нашего округа. Кроме того, сделаю так, чтобы новое оборудование и медикаменты поступили в уже существующие больницы и фельдшерские пункты...», «… сделаю все для строительства нового качественного, современного туберкулезного диспансера за пределами города Тулун…»; на странице 4: «… механизм запущен полтора года назад, и завод будет – 100 %».
Ссылаясь на пункт 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), кандидат Новоженов С.Ю. полагает, что вышеуказанными действиями кандидат Шершнев Д.П. проводит агитацию, воздействует на избирателей посредством выдачи им вышесказанных обещаний, прямо нарушает его права кандидата, поскольку все кандидаты, согласно пункту 1 статьи 39 названного Федерального закона обладают равными правами и несут равные обязанности, в том числе право агитировать и обязанность вести агитацию в строгом соответствии с требованиями закона.
Установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией влечет отмену регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
В уточненных исковых требованиях административный истец указал, что 23 августа 2018 года в газете «Земля Тулунская» № 35 (11103) на странице 4 опубликовано агитационное интервью кандидата Шершнева Д.П., в котором он позиционирует себя как учредитель и инвестор завода стеклокомпозитов в Тулуне, кандидат в Законодательное собрание Иркутской области.
Истец полагает, что в данном интервью кандидат Шершнев Д.П. воздействует на избирателей посредством обещаний предоставления им материальных благ:
«- Итак, завод будет?
- Разумеется. В этот проект уже вложены очень большие деньги. Я уже говорил, что соответствующая сумма в разы превышает бюджет моей избирательной кампании. Закупается оборудование. Уже подобраны технологии, проведено проектирование, земельный участок в необходимую категорию переведен. Осуществляются геодезические работы. 10 сентября пройдет объявлен конкурс на куплю-продажу и аренду земли под завод. Мы выиграем этот аукцион и незамедлительно начнем строительство...».
Истец указывает, что из письма, полученного из администрации города Тулуна, следует, что Шершнев Д.П. не обращался с заявлениями об изыскании земельного участка для строительства завода стеклокомпозитов в Тулуне. Администрацией были сформированы 2 земельных участка, соответствующих данным целям, но за предоставлением их в аренду никто не обращался. Бизнес-план по строительству в администрацию города не представлен, соответственно, сообщить о сроках строительства, производственных мощностях, количестве рабочих мест, инвесторах администрация не имеет возможности.
Административный истец полагает, что строительство завода стеклокомпозитов является предвыборным обещанием, безусловно, положительно влияющее на оценку кандидата Шершнева Д.П. избирателями.
18 июля 2018 года кандидат Шершнев Д.П. выпустил агитационный печатный материал - листовку формата А:4 «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает» тиражом 1000 экземпляров. На оборотной стороне данной листовки содержится анкета трудового резерва, которую избиратель должен был заполнить и передать в штаб Шершнева Д.П. для последующего трудоустройства.
Из вышеуказанного интервью следует, что кандидат Шершнев Д.П. осуществляет набор сотрудников на завод: «Известно, что завод стеклокомпозитов набирает сотрудников для того, чтобы к началу работы предприятия команда специалистов уже была сформирована. На предварительные собеседования, которые профориентационный центр провел в Тулунском аграрном техникуме, постоянно кто-то приходил и мешал конструктивной работе..».
Также истец считает, что по информации, которую кандидат Шершнев Д.П. подтверждает в своем интервью в указанной выше газете, в Тулунском аграрном техникуме в период с 14 - 17 августа 2018 проводились анкетирование и собеседования с жителями города Тулун с целью последующего трудоустройства на завод стеклокомпозитов.
Истец полагает, что имеют место неоднократные случаи использования Шершневым Д.П. преимуществ своего должностного или служебного положения, которое в силу подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.
Согласно подпункту «а» пункта 5 статьи 40 указанного Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, и (или) избранию кандидатов.
