Дело №2-330/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Дианкиной А.В.
при секретаре Рыбакиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Сетевая компания» в интересах филиала – «Приволжские электрические сети» к Иктисамовой Нурание Минзакиевне, Сабирзянову Газизжану Галимжановичу о признании постройки самовольной и ее сносе,
установил:
ОАО «Сетевая компания» обратилось в суд с иском к Сабирзянову Г.Г. о признании самовольной постройкой дачного дома и бани, расположенных по адресу: <адрес>; об обязании Сабирзянова Г.Г. произвести снос дачного дома, бани и металлического забора, расположенных в границе охранной зоны ВЛ 110 кВ по адресу: <адрес> на участке с кадастровым номером №; взыскании расходов по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.
В обосновании иска указано, что ОАО «Сетевая компания» на праве собственности принадлежит Энергетический производственный технический комплекс Базы ПЭС, в состав которого, в том числе, входит воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ Казанская ТЭЦ-3 -Площадка Z. Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 17.11.2006 № в отношении ВЛ 110 кВ были утверждены охранные зоны - зоны особого условия использования прилегающих к линии электропередачи земельных участков. Согласно акту проверки от 17.08.2018 «Сетевая компания» Приволжские электрические сети, в границах охранной зоны ВЛ 110 кВ Казанская ТЭЦ-3 - Площадка Z в пролетах опор № на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес> незаконно размещены дачный дом, баня и металлический забор, собственником которых является Сабирзянов Г.Г. Объекты ответчика находятся на земельном участке, в отношении которого установлены ограничения, в виде охранной зоны воздушной линии электропередачи. С заявлением о согласовании размещения вышеуказанных объектов в охранной зоне ВЛ 110 кВ ответчик к истцу не обращался. Согласование с истцом размещения объектов ответчика в охранной зоне ВЛ 110 кВ отсутствует. В целях урегулирования спора мирным путем при составлении акта было составлено и направлено ответчику по почте уведомление. Однако по истечении срока нарушение не устранено, ввиду отсутствия добровольного удовлетворения требований по устранению нарушений со стороны ответчика истец вынужден обратиться в суд.
Определением Зеленодольского городского суда РТ от 3.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Иктисамова Н.М., СНТ «Здоровье».
Определением Зеленодольского городского суда РТ от 25.01.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Иктисамова Н.М.
На судебном заседании представитель истца ОАО «Сетевая компания» Важин И.В., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования и круг ответчиков, и просил:
- признать самовольными постройками, принадлежащие Иктисамовой Н.М. дачный дом и баню, расположенные по адресу: <адрес>;
- обязать Иктисамову Н.М. произвести снос дачного дома, бани и металлического забора, расположенных в границе охранной зоны ВЛ 110 кВ по адресу: <адрес> на участке с кадастровым номером №;
- взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 6 000 руб.
Представитель ответчика Иктисамовой Н.М. – Каримов Л.А., действующий по доверенности, уточнённые исковые требования не признал, пояснив, что охранные зоны утверждены только с 2006 года, а постройки ответчика были возведены в 1999 году, когда она приступила к строительству спорных объектов, ее никто не уведомил, в то время были установлены только деревянные заборы, никаких линий передач не было. Ответчик пользуется постройками с момента строительства, ранее никакие требования к ней не предъявлялись.
Ответчик Сабирзянов Г.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представители третьих лиц Приволжского управления Ростехнадзора, СНТ «Здоровье» на судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
На основании ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно подп. 1 п.2 ст. 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В силу п. 3 ст. 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии со статьей 89 ЗК РФ, землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется.
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
На судебном заседании установлено следующее.
ОАО «Сетевая компания» является собственником энергетического производственного технического комплекса Базы ПЭС, в состав которого входят:
- корпус административный лабораторный, ...;
- главный корпус базы, ....;
- проходная комната для приезжих, ... (л.д.8).
Техническая документация электросетевого комплекса (ЭСК) для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении Энергетического производственного технического комплекса Подстанции «Площадка Z», была подготовлена по состоянию на 10.08.2001, в составе электросетевого комплекса указана ВЛ-110 ТЭЦ3 Площадка З – 1,2 (л.д.9-15).
Согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств линия воздушная ВЛ-110 кВ ПС (недвижимое имущество) Казанская ТЭЦ-3 Площадка Z 1 цепь с отпайкой на ПС Тура, ВЛ-110 кВ введена в эксплуатацию 31.12.1980 года.
Постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 17.11.2006 № (л.д.16) утверждены охранные зоны – зоны особого условия использования прилегающих к линии электропередачи земельных участков в отношении - воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ Казанская ТЭЦ-3 -Площадка Z.
Согласно акту проверки комиссии Зеленодольского РЭС № от 17.08.2018, составленного по результатам проверки с целью выявления объектов, незаконно расположенных в охранных зонах, установлено нарушение охранной зоны. В частности, было выявлено, что в охранной зоне ВЛ-110 кВ Казанская ТЭЦ-3 Площадка Z 1 и 2 цепь, в пролетах опор № 33-34 находятся дачный дом, баня и металлический забор по адресу: <адрес>. Данный акт составлен с применением фотофиксации, схемой и участниками процесса не оспаривался.
23.08.2018 Сабирзянову Г.Г. выдано уведомление о необходимости в срок до 20.09.2018 принять меры по сносу (выносу) из охранной зоны дачного дома, бани и металлического забора (л.д.23).
