Дело № 2а-1372/2018
29RS0022-01-2018-001557-68 29 ноября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Мельницкой А.В.,
с участием представителя административного истца Олефиренко Е.А.,
представителей административных ответчиков Щипаковой О.В., Евсюкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Сташевского В.Р. к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», администрации муниципального образования «Заостровское» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить безопасность дорожного движения,
установил:
Сташевский В.Р. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Приморский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности осуществить дорожную деятельность. В обоснование указал, что пользуется участком автомобильной дороги, расположенной от перекрестка с трассой «Архангельск-Северодвинск» до дома №22 корпус 1 в деревне Малая Тойнокурья Приморского района Архангельской области. Качество дорожного покрытия на данном участке дороги не отвечает предусмотренным законодательством нормам, ГОСТам, СНиПам. Администрация МО «Приморский муниципальный район» является органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено решение вопросов местного значения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам, другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Соблюдение обязанностей по обеспечению содержания автомобильных дорог является одним из основных мероприятий, направленных на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Эксплуатация участка дороги ведется с нарушениями. Полагает, что администрация допускает бездействие, выражающееся в неисполнении законодательства по организации дорожной деятельности – ненадлежащем содержании проезжей части на участке дороги, расположенной от перекрестка с трассой «Архангельск-Северодвинск» до дома № 22 корпус 1 в деревне Малая Тойнокурья Приморского района Архангельской области (разрушена проезжая часть, отсутствуют плиты, оголена арматура). В связи с чем просит суд признать незаконным бездействие администрации в неосуществлении дорожной деятельности, возложить на административного ответчика обязанность по осуществлению дорожной деятельности по приведению состояния участка дороги, расположенной от перекрестка с трассой «Архангельск-Северодвинск» до дома №22 корпус 1 в деревне Малая Тойнокурья Приморского района Архангельской области, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Определением суда от 01.11.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Заостровское», в качестве заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России «Приморский».
Административный истец Сташевский В.Р., представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России «Приморский» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца Олефиренко Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что состояние дорожного покрытия на данном участке не соответствует требованиям Р 50597-2017 – отсутствуют плиты, оголена арматура. Ненадлежащее состояние дороги угрожает жизни и здоровью административного истца, ведет к порче его имущества – автомобиля. Полномочия по осуществлению дорожной деятельности переданы МО «Заостровское», но со стороны администрации муниципального района должен быть надлежащий контроль. Кроме того, просил взыскать с ответчиков в равных долях судебные расходы, понесенные истцом в связи с подачей административного иска, в размере 15 000 рублей на оплату услуг представителя и 300 рублей на уплату госпошлины при подаче иска.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Приморский муниципальный район» Щипакова О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что полномочия по содержанию дороги по соглашению от 05.10.2015 переданы администрации МО «Заостровское», в связи с чем администрация МО «Приморский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком по делу. Администрацией МО «Приморский муниципальный район» выделяются денежные средства на осуществление дорожной деятельности. Проектом реконструкции автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» в 2020-2021 годах предусмотрено переустройство, в том числе, данного участка дороги. С требованиями о взыскании судебных расходов не согласна, считает их завышенными.
Представитель административного ответчика - администрации МО «Заостровское» Евсюков А.В. в судебном заседании с иском не согласился. Не отрицал, что полномочия по содержанию дороги переданы администрации МО «Заостровское», однако, согласно данным ГИБДД, дорожное покрытие спорного участка дороги находится в удовлетворительном состоянии. Поскольку запланирована реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», которая коснется также спорного участка дороги, осуществление ремонтных работ считает нецелесообразным. Заявленные судебные расходы полагает необоснованно завышенными.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ), одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ), содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 8, 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании соглашения от 05.10.2015 администрация МО «Приморский муниципальный район» передала администрации МО «Заостровское» полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 2 п. 1.1 соглашения).
Согласно п. 2.4.3 Соглашения финансовое обеспечение дорожной деятельности осуществляется межбюджетными трансфертами из бюджета муниципального района.
Из материалов дела следует, что спорный участок дороги -автодорожный подъезд к д.Малая Тойнокурья относится к дорогам общего пользования в границах сельского поселения, состоит на балансе МО «Заостровское».
По запросу суда 16.11.2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России «Приморский» Гапчич А.А. составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке «Автодорожный подъезд к д.Малая Тойнокурья».