Административный истец считает, что кандидат в депутаты Шершнев Д.П. неоднократно воздействовал на избирателей посредством обещаний создания для них материальных благ (строительство завода, создание рабочих мест и т.д.), безвозмездно оказывал услуги по трудоустройству, в отрыве от каких-либо государственных или муниципальных программ. Он является учредителем и генеральным директором ООО «Н.», основным видом деятельности которого является деятельность по подбору персонала, работники этого профориентационного центра проводили предварительные собеседования и анкетирование в период с 14 по 17 августа 2018 года в Тулунском аграрном техникуме с целью последующего трудоустройства на завод стеклокомпозитов, что подтверждает, по мнению истца, факт использования кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. преимущества должностного или служебного положения при осуществлении своей избирательной кампании, так как собеседования и анкетирование проводили работники ООО «Н.», генеральным директором которого является Шершнев Д.П.
Административный истец, ссылаясь на положения подпунктов «г» и «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, просит отменить регистрацию Шершнева Д.П. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
Административный истец – зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Новоженова С.Ю. – Масаев Т.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный ответчик - зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнев Д.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель административного ответчика - зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. – Зверев Д.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал, представил суду письменные возражения, полагал, что основания для их удовлетворения отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Административный ответчик - Тулунская городская территориальная избирательная комиссия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила возражения на иск, в которых просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательной комиссии.
Заинтересованное лицо – избирательное объединение Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ», надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыва на иск не представила.
Заинтересованное лицо - избирательное объединение ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на иск не представило.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Иркутской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя и письменные пояснения, в которых указывает, что полагает требования кандидата Новоженова С.Ю., изложенные в административном исковом заявлении, не подлежащими удовлетворению. Оснований для отмены регистрации не имеется, так как факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. не доказан.
Прокурор Зуев А.О. в заключении полагал, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Зуева А.О., исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с частями 1 и 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Положения части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области регулируется Законом Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ).
Законом Иркутской области «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» был сформирован избирательный округ № 17, в установленных границах муниципальных образований Куйтунский район, «город Тулун», «Тулунский район».
Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 05 июня 2018 года № 63/2-ЗС были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва на 09 сентября 2018 года. Указанное постановление опубликовано в газете «Областная» от 8 июня 2018 года № 61 (1818).
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1133 была сформирована Тулунская городская территориальная избирательная комиссия.
Судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года № 187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-4,6,8,9, 11-22 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва возложены на территориальные комиссии, согласно приложению № 1.
Согласно Перечню территориальных избирательных комиссий, на которые возлагаются полномочия окружных территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва (приложение № 1 к указанному выше постановлению) на Тулунскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1134 председателем Тулунской городской избирательной комиссии назначена Цезарева С.В., член Тулунской городской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 18 июня 2018 года № 4/30 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ» по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 17 значится Новоженов С.Ю., дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 17.
13 июля 2018 года Тулунской городской территориальной избирательной комиссии принято решение № 61/474 о регистрации Новоженова С.Ю., выдвинутого избирательным объединением Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ», кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 12 июля 2018 года № 11/115 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, выдвинутых избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатным избирательным округам. В списке под номером 12 значится Шершнев Д.П., дата рождения – <дата изъята>, одномандатный избирательный округ № 17.
Решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 зарегистрирован Шершнев Д.П., выдвинутый избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю., выдвинутый избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, оспаривает регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П., выдвинутого избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Судом установлено, что Новоженов С.Ю., <данные изъяты>, выдвинутый Политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ и зарегистрированный в составе областного списка кандидатов данного избирательного объединения, зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 13 июля 2018 года № 61/474 «О регистрации С.Ю. Новоженова кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17».
Шершнев Д.П., <данные изъяты>, выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в качестве кандидата в депутаты, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 «О регистрации Д.П. Шершнева кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17».
22 августа 2018 г. зарегистрированный кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженов С.Ю. подал в Иркутский областной суд административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.В. с соблюдением процессуального срока, установленного частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты.
Являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17, административный истец в силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. в Иркутский областной суд (пункт 8 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ содержит указание на то, с которого момента кандидат считается выдвинутым и приобретает свои права и обязанности как кандидат в депутаты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 14.3 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - также в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.
Из материалов дела следует, что кандидат в депутаты Шершнев Д.П. представил в окружную избирательную комиссию необходимые документы для выдвижения 13 июля 2018 года. С этого момента он приобрел соответствующие права и обязанности как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Решением Тулунской городской территориальной избирательной комиссии от 22 июля 2018 года № 64/488 кандидат в депутаты Шершнев Д.П., выдвинутый избирательным объединением ИРКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ под агитационными материалами понимаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.
Согласно подпункту «е» пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предвыборной агитацией признается осуществляемая в период избирательной кампании деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов.
Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов регламентированы статьей 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в силу пункта 1 статьи 54 данного федерального закона кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде (пункт 3 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Исследовав материалы дела, выслушав объяснение сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора Зуева А.О., полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Права и обязанности кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 на Шершнева Д.П. стали распространяться с 13 июля 2018 года.
В соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях, когда установлен факт неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения или факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. Перечень оснований к отмене регистрации кандидата, изложенный в указанной выше статье Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что 11 августа 2018 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. организацией ООО «Б.» (<данные изъяты>), тиражом 40 000,00 экземпляров был изготовлен за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. агитационный печатный материал - «Дело» информационный бюллетень № 2». Программа кандидата для города Тулуна».
Соблюдение кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. требований пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала подтверждается представленным Тулунской городской территориальной избирательной комиссией уведомлением, поданным ей кандидатом Шершневым Д.П. 12 августа 2018 года, вх. № 08-14/532.
Из данного уведомления следует, что кандидатом Шершневым Д.П. изготовлен информационный бюллетень «Программа кандидата для города Тулуна», объемом 4 полосы формата А3, красочность 4+4, бумага газетная 45гр/м2, тиражом 40 000,00 экземпляров на сумму 50 706,00 рублей.
Факт оплаты кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. ООО «Б.» работ по изготовлению данного печатного материала за счет избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. подтверждается представленной суду копией платежного поручения № 25 от 10 августа 2018 года на сумму 50 706,00 рублей, а также Выпиской ПАО «СБЕРБАНК» от 24 августа 2018 года из лицевого счета <номер изъят> Шершнева Д.П. за период с 09 июля по 24 августа 2018 года, строка 33.
Согласно сведениям, представленным суду Тулунской городской территориальной избирательной комиссей, ООО «Б.» выполнило требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представило о себе сведения, предусмотренные указанной нормой закона, указано в перечне организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов под № 24.
Анализируя указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о соблюдении Шершневым Д.П. порядка изготовления данного печатного агитационного материла, установленного статьей 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Административный истец полагает, что агитационный печатный материал «Дело» информационный бюллетень № 2». Программа кандидата для города Тулуна», изготовленный и оплаченный кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. содержит обещания предоставления избирателям материальных благ, которые можно квалифицировать как подкуп избирателей, а именно: в данном агитационном печатном материале содержатся обещания предоставления избирателям материальных благ, в частности на странице 1: «..я начал заниматься проектом по строительству завода стеклокомпозитов в Тулуне... Завод будет!..»; на странице 2 пункт 1 программы «..его важная часть – создание в Тулуне завода стеклокомпозитов... ведется активная подготовка к возведению сразу двух объектов: горно-обогатительного комбината... и предприятия по производству продукции из стеклокомпозитных материалов…», пункт 4 программы «… я обеспечу полноценное финансирование строительства и ремонта системы водоснабжения и водоотведения, включая артезианские скважины, колодцы и колонки на территории округа...», пункт 7 программы «… реализую проект создания современного сосудистого центра для жителей нашего округа. Кроме того, сделаю так, чтобы новое оборудование и медикаменты поступили в уже существующие больницы и фельдшерские пункты...», «… сделаю все для строительства нового качественного, современного туберкулезного диспансера за пределами города Тулун…»; на странице 4: «… механизм запущен полтора года назад, и завод будет – 100 %».
