Решение по делу № 2-1846/2011 ~ М-1587/2011 от 14.06.2011

Майкопский городской суд Республики Адыгея

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2011 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Турковой А. Н.,

при секретаре Куминовой Е. В.,

с участием:

помощника прокурора г. Майкопа Багимова С.В.,

истицы Шлютгаурт В. А.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» - Божковой Ю.В. (по доверенности);

представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея – Самоквитовой Л. В. (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Майкопа в интересах Шлютгаурт Вики Анатольевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Майкопа в интересах Шлютгаурт В. А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея, в котором просил признать бездействия ответчиков по не предоставлению истице жилого помещения противоречащими требованиям законодательства. Также просил обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея выделить администрации муниципального образования «Город Майкоп» денежные средства для приобретения жилья для истицы на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц и обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» на выделенные денежные средства приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его Шлютгаурт В. А. по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании истица Шлютгаурт В. А. поддержала исковые требования в полном объеме. Помощник прокурора Багимов С.В. в обоснование исковых требований показал, что истица относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она составом семьи 1 человек состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Истица должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Божкова Ю.В. в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать на том основании, что на территории муниципального образования «Город Майкоп» отсутствуют свободные муниципальные жилые помещения и предоставить истице жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитова Л. В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать, поскольку Министерство образования и науки РА регулярно выделяет администрации муниципального образования «Город Майкоп» субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, истица Шлютгаурт В. А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать лишена родительских прав на основании решения Майкопского городского суда от 19.07.2005 года. Отец истицы признан безвестно отсутствующим на основании решения Майкопского городского суда от 11.08.2005 года. Закрепленного жилья за истицей нет. Данные обстоятельства усматриваются из справки администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 20.11.2008 года.

Согласно выписки из протокола № 47 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 26.11.2008 года истица Шлютгаурт В. А. составом семьи 1 человек с 20.11.2008 года состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм суд приходит к выводу, что формирование администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).

В силу ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Город Майкоп» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

Статей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» было приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством».

Однако, в силу ч.1 ст. 5 Бюджетного кодекса закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действие Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» было приостановлено только на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 г. № 138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 1 января по 31 декабря 2008 года.

Из приложения № 13 к Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2011 год) следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Из приложения № 21 к указанному выше закону усматривается, что объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей.

Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ).

На основании ч. 2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него лимитов бюджетных обязательств.

Как было указано выше, главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьёй.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Из показаний представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л. В. следует, что субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп».

Из справки администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 04.08.2011 года усматривается, что по состоянию на 04.08.2011 года остаток денежных средств по субвенциям на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3453980 рублей.

При изложенных выше обстоятельствах, суд не усматривает бездействий со стороны Министерства образования и науки Республики Адыгея по не предоставлению истице жилого помещения, поскольку свои обязательства по направлению администрации муниципального образования «Город Майкоп» субвенций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство образования и науки Республики Адыгея исполняет надлежащим образом. В связи с этим, в удовлетворении иска, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, следует отказать.

В целях реализации гарантии прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. № 74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

Пунктом 3 и 4 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в статье 1Закона Республики Адыгея "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством", на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" порядке с последующей передачей в собственность. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.

Исходя из положений вышеприведенной нормы, а также положений ст. 57 ЖК РФ, суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанность предоставить истице по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «Город Майкоп».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора г. Майкопа в интересах Шлютгаурт Вики Анатольевны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Шлютгаурт Вике Анатольевне по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «Город Майкоп».

В удовлетворении иска Шлютгаурт Вики Анатольевны, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись А. Н. Туркова

<данные изъяты>а

2-1846/2011 ~ М-1587/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шлютгаурт В.А.
Прокурор г.Майкопа в инт. Шлютгаурт Вики Анатольевны
Ответчики
Администрация МО"Город Майкоп"
Министерство образования и науки РА
Суд
Майкопский городской суд
Судья
Туркова Ася Нурбиевна
14.06.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2011[И] Передача материалов судье
17.06.2011[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2011[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2011[И] Подготовка дела (собеседование)
06.07.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2011[И] Судебное заседание
21.07.2011[И] Судебное заседание
04.08.2011[И] Судебное заседание
10.08.2011[И] Судебное заседание
16.08.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2013[И] Дело оформлено
11.04.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее