Дело № 2-8335/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Еникеевой Г.Э.,
с участием истца Шерышева В.В., его представителя по доверенности Маньковской О.А.,
ответчика Алексеевой О.В., ее представителя по доверенности Мараховского П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шерышева В.В. к Алексеевой О.В. об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Шерышев В.В. обратился в суд с иском к Алексеевой О.В. об изменении долей собственников дома по адресу: г. Уфа, <адрес>. Признании за Шерышевым В.В. права собственности на 12/25 долей домовладения, что составляет 53.2 кв.м. домовладения по адресу: г. Уфа, <адрес>. Признании за Алексеевой О.В. права собственности на 13/25 долей домовладения, что составляет 53.2 кв.м. домовладения по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Иск мотивирован тем, что 12.05.2018 истец Шерышев В.В. стал собственником 1/3 доли жилого двухэтажного бревенчатого дома площадью 28,9 кв.м. по адресу: г. Уфа, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № выданного нотариусом Ахметшиной Л.Р. Основанием вступления в наследство стало завещание матери Шерышевой А.Н., умершей 10.10.2015. Собственником 1/3 жилого дома площадью 28,9 кв.м. Шерышева А.Н. стала 04.06.1974 на основании договора купли-продажи №. С момента покупки данного жилого помещения, родители истца и его семья, проживающие по указанному адресу, произвели пристройку двух пристроев цокольного этажа: № кв.м, № кв.м. Данные постройки согласно технического паспорта являются узаконенными, что зафиксировано в примечании: общая площадь изменилась с 90.7 кв.м. на 111.2 кв.м. в результате возведения литеров А2,А3 и внутренней перепланировки. Никаких самовозведенных или переоборудованных площадей согласно техническому паспорту в доме не имеется. Факт возведения построек членами семьи истца подтверждается фактом проживания в них, показаниями соседей и претензией, справкой БТИ со ссылкой на постановление Администрации г. Уфы. В связи с вышеуказанными законными постройками, истец имеет право на увеличение доли собственности дома.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Истец Шерышев В.В., его представитель по доверенности Маньковская О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Алексеева О.В., ее представитель по доверенности Мараховский П.В. в удовлетворении возражали по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество.
Согласно статье 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Согласно пункту 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
Исходя из содержания данной правовой нормы, к наследнику переходит имущество, которым обладал наследодатель на день открытия наследства.
Из материалов дела следует, что Шерышев В.В. является собственником 1/3 доли жилого двухэтажного бревенчатого дома площадью 28,9 кв.м. по адресу: г. Уфа, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от 12.05.2018, выданного нотариусом Ахметшиной Л.Р., право собственности зарегистрировано 15.05.2018, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 15.05.2018.
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию № от 12.05.2018 наследство состоит из 1/3 доли жилого двухэтажного бревенчатого дома, а именно <адрес> на первом этаже площадью 28,9 кв.м. по адресу: г. Уфа, <адрес>, общей площадью жилого <адрес>,1 кв.м., площадью 90,7 кв.м., жилой площадью 62,5 кв.м. со всеми служебными строениями и сооружениями при нем: бревенчатый сарай, тесовой сарай, уборной и забор, кадастровый №, принадлежащий наследодателю на праве общей долевой собственности, право возникло на основании договора купли-продажи № от 04.06.1974. Регистрация права в ЕГРП не производилась.
Как следует из договора купли-продажи № от 04.06.1974 Елпаева Т.И. продала, а Гарифуллина Н.Г. (2/3 доли) и Шерышева А.Н. (1/3 доли) купили домовладение, стоящее из двухэтажного бревенчатого дома в пять комнат, общеполезной площадью 90.7 кв.м., в т.ч. жилой площадью 62,5 кв.м., с правом пользования Гарифуллиной Н.Г. квартирой №, расположенной на втором этаже площадью 62.6 кв.м., и Шерышевой А.Н. - квартирой №, расположенной на первом этаже площадью 28.9 кв.м.
В соответствии с постановлением главы Администрации г. Уфы № от 05.06.1995 за Шерышевой А.Н. признано право собственности на пристрой к дому № под литером А2,А3.
Согласно справке ГУП РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» участок г. Уфы согласно архивных материалов инвентарного дела (инв. №) по данным технического паспорта, изготовленного по состоянию на 12.11.1973, общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, составляла 90.7 кв.м, в т.ч. общая площадь лит. А - 61.8 кв.м., общая площадь лит. А1 - 28.9 кв.м. По данным технической инвентаризации, проведенной по состоянию на 09.02.2015 общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, составляет 111.2 кв.м., в т.ч. общая площадь лит. А - 61.8 кв.м., общая площадь лит. А1 - 28.9 кв.м., общая площадь лит. А2 - 11.4 кв.м., общая площадь лит. А3 – 9.0 кв.м. Изменение общей площади жилого дома с 90.7 кв.м. на 111.2 кв.м. произошло в результате демонтажа печи в лит. А, уточнения инвентаризационных данных в лит.А1 и возведения пристроев А2 и А3. Дополнительно сообщено, что имеется постановление главы Администрации г. Уфы № от 05.06.1995 о признании права собственности на пристрои литеры А2,А3.
Ответчику Алексеевой (Бейгул) О.В. принадлежит на праве собственности 2/3 доли домовладения, состоящего из двухэтажного бревенчатого дома в семь комнат, общеполезной площадью 90.7 кв.м., в т.ч. жилой площадью 62,5 кв.м., по адресу: г. Уфа, <адрес> на основании договора купли-продажи от 01.09.1978 №, заключенного с Гарифуллиной Н.Г.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 09.04.1985 индивидуальный жилой дом состоял из полуподвала (кухня – 6.8 кв.м., прихожая – 5.1 кв.м., жилая комната – 6.6 кв.м., жилая комната – 10.4, жилая комната – 11.4 кв.м., жилая комната – 9 кв.м.); и первого этажа (прихожая – 4.7 к.м., жилая комната – 10.6 кв.м., жилая комната – 20.8 кв.м., жилая комната – 14.1 кв.м., кухня – 11.6 кв.м., итого по дому общая площадь 111.1 кв.м., жилая 82.9, вспомогательная 28.2.
Из объяснений сторон, показаний свидетелей Шерышевой Т.Г., Ахметова М.А., Бейгул Л.М., из имеющихся в деле технических паспортов на жилой дом следует, что литеры А2,А3 фактически не являются пристроями к жилому дому по адресу: г. Уфа, <адрес>, поскольку расположены в границах существовавших наружных стен бревенчатого жилого дома, устроены на месте имевшегося подпола жилого дома (технический паспорт 1931 года).
Переустройство жилых помещений произведена в семидесятых годах двадцатого века.
В этот период времени действовал Гражданский кодекс РСФСР.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса РСФСР, если участник общей долевой собственности на жилой дом с соблюдением установленных правил увеличит за свой счет полезную площадь дома путем пристройки, надстройки или перестройки, то по требованию этого участника доли в общей собственности на дом и порядок пользования в нем подлежат соответствующему изменению.
Статья 124 Гражданского кодекса РСФСР допускала перераспределение долей, когда в результате соглашения между участниками общей долевой собственности выделенная в пользование часть дома может оказаться больше или меньше той, которая определялась бы размером их долей в общей собственности. При этом основанием такого перераспределения долей является волеизъявление сособственников объекта общей собственности, закрепленное должным образом.
В период жизни Шерышевой А.Н., умершей 10.10.2015, действовал ГК РФ, в соответствии с пунктом 3 статьи 245 которого участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество.
При жизни Шерышева А.Н. не произвела перерасчет долей в праве общей долевой собственности на дом, несмотря на произведение неотделимых улучшений спорного имущества.
К истцу, как наследнику после смерти наследодателя Шерышевой А.Н., в порядке правопреемства перешло имущество, которым обладала наследодатель на день открытия наследства.
Истец на момент устройства жилых помещений в литеры А2,А3 не являлся собственником жилого дома, следовательно, был не вправе претендовать на увеличение своей доли. Право собственности истца возникло в порядке наследования в том виде, которое существовало на момент открытия наследства.
Обязательным условием для увеличения доли за счет неотделимых улучшений является наличие согласия на их осуществление со стороны других участников общей долевой собственности.
Бремя доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, претендующие на увеличение доли за счет произведенных неотделимых улучшений общего имущества.
Из возражений ответчика следует, что такого согласия получено не было, истец самовольно переустроил нежилые подвальные помещения, являющиеся общим имуществом, в жилые помещения. Доказательств получения такого согласия истцом не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Шерышева В.В. к Алексеевой О.В. об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, <адрес>, отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Шерышева В.В. к Алексеевой О.В. об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Уфа, <адрес>, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.12.2018.
Судья М.З. Галлямов