Административный истец полагает, что данная информация является подкупом избирателей, кроме того, она не соответствует действительности, ссылается на письмо Мэра города Тулуна Карих Ю.В. от 23 августа 2018 года № 4201 на запрос кандидата в депутаты Новоженова С.Ю.
Из содержания данного письма следует, что Шершнев Д.П. обращался в администрацию города Тулуна с заявлением о рассмотрении возможности представления земельного участка под строительство завода стеклокомпозитов, были подобраны земельные участки площадью 68 га и 25,8 га в районе СХТ г. Тулун, примерно в 700 м. юго-западнее здания Иркутской базы авиационной охраны лесов (ул. Совхозная, 24б).
Так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Тулуна эти земельные участки входили в зону жилой застройки и зону резервных территорий, администрация города приняла решение о внесении изменений в Генеральный план города Тулуна и Правила землепользования и застройки в части изменения функциональной зоны «Жилой застройки» на «Зону промышленных объектов IV - V классов опасности» в районе бывшего аэропорта. В настоящее время все изменения внесены, документы поданы в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта на данный земельный участок.
В данном письме мэр города Тулуна сообщает, что заявление по предоставлению земельного участка в аренду в районе бывшего аэропорта с измененной зоной промышленной застройки П-2 длястроительства какого-либо промышленного объекта на сегодняшний день вадминистрацию города не поступало, кроме того, в администрацию города не представлен бизнес-план по строительству завода стеклокомпозитов, в связи с чем отсутствует информация о реальных производственных мощностях, количестве рабочих мест. По имеющейся информации, только начинаются изыскательные работы, исходя из чего мэр делает вывод об отсутствии проекта строительства завода стеклокомопозитов.
Пунктом 2 статьи 56 этого же Федерального закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Исходя из чего, действия кандидатов в качестве подкупа избирателей могут быть квалифицированы лишь при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата либо ставились в зависимость от результатов выборов.
Анализируя указанные административным истцом высказывания кандидата в депутаты Шершнева Д.П. в агитационном печатном материале «Дело» информационный бюллетень № 2». Программа кандидата для города Тулуна», а также содержание письма Мэра города Тулуна Карих Ю.В. от 23 августа 2018 года № 4201, суд приходит к выводу о том, что данные высказывания не доказывают факт подкупа избирателей кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. путем обещаний предоставления материальных благ, поскольку преследуют цель доведения до избирателей предвыборной программы кандидата в депутаты Шершнева Д.П. и не предполагают вручение избирателям денежных средств, подарков и иных материальных ценностей (в том числе по итогам голосования) либо оказание услуг.
Довод административного истца о сообщении кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. не соответствующей действительности информации о строительстве завода стеклокомпозитов опровергается представленным суду письмом Мэра города Тулуна Карих Ю.В. от 23 августа 2018 года № 4201, из которого следует, что подготовительные работы по строительству завода стеклокомпозитов проводятся, изменены Генплан г. Тулуна и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка, на котором предполагается строительство завода, к соответствующей ему функциональной зоне, администрацией поданы документы в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта на данный земельный участок, на участке проводятся изыскания.
Судом установлено, что 18 июля 2018 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнева Д.П. индивидуальным предпринимателем Д., <данные изъяты>, выпущен агитационный печатный материал – буклет (административный истец обозначает его как «Листовка») формата А:4 «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», тиражом 1000 экземпляров, заказ № 1. На оборотной стороне данной листовки содержится анкета трудового резерва.
Соблюдение кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. требований пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала подтверждается представленным Тулунской городской территориальной избирательной комиссией уведомлением, поданным ей кандидатом Шершневым Д.П. 18 июля 2018 года, вх. № 01-19/410.