В акте проверки комиссии Зеленодольского РЭС №200а от 21.09.2018 указано, что нарушения не устранены (л.д.18).
Сабирзянов Г.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.02.1999 (л.д.57-58). Право собственности зарегистрировано 21.04.2009 (л.д.171).
В судебном заседании установлено, что дачный дом, баня и металлический забор, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, о сносе которых просит истец, фактически принадлежат на праве собственности Иктисамовой Н.М.
Данное обстоятельство нашло свое подтверждение из пояснений участников процесса Сабирзянова Г.Г., представителя Иктисамовой Н.М. – Каримова Л.А., представителя ОАО «Сетевая компания» Важина И.В.
Так согласно возражению на исковое заявление, ответчик подтвердил, что на фотографиях, приложенных к иску, изображены постройки принадлежащие Иктисамовой Н.М.
Аналогичные пояснения давали в судебном заседании Сабирзянов Г.Г., представитель ОАО «Сетевая компания» Важин И.В., согласно которым, при постановке земельных участков на кадастровый учет и регистрации права на недвижимое имущество, номера смежных строений и земельных участков были присвоены ошибочно.
Из пояснений Сабирзанова Г.Г. установлено, что в 1999 году он приобрел у ФИО10 земельный участок № площадью 375 кв.м, находящийся в <адрес>, право собственности зарегистрировано за ним на земельный участок, имеющий площадь 375 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, однако согласно выписке из ЕГРН таковой приобрел площадь 402 кв.м.
Аналогичные расхождения в указании площади имеются в правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером №, а именно, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 21.11.2008, за Иктисамовой Н.М. на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 400 кв.м, тогда как по сведениям ЕГРН уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 367 кв.м.
Кроме того, расположение земельных участков по данным публичной кадастровой карты не соответствует расположению земельных участков исходя из схемы расположения земельных участков, подготовленной СНТ ... согласно которой земельный участок с номером 171 должен находиться севернее земельного участка с номером 170.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что объекты, фактически находящиеся в пользовании у Иктисамовой Н.М. и Сабирзанова Г.Г., не соответствуют сведениям о них в правоустанавливающих документах, и спорные постройки (дачный дом и баня), которые принадлежат Иктисановой Н.М., расположены на земельном участке с кадастровым номером №, который принадлежит Сабирзянову Г.Г.
Земельный участок с кадастровым номером № частично входит в охранную зону линий электропередачи ВЛ-110 ТЭЦ3-Площадка З – 1,2, находящихся на балансе филиала ОАО «Сетевая компания», площадь земельного участка, расположенного в охранной зоне линий электропередачи, составляет 279 кв.м.
Строительство ответчиком объектов недвижимости на территории, не только входящей в охранную зону, но и непосредственно под проводами линий электропередачи, объективно препятствует истцу в его деятельности по обеспечению безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередач, а также создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, при этом в случае падения провода возможно воздействие на человека электрической энергии или возгорание объектов.
Пунктом 10 статьи 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160), установлен запрет в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (подпункт «а»).
Таким образом дачный дом и баня, построенные без получения соответствующего письменного решения о согласовании сетевых организаций, являются самовольными постройками и подлежат сносу.
Доводы представителя ответчика о том, что на момент строительства дачного дома каких-либо ограничений, охранных зон зарегистрировано не было, являются необоснованными.
Положение о том, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, было введено лишь вышеуказанными Правилами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160; ранее действовавшими Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255, такого положения не предусматривалось. При этом из материалов дела следует, что воздушная линия введена в эксплуатацию 31.12.1980 (л.д.143), до строительства спорного дачного дома и бани.
Согласно техническому паспорту, год постройки жилого строения без права регистрации проживания и бани указан 1999 (л.д.112-123).
Информация о строительстве данных построек в более ранний период, суду не представлено.
Данная воздушная линия возведена в 1980 году и с момента ее создания и ввода в эксплуатацию являлась опасной, в связи с чем и были приняты соответствующие ограничения, предусмотренные Правилами охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденными постановлением СМ СССР от 26 марта 1984 г. № 255, а затем Постановлением Правительства № 160 от 24 февраля 2009 года «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».
В соответствии с пунктом 11 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений.
Данные положения при строительстве дачного дома, бани и забора не соблюдены, письменное согласие предприятия электросетей на строительство дачного дома, бани и забора в охранной зоне ответчиком получено не было.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования ОАО «Сетевая Компания» в интересах филиала – «Приволжские электрические сети» к Иктисамовой Н.М. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Исковые требования, заявленные к Сабирзанову Г.Г., не подлежат удовлетворению, поскольку собственником построек, расположенных в охранной зоне воздушных линий, он не является.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
На основании изложенного и ст. 222, 304 ГК РФ, ст. 56, 87 ЗК РФ, руководствуясь ст. 55-57, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление открытого акционерного общества «Сетевая компания» в интересах филиала – «Приволжские электрические сети» удовлетворить частично.
Признать самовольными постройками дачный дом и баню, принадлежащие Иктисамовой Нурание Минзакиевне, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Обязать Иктисамову Нуранию Минзакиевну произвести снос дачного дома, бани и металлического забора, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Взыскать с Иктисамовой Нурании Минзакиевны в пользу открытого акционерного общества «Сетевая компания» в интересах филиала – «Приволжские электрические сети» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества «Сетевая компания» в интересах филиала – «Приволжские электрические сети» к Сабирзанову Газизжану Галимжановичу отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде 05.03.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья