Судья Абрамова Л.Г. № 33-2398/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«10» августа 2010 года г.Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия
в составе: председательствующего Фаткуллиной Л.З.,
судей Королевой С.В., Леоновой Л.П.
при секретаре Петровой С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе заявителя на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 11 июня 2010 года по заявлению МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» об оспаривании представления прокурора г.Костомукша.
Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., объяснения прокурора Евстифеевой А.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» обратилось в суд с заявлением, указав, что 06.05.2010 исх. № 87ж-10 прокурор города издал представление «Об устранении нарушений трудового законодательства» и потребовал произвести перерасчет по заработной плате, а также привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение трудового законодательства по основаниям, изложенным в представлении. Представление было рассмотрено с участием представителя прокуратуры, до которой была доведена информация о том, что аналогичное требование содержится в предписании от 27.04.2010 государственного инспектора труда по правовым вопросам, которым он обязал МУП ЖКХ МО произвести перерасчет по заработной плате. Указанное предписание обжаловано в установленном порядке и находится на рассмотрении в Петрозаводском городском суде. Поскольку требование прокуратуры и государственного инспектора касаются одного и того же предмета, то представителю прокуратуры была выражена просьба отложить рассмотрение вопросов по представлению от 06.05.2010 № 87ж-10 до разрешения спора судом. Заявитель считает, что исполнение представления прокурора приведет к прямым убыткам предприятия в размере 6426 тыс. руб., а данные затраты не предусмотрены бизнес-планом предприятия. Бизнес план и фонд оплаты труда утверждены администрацией Костомукшского городского округа на основании установленных объемов, тарифов и нормативов. Регулирующие органы оставили без внимания нормы Отраслевого тарифного соглашения, обязывающие при установлении тарифов и нормативов учитывать трудовое законодательство в части оплаты труда работников. Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы обязательно к исполнению. В то же время, установленные нормативы и тарифы по коммунальным услугам для населения, урегулированные государственными и муниципальными органами, не учитывают Отраслевое тарифное соглашение и не учитывают специфику северных районов, в части северных надбавок в заработной плате для работников коммунального хозяйства, также обязательны к исполнению. Таким образом, у предприятия отсутствует финансовая возможность исполнить представление прокурора об устранении нарушений трудового законодательства. Также полагает, что привлечь к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших недостатки, указанные в представлении, не представляется возможным, поскольку финансовые возможности предприятия зависят от установленных тарифов и нормативов. Заявитель просил признать недействительным представление прокурора от 06.05.2010 № 87ж-10, поскольку его исполнение несет убытки предприятию.
В судебном заседании представитель заявителя – Свинин Я.А., действующий на основании доверенности, требования поддержал.
Представитель прокуратуры –Шорохова Н.С. требования не признала и пояснила, что в МУП ЖКХ не в полной мере соблюдается Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2008-2010годы. Срок действия коллективного договора истек 15.08.08, новый коллективный договор не заключен, и в этом случае соглашение имеет прямое действие и обязательно для исполнения всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Суд отказал в удовлетворении заявления.
С решением суда не согласен заявитель. В кассационной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст.24 Закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в МУП ЖКХ, на которое распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы, не в полной мере соблюдается указанное Соглашение.
Пункт 2.4 Соглашения обязывает работодателя увеличивать базовый размер месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с индексом потребительских цен в РФ на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Размер этой ставки устанавливается ежегодно Союзом коммунальных предприятий, Профсоюзом жизнеобеспечения.
В соответствии с Письмом Председателя Центрального комитета Общероссийского профессионального союза жизнеобеспечения от 18.01.2010 № 01/08 с 1 января 2010 года базовая месячная ставка рабочего первого разряда для организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства установлена в размере 3808 руб. 94 коп.
Как следует из материалов дела, в МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» установленные Соглашением нормы оплаты труда не соблюдаются. Оплата по базовой месячной тарифной ставке рабочего первого разряда в размере 3808,94 руб., установленной ОТС, предусмотрена на предприятии только с 15.05.2010, до указанного срока базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в МУП ЖКХ составляла 3050 руб. Данные обстоятельства были выявлены в апреле 2010 года прокуратурой города совместно с Государственной инспекцией труда РК при проведении проверки соблюдения трудового законодательства в МУП ЖКХ в части соблюдения Отраслевого тарифного соглашения, и заявителем не оспариваются.
Согласно же п. 1.7. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемое заявителем представление прокурора принятым в соответствии с законом, не нарушающим права и свободы граждан, работающих в МУП ЖКХ, и самой организации, и правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя со ссылкой на затруднительное финансовое положение предприятия, недостаточность фонда оплаты труда, приводимые представителем МУП ЖКХ в обоснование заявленных требований и в кассационной жалобе, не состоятельны, поскольку указанные обстоятельства не могут быть признаны объективной причиной, по которой работодатель не исполняет Отраслевое тарифное соглашение, которое обязательно для исполнения всеми предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Правовых оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 11 июня 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
.