Из данного уведомления следует, что кандидатом Шершневым Д.П. изготовлен информационный буклет, тиражом 1000,00 экземпляров, индивидуальным предпринимателем Д., указаны ее ИНН и адрес местонахождения.
Факт оплаты индивидуальному предпринимателю Д. кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. работ по изготовлению данного печатного материала за счет избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. подтверждается представленной суду копией платежного поручения № 786906 от 18 июля 2018 года на сумму 3 800,00 рублей, а также Выпиской ПАО «СБЕРБАНК» от 24 августа 2018 года из лицевого счета <номер изъят> Шершнева Д.П. за период с 09 июля по 24 августа 2018 года, строка 2.
Согласно сведениям, представленным суду Тулунской городской территориальной избирательной комиссией, индивидуальный предприниматель Д. выполнила требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представила о себе сведения, предусмотренные указанной нормой закона, указана в перечне организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов под № 9.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В ходе исследования данной листовки судом было установлено, что согласно указанным в ней данным заказчиком ее изготовления является кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершнев Д.П., что листовка изготовлена и оплачена за счет средств избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П., тираж 1000,00 экземпляров, дата выпуска 18 июля 2018 года, заказ № 1.
В отношении изготовителя в листовке имеется следующая информация: «Изготовитель: Индивидуальный предприниматель Д., <данные изъяты>, ее индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН) не указан, что является нарушением пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и пункта 4 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ.
В связи с обозначенным выше нарушением, допущенным при изготовлении этого буклета (листовки), Тулунской городской территориальной избирательной комиссией кандидату в депутаты Шершневу Д.П. вынесено предупреждение о недопущении нарушения закона от 18 июля 2018 года исх. № 07-19/249, в котором комиссия указала на недопущение нарушения законодательства о выборах и необходимости срочного прекращения распространения этого агитационного материала.
Предупреждение зарегистрировано в Журнале регистрации документов, отправляемых из комиссии № 03-12, под номером 249, копия которого Тулунской городской территориальной избирательной комиссией представлена суду.
Факт вручения этого предупреждения кандидату в депутаты Шершневу Д.П. 18 июля 2018 года подтверждается распиской Шершнева Д.П. в его получении и административным ответчиком не оспаривается.
Представителем административного ответчика Зверевым Д.М. суду представлена копия акта об уничтожении печатных агитационных материалов от 18 июля 2018 года, из которого следует, что этот буклет (листовка) <данные изъяты> – членом Тулунской городской территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, М. в количестве 902,00 экземпляров была уничтожена путем сжигания в печи.
Вместе с тем, данный буклет (листовка) был распространен кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. в количестве 98 экземпляров.
В подтверждение факта распространения этого печатного материала в Тулунском аграрном техникуме при проведении собеседования и анкетирование работниками кадрового агентства ООО «Н.», генеральным директором которого является Шершнев Д.П., использования преимуществ должностного положения, осуществления подкупа избирателей путем обещания им благ в виде трудоустройства на будущем заводе стеклокопозитов представителем административного истца представлен суду видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «Т.», который находятся на открытом доступе на сайте: <данные изъяты>, в разделе «Архив программ».
Также представитель административного истца Масаев Т.И. полагает, что этим видеосюжетом подтверждается факт использования кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. преимуществ своего должностного положения, как генерального директора кадрового агентства ООО «Н.», использование в предвыборной агитации работников этого предприятия, находящихся в подчинении у кандидата Шершнева Д.П., а также факта подкупа кандидатом Шершневым В.В. избирателей обещанием таких благ как трудоустройство на будущем заводе стеклокомпозитов, оказанием этим центром бесплатной помощи в трудоустройстве избирателей.
Кроме того, представитель полагает, что размещенная на оборотной стороне этого буклета (листовки) «Анкета трудового резерва», также свидетельствует о подкупе избирателей кандидатом в депутаты Шершневым Д.П., поскольку, по его мнению, заполнив и принеся ее Шершневу Д.П., на завод стеклокомпозитов такой избиратель будет трудоустроен, а подав ее в ООО «Н.» получит бесплатную помощь в трудоустройстве.
