Решение по делу № 2а-549/2016 от 04.08.2016

Административное дело № 2а-549/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2016 года                                                                с. Хоринск

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Бузиной М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Хоринский район», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кульское», Совету депутатов муниципального образования «Хоринский район» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в суд с административным заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Хоринский район», выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», обязании Администрации муниципального образования «Хоринский район» разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и утвердить их в установленном законом порядке в срок до 1 ноября 2016 года.

Требования мотивированы тем, что осуществлено преобразование муниципальных образований сельское поселение «Хандагайское» и сельское поселение «Кульское» в Хоринском районе Республики Бурятия в форме объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Кульское».

Несмотря на длительный период, прошедший с момента объединения муниципальных образований «Кульское» и «Хандагайское» генеральный план и правила землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования МО СП «Кульское» не разработаны и не утверждены.

Указанное нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданию условий для планировки территории муниципального образования, обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, собственников земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем представления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного строительства.

В рамках досудебного регулирования прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Хоринский район» внесено представление об устранении нарушений законов в сфере реализации вопросов местного значения.

В установленный законом месячный срок администрацией МО «Хоринский район» нарушения не устранены, генеральный план и правила землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования МО СП «Кульское» не разработаны и не утверждены.

Прокурор полагает, что в силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131, Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896- III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», Устава МО «Хоринский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Хоринский район» от 17.12.2014 № 1-12/14, полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям муниципального района.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены МО СП «Кульское» и Совет депутатов МО «Хоринский район».

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Дашиева М.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснив, что согласно письма Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации сельских поселений, в том числе внесение изменений в указанные документы и проведение соответствующих публичных слушаний относятся к полномочиям муниципального района, в границах которого расположено сельское поселение. Полномочия, перечисленные в ст. 8 ГрК РФ относятся к полномочиям городского поселения. В этой области градостроительной деятельности полномочия у сельского поселения отсутствуют. Термин «утверждение правил землепользования и застройки» включает в себя все действия, предшествующие утверждению, в том числе подготовку правил землепользования и застройки, проведение публичных слушаний. Просит признать бездействие администрации МО «Хоринский район», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального сельского поселения «Кульское», незаконным, обязать администрацию МО «Хоринский район» разработать генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» и утвердить в установленном законом порядке в срок до 01 ноября 2016 года.

Представитель административного ответчика администрации МО «Хоринский район» Ринчинова Н.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что у администрации МО «Хоринский район» отсутствуют полномочия по утверждению генплана, правил землепользования и застройки в отношении СП «Кульское». Полномочия по утверждению вышеуказанных градостроительных документов принадлежит представительному органу сельского поселения, что предусмотрено законодательством и Уставом МО «Хоринский район». В 2016 году Советом депутатов МО «Хоринский район» утверждены НПА о внесении изменений в генплан и правила землепользования и застройки МО СП «Верхнеталецкое», которые были разработаны соответственно администрацией сельского поселения. Проект решения Совета депутатов МО «Хоринский район» об утверждении вышеуказанных градостроительных документов был предварительно согласован с прокуратурой Хоринского района и его законность не была оспорена. Считает, что у администрации МО «Хоринский район» отсутствуют полномочия по подготовке, разработке и утверждению генплана, правил землепользования и застройки сельского поселения, МО СП «Кульское» должно подготовить вышеназванную документацию и представить её на согласование с прокуратурой района и на утверждение Совету депутатов МО «Хоринский район». В настоящее время АМО СП «Кульское» заключила договор на выполнение проектных работ. Каких-либо соглашений о передаче району от сельского поселения осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения не заключалось.

Представитель административного ответчика МО СП «Кульское» глава Соболев И.К. в судебном заседании с административным иском согласился, суду пояснил, что администрацией сельского поселения в августе 2016 года заключен договор на выполнение проектных работ, крайний срок исполнения договора - декабрь 2016 года. Считает, что до конца 2016 г. реально исполнить требования прокурора по разработке генплана и правил землепользования и застройки, а также предоставления их на утверждение.

Административный ответчик Совет депутатов МО «Хоринский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отсутствовал, уважительных причин неявки суду представлено не было. Суд признает явку административного ответчика Совет депутатов МО «Хоринский район» не обязательной и вправе рассмотреть дело в отсутствие его представителя в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

поселение - городское или сельское поселение;

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Согласно ч.1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В части 2 этой же статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.

В соответствии со ст. 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.

Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

К числу таких вопросов отнесено (п.20 ч.3 ст. 14 ФЗ № 131) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что подготовка генерального плана сельского поселения «Кульское», а также разработка и подготовка к утверждению правил землепользования и застройки поселения относится к полномочиям муниципального образования сельское поселение «Кульское», а не к полномочиям муниципального образования «Хоринский район». В полномочия МО «Хоринский район» входит только утверждение генерального плана поселения. Оснований для расширительного толкования данной нормы закона не имеется.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, а в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Однако, суду не было представлено доказательств тому, что органы местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» приняли на себя полномочия СП «Кульское» по подготовке и разработке генерального плана поселения, а также правил землепользования и застройки, также как и доказательств тому, что между ними было заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в этой части.

Так, пунктом 11 части 1 статьи 4.1 Устава МО «Хоринский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Хоринский район» от 17.12.2014 № 1-12/14, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится только утверждение генеральных планов поселений и правил землепользования и застройки.

Таким образом, незаконное бездействие имело место со стороны АМО СП «Кульское».

Кроме того, у суда не имеется оснований для обязания Администрации МО «Хоринский район» утвердить генплан и правила землепользования и застройки, поскольку данные полномочия принадлежат представительному органу МО «Хоринский район» - Совету депутатов МО «Хоринский район».

При этом, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных требований о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Хоринский район» и обязании утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», по следующим основаниям.

Порядок деятельности и компетенция представительного органа муниципального образования определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Совет депутатов МО «Хоринский район» является представительным органом местного самоуправления муниципального образования, решения данного органа принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

Понуждение депутатов к принятию конкретного решения по какому-либо вопросу в обход процедуры, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.

В связи с изложенным, требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Хоринский район» и обязании утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», подлежат оставлению без удовлетворения.

Также, судом установлено, что согласно договору № б/н на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией МО СП «Кульское» в лице главы Соболева И.К., действующего на основании Устава, и ИП ФИО6, исполнитель обязуется выполнить работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» Хоринского района, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель имеет право выполнить работу досрочно.

По пояснениям главы МО СП «Кульское» Соболева И.К., работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» идут к завершению и имеется реальная возможность исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Хоринский район», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кульское», Совету депутатов муниципального образования «Хоринский район» о признании незаконным бездействия, обязании разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и утвердить их - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Кульское», выразившегося в непринятии своевременных мер по разработке и представлению к утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское».

Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Кульское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и представить их в установленном законом порядке для утверждения в Совет депутатов муниципального образования «Хоринский район».

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Хоринского района Республики Бурятия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца через Хоринский районный суд Республики Бурятия.

Судья:                                                                                         Н.Л. Гармаева

2а-549/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия
Ответчики
Администрация МО "Хоринский район"
Другие
Администрация МО СП "Кульское"
Суд
Хоринский районный суд Республики Бурятия
Дело на странице суда
horinsky.bur.sudrf.ru
04.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
04.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
10.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2016[Адм.] Судебное заседание
12.09.2016[Адм.] Судебное заседание
19.09.2016[Адм.] Судебное заседание
23.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее