АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-1706/2013
07 мая 2013 года
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Михайлова А.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Чебоксары к индивидуальному предпринимателю Комиссарову Сергею Николаевичу,
дер. Яманчурино Яльчикского района Чувашской Республики о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Комиссарова Сергея Николаевича к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Так, по результатам плановой документарной проверки выявлено, что индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. не обеспечен контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, не обеспечено прохождение индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. стажировки на маршруте № 44 г. Чебоксары. Не организовано ежегодное обучение по 20-ти часовой программе повышения квалификации, уровня знаний и профессионального мастерства водителей Комиссарова В.Н. Послерейсовые медосмотры не проводятся, нарушается порядок заполнения путевых листов. Нарушается порядок хранения и использования билетов и билетно-учетных листов. Не организован учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения.
По указанным обстоятельствам 28.02.2013 должностным лицом Управления составлен протокол № 130082 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В этой связи заявитель просит привлечь индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н. к административной ответственности.
Индивидуальный предприниматель Комиссаров С.Н. требования УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора не оспорил, в нарушение определения суда от 25.02.2013 отзыв на заявление не представил. Согласно объяснениям индивидуального предпринимателя, отраженным в протоколе от 28.02.2013 № 130082 об административном правонарушении, Комиссаров С.Н. выявленные нарушения не оспаривает.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, поскольку суд располагает сведениями о получении лицами, участвующими в деле, копии определения о принятии заявления к производству.
Проанализировав и оценив имеющиеся доказательства, суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Комиссаров Сергей Николаевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о чем внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРНИП 310213207800080.
На осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), 07.06.2010 Управлением индивидуальному предпринимателю выдана лицензия № АСС-21-011467.
На основании приказа УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора от 05.02.2013 № 115/л проведена внеплановая документарная проверка деятельности индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н. на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом в связи с совершенным 28.01.2013 ДТП, в результате которого пострадал один человек. По её итогам составлен акт проверки от 28.02.2013 № 70-лиц., в котором были отражены нарушения лицензионных требований.
В тот же день с участием индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н. был составлен протокол № 130082 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 7 статьи 3 указанного Федерального закона и пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280, являются, в том числе: - использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; - использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; - соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112.
На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Статьей 18 названного Федерального закон установлено, что техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения (пункт 1).
Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (пункт 2).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами (пункт 3).
Индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. не организован контроль за проведением периодического технического обслуживания автотранспорта, отсутствуют графики проведения ТО-1 и ТО-2, не ведется учет пробега автобуса для постановки на ТО в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984.
Вместе с тем, индивидуальный предприниматель Комиссаров С.Н. не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам (в части не обеспечения ежегодного обучения по 20-ти часовой программе повышения квалификации, уровня знаний и профессионального мастерства водителей Комиссарова В.Н.), а также с нарушением требований о проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н.), поскольку ответственность за данные нарушения предусмотрена частями 1 и 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.1994 № 554), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
В пункте 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, установлено, что организация стажировки водителей и организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей относятся к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
В разделе 8 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей. РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденного 20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР, предусмотрено, что маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.
После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя
(пункт 3.2.4).
Индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. не представлены доказательства, подтверждающие прохождение им стажировки на маршруте № 44 г. Чебоксары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008, регистрационный № 12414) установлено, что путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе (пункт 3).
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (подпункт 2 пункта 6).
Сведения о транспортном средстве включают государственный регистрационный знак автобуса; показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (подпункты 2-4 пункта 6).
Сведения о водителе включают его фамилию, имя, отчество (подпункт 1 пункта 7)
В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12).
Кроме того, собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (пункт 17).
Однако в нарушение названных норм в путевых листах от 20.02.2013 № 017 и от 22.02.2013 № 018 не указаны полностью адрес собственника автобуса (отсутствует улица и номер дома), а также имя и отчество водителя. Кроме того, в названных путевых листах отсутствуют показания одометра при заезде транспортного средства в гараж, дата и время его заезда на место постоянной стоянки. Государственный номер автобуса указан не полностью, поскольку отсутствует код региона. Печать или штамп индивидуального предпринимателя в заголовочной части путевого листа не проставлен. Журнал регистрации путевых листов отсутствует.