Согласно представленным суду Сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц об ООО «Н.» (<данные изъяты>), по состоянию на 09 августа 2018 года, учредителем ООО «Н.» и его генеральным директором является Шершнев Д.П., основным видим деятельности ООО «Н.» является деятельность по подбору персонала, дополнительными видами являются – деятельность агентств по подбору персонала, деятельность агентств по временному трудоустройству.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, в том числе, представленный суду печатный материал – буклет (листовка) «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленный 18 июля 2018 года, видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «Т.», учитывая положения пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.
Действия кандидата в депутаты Шершнева Д.П. по размещению на обратной стороне буклета «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленного 18 июля 2018 года, «Анкеты трудового резерва», в контексте положений пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могут быть квалифицированы как подкуп избирателей, так как ни в буклете, ни в этой анкете не содержится указаний на то, что данная анкета должна куда-либо представляться, а также на то, что заполнение этой анкеты и представление ее куда-либо является основанием для трудоустройства на будущий завод стеклокомпозитов, включения в резерв сотрудников для будущего трудоустройства, а также основанием для оказания такому лицу бесплатной помощи кадрового агентства ООО «Н.» по его трудоустройству куда-либо, а также не содержится призывов голосовать за кандидата Шершнева Д.П. или иных кандидатов в депутаты по этому округу, а также не свидетельствует о том, что эти действия осуществлялись по отношению к избирателям под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата либо ставились в зависимость от результатов выборов.
Учитывая изложенное выше, не ставят под сомнение указанный вывод суда видеоматериалы заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленные ООО «Т.», во время которого, давая комментарий по поводу размещения анкеты на оборотной стороне этого буклета Шершнев Д.П. пояснил, что подобную форму использует партнер завода стеклокомпозитов – кадровое агентство ООО «Н.», занимающееся подбором кадров для работы в том числе и других областях, и она не связана с трудоустройством на этот будущий завод.
Таких призывов или обещаний кандидата Шершнева Д.П. осуществить трудоустройство избирателей на будущий завод стеклокопозитов под условием голосования «за» Шершнева Д.П. или «против» иного конкретного кандидата, либо получения каких-либо материальных благ от кандидата в депутаты Шершнева Д.П. в зависимости от результатов выборов видеоматериал заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, подготовленный ООО «Т.», не содержит, как не содержит и недостоверной информации о ходе подготовки к строительству завода стеклокомпозитов в городе Тулуне.
Нарушения, допущенные кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. при изготовлении агитационного материала – «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленного 18 июля 2018 года, в виде не указания ИНН изготовившего его индивидуального предпринимателя, а также распространение 98 экземпляров этого агитационного материла, не может являться основанием для отмены его регистрации судом, поскольку такие нарушения не предусмотрены пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, который расширительному толкованию не подлежит.
Как предусмотрено подпунктом «а» пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, и (или) избранию кандидатов.
Факт неоднократного использования кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. преимуществ своего должностного положения, как директора кадрового агентства ООО «Н.», не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела, так как представленный суду видеоматериал ООО «Т.» заседания круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, не подтверждает то, что работники кадрового агентства ООО «Н.», осуществляя анкетирование и собеседование с жителями г. Тулуна в аграрном техникуме, призывали избирателей голосовать за кандидата Шершнева Д.П. или против иных кандидатов по этому избирательному округу, обещали трудоустройство избирателей на будущий завод стеклокомпозитов в зависимости от результатов выборов и голосования за кандидата Шершнева Д.П. или против иного конкретного кандидата, а также оказывали бесплатные услуги по трудоустройству кому-либо, чем способствовали избранию Шершнева Д.П., а также то, что именно работники этого агентства осуществили распространение 98 экземпляров указанного выше буклета кандидата в депутаты Шершнева Д.П. «Денис Шершнев. Знает. Может. Делает», изготовленного 18 июля 2018 года.
