Решение
именем Российской Федерации
13 марта 2015 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Плеханова Д.А., при секретаре Макаровой И.Г., рассмотрев с участием прокурора – старшего помощника военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона капитана юстиции Снесарева А.А., в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00000 <данные изъяты> Аюшеева В.Г. материального ущерба в размере <данные изъяты>,
установил:
Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с бывшего военнослужащего войсковой части 00000 <данные изъяты> Аюшеева В.Г. в пользу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее – УФК «УФО МО РФ по <данные изъяты>») суммы причиненного материального ущерба в размере <данные изъяты>.
Как следует из искового заявления, основанием для его подачи послужило то, что Аюшеев В.Г., проходивший военную службу по контракту в войсковой части 00000, в период прохождения службы обеспечивался по установленным нормам вещевым имуществом личного пользования и инвентарным имуществом. Поскольку Аюшеев В.Г. был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, то стоимость бесплатно выданного ему вещевого имущества, сроки носки которог, на момент увольнения ответчика не истекли, подлежит взысканию с него в размере, исчисленном пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока носки, как и стоимость бесплатно выданного инвентарного имущества, не возвращенного в воинскую часть.
Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по <данные изъяты>» С.А.Н. командир войсковой части 00000, надлежащим образом уведомлённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, при этом Сайчик А.Н. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем Улан – Удэнский гарнизонный военный суд, руководствуясь частями 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
При этом С.А.Н. в направленных в суд письменных пояснениях указал, что изложенные исковые требования поддерживает и просит иск удовлетворить.
Третье лицо – командир войсковой части 00000 своего отношения к исковым требованиям не выразил.
В ходе судебного заседания прокурор Снесарев А.А. поддержал основания и размер предъявленного иска и настаивал на его полном удовлетворении.
Ответчик Аюшеев В.Г. иск военного прокурора не признал и пояснил, что он во время прохождения военной службы действительно был обеспечен вещевым имуществом, срок носки которого на дату увольнения в запас не истек, однако при увольнении он сдал это имущество. При этом при исключении из списков личного состава воинской части в обходном листе расписались все необходимые должностные лица части, в том числе и начальник вещевой службы, и претензий к нему по несданному военному обмундированию ни от кого не было.
Выслушав объяснения ответчика и прокурора, исследовав письменные доказательства, военный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.
Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащего имуществом регулируются Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба в мирное время», которым утверждены Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее – Правила).
На основании пункта 9 Правил имущество и технические средства вещевой службы войсковой части являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении или хозяйственном ведении воинских частей.
В соответствии с пунктами 10, 12, 16 и 19 Правил вещевое имущество, за исключением расходных материалов, подразделяется на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество, к вещевому имуществу личного пользования относятся предметы вещевого имущества, выдаваемые военнослужащим во владение и безвозмездное пользование до истечения срока носки, к инвентарному имуществу – предметы вещевого имущества, выдаваемые военнослужащим во владение и безвозмездное временное пользование. Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормой снабжения период времени, в течение которого предмет вещевого имущества должен находиться в пользовании военнослужащего. Срок носки предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых при поступлении на военную службу по контракту военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, гражданам, пребывавшим либо не пребывавшим в запасе, исчисляется со дня заключения ими контракта о прохождении военной службы. Срок носки (эксплуатации) предметов инвентарного имущества, используемых военнослужащими в течение летнего или зимнего сезона, засчитывается за 1 год. Истечение установленного срока носки (эксплуатации) предметов инвентарного имущества не является основанием для их списания.
Согласно пункту 25 Правил вещевое имущество, за исключением расходных материалов, передается во владение и безвозмездное пользование военнослужащим с момента его получения, возврату подлежит вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истёк, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае их увольнения с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» - «з» пункта 1 и подпунктами «в» - «е(2)» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», инвентарное имущество, за исключением отдельных предметов, предусмотренных нормами снабжения.
Как видно из выписки из приказа статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2013 года №, копии приказа командующего <данные изъяты> от 3 сентября 2013 года №, ответчик зачислен в списки личного состава войсковой части 00000 и заключил контракт сроком на три года.
Согласно выпискам из приказов командующего <данные изъяты> от 10 июля 2014 года № по личному составу и от 29 июля 2014 года № по строевой части Аюшеев В.Г. досрочно уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта (подпункт «в» пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и с 26 августа 2014 исключён из списков личного войсковой части 00000.
Как видно из копии карточки учета личного пользования № Аюшеева В.Г., последним, в связи с поступлением на службу, было получено вещевое имущество.
В соответствии с исковым заявлением военного прокурора Владивостокского гарнизона данное имущество Аюшеевым В.Г. в воинскую часть до настоящего времени не сдано.
Из справки – расчета 25 ноября 2014 года видно, что стоимость вещевого имущества, подлежащего удержанию с Аюшеева В.Г., в том числе с учетом времени оставшегося до окончания его носки, составила <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах суд считает установленным факт передачи Аюшееву В.Г. под отчет для пользования вещевого имущества личного пользования и инвентарного имущества, при этом, на момент исключения Аюшеева В.Г. из списков личного состава части, данное имущество возвращено им не было, а срок носки вещевого имущества личного пользования не истек.
Суд критически относится к утверждению ответчика о том, что им, якобы, всё вещевое имуществом было сдано при увольнении с военной службы, поскольку доказательств этого Аюшеевым В.Г. в суд не представлено и, кроме того, данное утверждение опровергается исследованными в суде материалами дела.
Согласно статье 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ военнослужащие несут материальную ответственность за причиненный по их вине реальный ущерб.
В соответствии со статьями 5, 6 указанного закона военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу, что причинённый Аюшеевым В.Г. государству материальный ущерб в размере <данные изъяты> подлежит возмещению им в полном размере в пользу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <данные изъяты>», так как согласно приказу командующего Краснознамённым <данные изъяты> от 20 декабря 2010 года № с 1 января 2011 года воинские части, учреждения и организаций Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующиеся в <данные изъяты>, вне зависимости от их подчиненности, переходят на финансовое обеспечение через территориальные финансовые органы, а для войсковой части 00000 таким финансовым органом, как это следует из копии договора на обслуживание от 24 декабря 2010 года №, является федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <данные изъяты>».
Поскольку предъявленные военным прокурором требования удовлетворены частично, а сам он, в соответствии со статьями 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождён от уплаты государственной пошлины, она в сумме <данные изъяты> подлежит взысканию, в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с Аюшеева В.Г. в местный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, военный суд
решил:
Исковое заявление военного прокурора Владивостокского гарнизона в интересах Российской Федерации к Аюшееву В.Г. – удовлетворить.
Взыскать с Аюшеева В.Г. в пользу Российской Федерации в лице федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <данные изъяты>» сумму в <данные изъяты>.
Взыскать с Аюшеева В.Г. в доход местного бюджета судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Улан – Удэнский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Плеханов