В соответствии с пунктом 42 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Продажа билетов для проезда в городском и пригородном сообщениях производится (пункт 49 указанных Правил): в транспортных средствах (кондукторами или водителями) и в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 указанных Правил).
Согласно параграфам 43, 44 и 49 Инструкции о порядке снабжения, хранения, выдачи и учета всех видов билетов на проезд в автобусах и автомобилях-такси, контроля и учета выручки от перевозок пассажиров и багажа, утвержденной Минавтотрансом РСФСР 12.07.1978, для учета и контроля выручки от продажи билетов каждому подотчетному лицу при получении билетов выдается бланк билетно-учетного листа.
В целях обеспечения контроля за использованием бланков билетно-учетных и контрольных листов при выдаче бланков со склада автотранспортного предприятия в билетную кассу или диспетчерскую каждый бланк должен быть пронумерован и заверен печатью автотранспортного предприятия.
Для контроля за правильностью продажи билетов кондуктором (водителем) в пути следования автобуса (маршрутного такси) кондуктор или водитель обязан на установленных контрольных пунктах маршрута производить в контрольном листе порейсовую запись номеров и серий последних билетов по их купюрам.
Контрольные пункты отметок устанавливаются автотранспортным предприятием для каждого маршрута в отдельности. В случае работы на маршруте автобусов или такси нескольких автотранспортных предприятий контрольные пункты устанавливаются вышестоящей организацией.
Данные нормы индивидуальным предпринимателем также не соблюдаются, поскольку у него отсутствует документация по организации хранения, выдачи и учета билетов и выручки от перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, не обеспечен контроль за использованием билетно-учетных листов, не производится снятие показаний номеров и серий билетов на контрольных пунктах маршрута.
Доказательств обратного Комиссаровым С.Н. в материалы дела не представлено.
Согласно абзацу пятому части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Исходя из пункта 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлением (отделом) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Законодателем предусмотрена обязанность владельцев транспортных средств, вне зависимости от того, были или нет дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств, проводить ежемесячную сверку с территориальными органами внутренних дел.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. не организовано проведение ежемесячных сверок с ГИБДД МВД по Чувашской Республике о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях водителями индивидуального предпринимателя Правил дорожного движения, что необходимо в целях анализа и устранения причин ДТП и нарушений ПДД.
На основании вышеизложенного следует признать, что индивидуальный предприниматель Комиссаро С.Н. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ индивидуальный предприниматель несет ответственность как должностное лицо.
Суд расценивает несоблюдение индивидуальным предпринимателем Комиссаровым С.Н. указанных выше лицензионных требований и условий как нарушение основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Соответственно указанные обстоятельства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Кроме этого, в порядке части 2 статьи 4.1 и пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, суд учитывает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, то, что Комиссаров С.Н. ранее привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.08.2012 по делу № А79-8931/2012 в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Вина индивидуального предпринимателя заключается в том, что он при необходимой степени осмотрительности и заботливости имел возможность для соблюдения требований законодательства, но не предпринял необходимых мер для их соблюдения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н. к административной ответственности и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3 500 рублей.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении индивидуального предпринимателя Комиссарова С.Н. к административной ответственности, заявителем не допущено.
Вопрос о распределении судебных расходов арбитражным судом не рассматривается, так как по заявлениям о привлечении к административной ответственности, рассматриваемым арбитражным судом, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202 – 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Комиссарова Сергея Николаевича, 02.04.1983 года рождения, уроженца дер. Яманчурино Яльчикского района Чувашской АССР, зарегистрированного по адресу: дер. Яманчурино Яльчикского района Чувашской Республики, ул. Школьная, дом 5 (ОГРНИП – 310213207800080, ИНН – 212001433210), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 500 руб. (три тысячи пятьсот рублей).
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда по следующим реквизитам:
наименование получателя – Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (УГАДН по Чувашской Республике Ространснадзора), банк получателя: ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет: 40101810900000010005, ИНН - 2128011031, КПП - 213001001, ОКАТО - 97401000000 (г. Чебоксары), БИК - 049706001, КБК- 10611690040046000140, назначение платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Т. Михайлов