Административное дело № 2а-549/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2016 года с. Хоринск
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гармаевой Н.Л., при секретаре Бузиной М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Хоринский район», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кульское», Совету депутатов муниципального образования «Хоринский район» о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хоринского района Республики Бурятия обратился в суд с административным заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Хоринский район», выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», обязании Администрации муниципального образования «Хоринский район» разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и утвердить их в установленном законом порядке в срок до 1 ноября 2016 года.
Требования мотивированы тем, что осуществлено преобразование муниципальных образований сельское поселение «Хандагайское» и сельское поселение «Кульское» в Хоринском районе Республики Бурятия в форме объединения. Вновь образованному муниципальному образованию присвоено наименование «Кульское».
Несмотря на длительный период, прошедший с момента объединения муниципальных образований «Кульское» и «Хандагайское» генеральный план и правила землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования МО СП «Кульское» не разработаны и не утверждены.
Указанное нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку препятствует созданию условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, созданию условий для планировки территории муниципального образования, обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, собственников земельных участков и объектов капитального строительства, созданию условий для привлечения инвестиций, в том числе путем представления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного строительства.
В рамках досудебного регулирования прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Хоринский район» внесено представление об устранении нарушений законов в сфере реализации вопросов местного значения.
В установленный законом месячный срок администрацией МО «Хоринский район» нарушения не устранены, генеральный план и правила землепользования и застройки вновь образованного муниципального образования МО СП «Кульское» не разработаны и не утверждены.
Прокурор полагает, что в силу Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. №131, Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896- III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия», Устава МО «Хоринский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Хоринский район» от 17.12.2014 № 1-12/14, полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесены к полномочиям муниципального района.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены МО СП «Кульское» и Совет депутатов МО «Хоринский район».
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Дашиева М.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснив, что согласно письма Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации сельских поселений, в том числе внесение изменений в указанные документы и проведение соответствующих публичных слушаний относятся к полномочиям муниципального района, в границах которого расположено сельское поселение. Полномочия, перечисленные в ст. 8 ГрК РФ относятся к полномочиям городского поселения. В этой области градостроительной деятельности полномочия у сельского поселения отсутствуют. Термин «утверждение правил землепользования и застройки» включает в себя все действия, предшествующие утверждению, в том числе подготовку правил землепользования и застройки, проведение публичных слушаний. Просит признать бездействие администрации МО «Хоринский район», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального сельского поселения «Кульское», незаконным, обязать администрацию МО «Хоринский район» разработать генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» и утвердить в установленном законом порядке в срок до 01 ноября 2016 года.
Представитель административного ответчика администрации МО «Хоринский район» Ринчинова Н.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что у администрации МО «Хоринский район» отсутствуют полномочия по утверждению генплана, правил землепользования и застройки в отношении СП «Кульское». Полномочия по утверждению вышеуказанных градостроительных документов принадлежит представительному органу сельского поселения, что предусмотрено законодательством и Уставом МО «Хоринский район». В 2016 году Советом депутатов МО «Хоринский район» утверждены НПА о внесении изменений в генплан и правила землепользования и застройки МО СП «Верхнеталецкое», которые были разработаны соответственно администрацией сельского поселения. Проект решения Совета депутатов МО «Хоринский район» об утверждении вышеуказанных градостроительных документов был предварительно согласован с прокуратурой Хоринского района и его законность не была оспорена. Считает, что у администрации МО «Хоринский район» отсутствуют полномочия по подготовке, разработке и утверждению генплана, правил землепользования и застройки сельского поселения, МО СП «Кульское» должно подготовить вышеназванную документацию и представить её на согласование с прокуратурой района и на утверждение Совету депутатов МО «Хоринский район». В настоящее время АМО СП «Кульское» заключила договор на выполнение проектных работ. Каких-либо соглашений о передаче району от сельского поселения осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения не заключалось.
Представитель административного ответчика МО СП «Кульское» глава Соболев И.К. в судебном заседании с административным иском согласился, суду пояснил, что администрацией сельского поселения в августе 2016 года заключен договор на выполнение проектных работ, крайний срок исполнения договора - декабрь 2016 года. Считает, что до конца 2016 г. реально исполнить требования прокурора по разработке генплана и правил землепользования и застройки, а также предоставления их на утверждение.
Административный ответчик Совет депутатов МО «Хоринский район», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, отсутствовал, уважительных причин неявки суду представлено не было. Суд признает явку административного ответчика Совет депутатов МО «Хоринский район» не обязательной и вправе рассмотреть дело в отсутствие его представителя в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
поселение - городское или сельское поселение;
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;
межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Согласно ч.1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений.
В части 2 этой же статьи предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов; утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий.
В соответствии со ст. 24 ГрК РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ.
Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
К числу таких вопросов отнесено (п.20 ч.3 ст. 14 ФЗ № 131) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что подготовка генерального плана сельского поселения «Кульское», а также разработка и подготовка к утверждению правил землепользования и застройки поселения относится к полномочиям муниципального образования сельское поселение «Кульское», а не к полномочиям муниципального образования «Хоринский район». В полномочия МО «Хоринский район» входит только утверждение генерального плана поселения. Оснований для расширительного толкования данной нормы закона не имеется.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, а в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Однако, суду не было представлено доказательств тому, что органы местного самоуправления муниципального образования «Хоринский район» приняли на себя полномочия СП «Кульское» по подготовке и разработке генерального плана поселения, а также правил землепользования и застройки, также как и доказательств тому, что между ними было заключено соглашение о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в этой части.
Так, пунктом 11 части 1 статьи 4.1 Устава МО «Хоринский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Хоринский район» от 17.12.2014 № 1-12/14, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится только утверждение генеральных планов поселений и правил землепользования и застройки.
Таким образом, незаконное бездействие имело место со стороны АМО СП «Кульское».
Кроме того, у суда не имеется оснований для обязания Администрации МО «Хоринский район» утвердить генплан и правила землепользования и застройки, поскольку данные полномочия принадлежат представительному органу МО «Хоринский район» - Совету депутатов МО «Хоринский район».
При этом, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных требований о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Хоринский район» и обязании утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», по следующим основаниям.
Порядок деятельности и компетенция представительного органа муниципального образования определены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Совет депутатов МО «Хоринский район» является представительным органом местного самоуправления муниципального образования, решения данного органа принимаются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
Понуждение депутатов к принятию конкретного решения по какому-либо вопросу в обход процедуры, установленной Законом об общих принципах организации местного самоуправления, противоречит конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
В связи с изложенным, требования прокурора о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Хоринский район» и обязании утвердить генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское», подлежат оставлению без удовлетворения.
Также, судом установлено, что согласно договору № б/н на выполнение проектных работ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией МО СП «Кульское» в лице главы Соболева И.К., действующего на основании Устава, и ИП ФИО6, исполнитель обязуется выполнить работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» Хоринского района, срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ, исполнитель имеет право выполнить работу досрочно.
По пояснениям главы МО СП «Кульское» Соболева И.К., работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки МО СП «Кульское» идут к завершению и имеется реальная возможность исполнить решение суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Хоринского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования «Хоринский район», Администрации муниципального образования сельского поселения «Кульское», Совету депутатов муниципального образования «Хоринский район» о признании незаконным бездействия, обязании разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и утвердить их - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Кульское», выразившегося в непринятии своевременных мер по разработке и представлению к утверждению генерального плана, а также правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское».
Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Кульское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, разработать генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Кульское» и представить их в установленном законом порядке для утверждения в Совет депутатов муниципального образования «Хоринский район».
В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Хоринского района Республики Бурятия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца через Хоринский районный суд Республики Бурятия.
Судья: Н.Л. Гармаева