Выявлены следующие недостатки: на участке км. 01000 – км. 01181 образованы дефекты покрытия проезжей части, выраженные в виде просадок с пологими краями (длина менее 15 см., глубина менее 5 см., площадь менее 0,6 кв.м.), однако, в настоящее время, покрытие проезжей части содержится в уплотненном снежном покрове.Согласно ст. 2, 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
ГОСТом Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст), установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размера отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине - 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см.
Стороной истца в судебное заседание представлены фотоматериалы, согласно которым проезжая часть на рассматриваемом участке дороги разрушена, в некоторых местах отсутствуют железобетонные плиты, оголена арматура.
Данные доказательства стороной ответчика не оспариваются, доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Несмотря на несоответствие спорного участка дороги требованиям ГОСТ, на момент рассмотрения дела ремонтные работы на нем не выполнены.
Не устранение выявленных недостатков создает условия для нарушения прав и законных интересов истца как участника дорожного движения.
С учетом заключенного между администрацией муниципального района и администрацией поселения соглашения о передаче полномочий в сфере дорожной деятельности, администрация МО «Заостровское» является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязана содержать автомобильные дороги в соответствии с требованиями нормативной документации.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации МО «Заостровское», выразившегося в неосуществлении дорожной деятельности на участке проезжей части автомобильной дороги общего пользования местного значения – инд. № 11252808 ОПМР-16 – «Автодорожный подъезд к деревне Малая Тойнокурья», протяженностью 181 метр и обязания администрации МО «Заостровское» осуществить дорожную деятельность по приведению состояния участка проезжей части данной автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
Довод стороны административного ответчика о том, что планируется реконструкция федеральной трассы М-8 «Холмогоры», которая затронет спорный участок дороги, является несостоятельной, поскольку реализация II этапа объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» запланирована на 2020-2021 годы, в то время как эксплуатация указанного административным истцом участка дороги производится в настоящее время.
По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности по приведению участка дороги в соответствие предъявляемым требованиям, суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем, подлежащих совершению организационных и иных мероприятий. С учетом особенностей бюджетного планирования, финансирования, объема и характера, подлежащих принятию администрацией организационных мероприятий, срок исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, следует установить в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда. Указанный срок является разумным с учетом необходимого объема работ и климатических условий местности.
В силу ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе и расходы на оплату услуг представителей (ст. 106 КАС РФ).
Согласно ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ст.112 КАС РФ).
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.
Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении судебных издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В подтверждение понесенных административным истцом расходов на оплату услуг представителя в суд представлен договор об оказании юридических услуг от 02.10.2018, квитанция к приходному кассовому ордеру № 193 т 31.10.2018 об оплате 15 000 рублей, которыми предусмотрена оплата исполнителю услуг по настоящему административному делу.
Интересы административного истца по административному делу в судебном заседании представлял представитель Олефиренко Е.А.
В связи с изложенным, расходы административного истца на оплату услуг представителя подлежат взысканию с административного ответчика – администрации муниципального образования «Заостровское», как с надлежащего ответчика по делу и стороны, проигравшей в споре.
Суд вправе уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела, в частности, при представлении второй стороной доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Административным ответчиком – администрацией МО «Заостровское» представлены возражения относительно суммы заявленных судебных расходов.
Учитывая объем проделанной представителем административного истца работы (составление административного иска, участие в 3 судебных заседаниях небольшой продолжительности), качество подготовленных в суд документов, характер и шаблонность спора, возражения стороны ответчика, суд считает разумными расходы на оплату услуг представителя, подлежащие взысканию, в сумме 5 000 рублей.
В порядке ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Сташевского В.Р. к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», администрации муниципального образования «Заостровское» о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить безопасность дорожного движения удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Заостровское», выразившееся в неосуществлении дорожной деятельности на участке проезжей части автомобильной дороги общего пользования местного значения – инд. № 11252808 ОПМР-16 – «Автодорожный подъезд к деревне Малая Тойнокурья», протяженностью 181 метр.
Обязать администрацию муниципального образования «Заостровское» в течение 1 (одного) года со дня вступления в законную силу решения суда, осуществить дорожную деятельность по приведению состояния участка проезжей части автомобильной дороги общего пользования местного значения – инд. № 11252808 ОПМР-16 «Автодорожный подъезд к деревне Малая Тойнокурья», протяженностью 181 метр, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В удовлетворении исковых требований Сташевского В.Р. к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования «Заостровское» в пользу Сташевского В.Р. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 (пять тысяч) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, всего взыскать 5 300 рублей (пять тысяч триста) рублей.
В остальной части во взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Шитикова