Дело № 2а-3699/2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 27 декабря 2017 года
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Бендовской Е.В.,
при секретаре Беляевой А.В.,
с участием представителя административного истца Хлебодарова В.М.,
представителя административного ответчика Ахуновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Хлебодаровой Екатерины Васильевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Нестеровой Екатерине Александровне, старшему судебному приставу ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Кольчуриной Ольге Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хлебодарова Е.В. обратилась суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю (далее – ОСП по Пермскому району) Нестеровой Е.А., старшему судебному приставу ОСП по Пермскому району Кольчуриной О.Н. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца направил в адрес начальника ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю заявление об обязании судебного пристава-исполнителя направить копии постановлений о возбуждении исполнительных производств о взыскании с Шестаковой Л.И. денежных средств по исполнительным листам ВС № и ВС №, а также предоставить информацию о произведенных исполнительных действиях. Данное заявление поступило в Отдел судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение положений ст.64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в установленный срок ответ на него не поступил. Кроме того, судебным приставом-исполнителем нарушены положения ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку копии постановлений о возбуждении исполнительных производств взыскателю не направлены. Указанное свидетельствует о незаконном бездействии ответственного за исполнение судебного пристава-исполнителя Нестеровой Е.А., а также старшего судебного пристава отдела Кольчуриной О.Н., как не обеспечившей контроль за действиями находящегося в подчинении судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Нестеровой Е.А. по не рассмотрению заявления представителя взыскателя Хлебодаровой Е.В. в установленный законом срок, не направлению постановлений о возбуждении исполнительных производств от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП и от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП, информации о произведенных исполнительных действиях, признать незаконным бездействие старшего судебного пристава ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Кольчуриной О.Н., выразившееся в отсутствии контроля за действиями судебного пристава-исполнителя по рассмотрению заявления представителя взыскателя и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФССП России по Пермскому краю.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Хлебодаров В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в настоящее время административным истцом получен ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ в форме служебного письма, однако постановления о возбуждении исполнительных производств Хлебодаровой Е.В. не поступили.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Нестерова Е.А. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Административный ответчик – начальник ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Кольчурина О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков - судебный пристав-исполнитель ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю ФИО6 в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснила, что в ОСП по Пермскому району на исполнении находятся исполнительные производства №-ИП и №-ИП о взыскании в пользу Хлебодаровой Е.В. с Шестаковой Л.И. денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Пермскому району поступило заявление представителя взыскателя Хлебодаровой Е.В. о направлении копий постановлений о возбуждении исполнительных производств и предоставлении информации о ходе производств и произведенных исполнительных действиях. В ответ на данное заявление было подготовлено служебное письмо с соответствующей информацией, которое ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Хлебодаровой Е.В. После этого ДД.ММ.ГГГГ взыскателю были направлены постановления о возбуждении исполнительных производств. Нарушений не допущено, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Административный ответчик УФССП России по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя не направил, мнение по административному иску не представил.
Заинтересованное лицо Шестакова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы административного дела и исполнительных производств, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 9 указанного закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (п.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ).
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В силу ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п.4.1. Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России ДД.ММ.ГГГГ N 15-9 (далее – Методические рекомендации), при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих в том числе заявления (ходатайства) в порядке ст. 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов:
рассматривают заявления (ходатайства) в порядке и сроки, установленные ст. 64.1 Закона, с вынесением соответствующих постановлений;
рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
В порядке ст. 64.1 Закона подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений, в частности:
об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Закона;
о приостановлении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона;
об объявлении в розыск должника, его имущества, ребенка в соответствии со ст. 65 Закона;
о наложении ареста на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона;
жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18Закона;
об отводе в исполнительном производстве в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона;
в иных случаях, предусмотренных Законом (пункт 1.3 Методических рекомендаций).
В силу п. 1.4 Методических рекомендаций должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со ст. 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам:
совершения исполнительных действий, предусмотренных ст. 64 Закона (в том числе об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации, проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия);
применения мер принудительного исполнения в соответствии со ст. 68 Закона (в том числе об обращении взыскания на имущество должника, об обращении в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество);
об исправлении допущенных им в постановлении описок или явных арифметических ошибок (ч. 3 ст. 14 Закона);
о зачете встречных однородных требований в соответствии со ст. 88.1 Закона;
об отмене постановления об окончании исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона;
о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения в соответствии со ст. 34.1 Закона;
по иным вопросам, относящимся к компетенции указанных должностных лиц.
В соответствии с п.17 ст.30 Закона об исполнительном производстве копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 10 указанного закона определены полномочия старшего судебного пристава, в соответствии с которыми он, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Из материалов административного дела следует, что на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Нестеровой Е.А. находятся исполнительные производства №-ИП и №-ИП, возбужденные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, о взыскании в пользу Хлебодаровой Е.В. денежных средств с должника Шестаковой Л.И.
ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Пермскому району поступило заявление представителя взыскателя Хлебодарова В.М. по вопросу направления копий постановлений о возбуждении исполнительных производств и предоставлении информации о ходе исполнительных производств и произведенных исполнительных действиях (л.д.16-17).
Как следует из данного заявления, оно направлено в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в связи с чем, а также исходя из характера поставленных в нем вопросов, учитывая положения пунктов 1.3, 1.4, 2.1 вышеуказанных Методических рекомендаций, подлежало рассмотрению в соответствии с данным Федеральным законом. Следовательно, срок рассмотрения обращения Хлебодаровой Е.В. и направления на него ответа истекал ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава ОСП по Пермскому району ФИО7 было подготовлено письмо, содержащее информацию о ходе исполнительных производств №№-ИП, 144137/17/59034-ИП и произведенных исполнительных действиях, которое ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес Хлебодаровой Е.В., что подтверждается копией почтового реестра и конверта (л.д.18-19, 23-24). Из пояснений представителя административного истца следует, что данный ответ получен Хлебодаровой Е.В.
Согласно представленному в суд почтовому реестру от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлены постановления о возбуждении исполнительных производств №№-ИП, №-ИП (л.д.25). Представленный почтовый реестр содержит отметки уполномоченных лиц о сдаче и о принятии почтовых отправлений, и вопреки доводам представителя административного истца, оснований не доверять ему у суда не имеется.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что оспариваемые в порядке гл. 22 действия (бездействия), решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, совокупности таких условий в данном случае не имеется, поскольку нарушения прав административного истца, связанные с несоблюдением порядка рассмотрения ее обращения, а также уведомления о возбуждении исполнительного производства, в настоящее время устранены, что подтверждено материалами дела.
Само по себе нарушение установленного срока направления ответа на обращение, а также предусмотренного п.17 ст.30 Закона об исполнительном производстве срока направления взыскателю копии постановления о возбуждении исполнительного производства, исходя из требований п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для признания незаконным бездействия как со стороны судебного пристава-исполнителя, так и со стороны старшего судебного пристава ОСП по Пермскому району, не является.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Хлебодаровой Екатерины Васильевны к судебному приставу-исполнителю ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Нестеровой Екатерине Александровне, старшему судебному приставу ОСП по Пермскому району УФССП России по Пермскому краю Кольчуриной Ольге Николаевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09.01.2018 года.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.В.Бендовская