Доказательств проведения этим кадровым агентством иных собеседований и анкетирования помимо проведенного в аграрном техникуме административным истцом суду не представлено, а материалы дела не содержат.
При проверке доводов административного истца и его представителя Масаева Т.И. о подкупе избирателей, воздействии кандидата в депутаты Шершнева Д.П. на избирателей обещанием представления им материальных благ в агитационном интервью в газете «Земля Тулунская» от 23 августа 2018 года № 35 (11103) судом установлено следующее.
В газете «Земля Тулунская» от 23 августа 2018 года № 35 (11103), учредитель ООО «Л.», регистрационный номер свидетельства о регистрации СМИ: <номер изъят>, зарегистрированной в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области <дата изъята>, адрес редакции, издателя: <адрес изъят>, тиражом 3500 экземпляров, на странице 4, размещен агитационный печатный материал «Денис Шершнев: Люди должны жить по-человечески».
В данной публикации имеет место указание на то, что она оплачена из избирательного фонда кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва Шершнева Д.П.
Факт оплаты размещения данной публикации ООО «Л.» за счет избирательного фонда кандидата в депутаты Шершнева Д.П. подтверждается представленной суду копией платежного поручения № 32 от 16 августа 2018 года на сумму 20 000,00 рублей, а также Выпиской ПАО «СБЕРБАНК» от 24 августа 2018 года из лицевого счета <номер изъят> Шершнева Д.П. за период с 09 июля по 24 августа 2018 года, строка 38.
Согласно сведениям, представленным суду Тулунской городской территориальной избирательной комиссией, ООО «Л.», регистрационный номер свидетельства о регистрации СМИ: <номер изъят>, выполнило требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, представило о себе сведения, предусмотренные указанной нормой закона, указано в перечне организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов под № 73.
Судом установлено, что кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. в отношении данного печатного материала не соблюдены требования пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, а также пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала, так как кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. не представлено в Тулунскую городскую территориальную избирательную комиссию уведомление об этой публикации, в печатном или электроном виде данный материал перед публикацией не представлен.
Административный истец и его представитель полагают, что в агитационном материале «Денис Шершнев: Люди должны жить по-человечески» кандидат Шершнев Д.П. позиционирует себя как учредитель и инвестор завода стеклокомпозитов в г. Тулуне, кандидат в Законодательное собрание Иркутской области, осуществляет подкуп избирателей воздействует на них посредством обещаний предоставления им материальных благ, о чем свидетельствуют следующие высказывания:
«- Итак, завод будет ?
- Разумеется. В этот проект уже вложены очень большие деньги. Я уже говорил, что соответствующая сумма в разы превышает бюджет моей избирательной кампании. Закупается оборудование. Уже подобраны технологии, проведено проектирование, земельный участок в необходимую категорию переведен. Осуществляются геодезические работы. 10 сентября пройдет объявлен конкурс на куплю-продажу и аренду земли под завод. Мы выиграем этот аукцион и незамедлительно начнем строительство...».
Также полагают, что из вышеуказанного интервью следует, что кандидат Шершнев Д.П. осуществляет набор сотрудников на завод: «Известно, что завод стеклокомпозитов набирает сотрудников для того, чтобы к началу работы предприятия команда специалистов уже была сформирована. На предварительные собеседования, которые профориентационный центр провел в Тулунском аграрном техникуме, постоянно кто-то приходил и мешал конструктивной работе..».
Исследовав указанный выше агитационный печатный материал «Денис Шершнев: Люди должны жить по-человечески», опубликованный в газете «Земля Тулунская» от 23 августа 2018 года № 35 (11103), материалы дела, выслушав объяснения сторон и заключение прокурора по данному делу, суд приходит к выводу о том, что указанные выше высказывания в контексте положений пункта 2 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не могут быть квалифицированы как подкуп избирателей, так как в них не содержится призывов голосовать за кандидата Шершнева Д.П. или иных кандидатов в депутаты по этому округу, а результаты голосования ставятся в зависимость от возможного трудоустройства на будущий завод стеклокомпозитов, строительство которого планируется.
Доводы административного истца и его представителя о подкупе избирателей высказываниями кандидата в депутаты Шершнева Д.П. о строительстве завода стеклокомпозитов, об использовании кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. преимуществ своего должностного положения, как директора кадрового агентства ООО «Н.», в ходе проводимых в аграрном техникуме в г. Тулуне предварительных собеседований и анкетирования были проверены судом в ходе рассмотрения дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности наличия в указанной выше агитационной деятельности кандидата в депутаты Шершнева Д.П. фактов подкупа избирателей и неоднократного использования преимуществ должностного или служебного положения.
Имеющее место нарушение кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. требований пункта 5 статьи 58 Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ, а также пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ по уведомлению окружной избирательной комиссии об изготовлении агитационного печатного материала «Денис Шершнев: Люди должны жить по-человечески» и опубликовании его в газете «Земля Тулунская» от 23 августа 2018 года № 35 (11103), не является основанием для отмены судом его регистрации, поскольку такого нарушения не предусмотрено пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, который расширительному толкованию не подлежит.
Исследование материалов газеты «Земля Тулунская» от 23 августа 2018 года № 35 (11103) показало, что наряду с агитационным печатным материалом кандидата в депутаты «Денис Шершнев: Люди должны жить по-человечески», в ней опубликованы агитационные материалы о деятельности иных кандидатов (страница 3 статья «Личные встречи – залог успешной депутатской работы»), а также информация о деятельности иных партий, в частности, статья «Современных стадионов должно появляться все больше», страница 19, а также на странице 7 опубликован опрос общественного мнения «Обещать – не значит жениться», в котором изложено негативное мнение об агитационной кампании кандидата в депутаты Шершнева Д.П.
Глава 24 названного кодекса, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) решений избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.
Напротив, в главе 22 этого же кодекса о порядке рассмотрения административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, предусмотрено, что лицо, обратившееся в суд, обязано доказать только нарушение своих прав, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.
Федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик, а в случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (части 8, 11 и 12 статьи 226).
Приведенные законоположения в их системном единстве, свидетельствуют о том, что предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса.
При таком положении, суд приходит к выводу, что административный истец обязан в административном исковом заявлении, поданном в установленный законом срок, указать конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, являющиеся, по его мнению, основаниями для признания постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным, которые суд обязан проверить.
По указанным выше причинам, а также в силу положений части 4 статьи 171 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей, что лица, участвующие в судебных прениях, не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании, судом не приняты во внимание изложенные в ходе выступления в прениях представителя административного истца Масаева Т.И. о допущенном кандидатом в депутаты Шершневым Д.П. в ходе круглого стола по теме: «Тулунский завод стеклокомпозитов» от 18 июля 2018 года, видеоматериал которого подготовлен ООО «Т.», нарушений пункта 1 статьи 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, запрещающего агитацию возбуждающую национальную или религиозную рознь, поскольку данный довод не был оформлен в установленном процессуальном законом порядке как основание административного искового заявления, не заявлялся административным истцом, а также его представителем в ходе рассмотрения данного дела до перехода суда в стадию прений, и не исследовался судом в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Принимая во внимание, что указанные административным истцом – зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженовым С.Ю., выдвинутым избирательным объединением Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, доводы о наличии в представленных суду агитационных материалах Шершнева Д.А. доказательств фактов подкупа избирателей, неоднократного использования преимуществ должностного или служебного положения в ходе рассмотрения дела подтверждения не нашли, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Новоженова С.Ю. к зарегистрированному кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 17 Шершневу Д.П., Тулунской городской территориальной избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата в депутаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2018 года.