12-322/2014
РЕШЕНИЕ
24 марта 2015 г. г. Москва
Судья Замоскворецкого районного суда г. Москвы Аверченко Е.П., с участием Кондракова И.В., Кореевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
ЗАО «<данные изъяты>» на постановление врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе <данные изъяты> ФИО1 от <дата> №*** о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<дата> ЗАО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Как указано в постановлении, ЗАО «<данные изъяты>» (адрес место нахождение: <адрес>) совершило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно на момент проведения проверки Государственной инспекции труда в городе <данные изъяты> с <дата> по <дата> установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 189 ТК РФ в правилах внутреннего трудового распорядка нерабочие праздничные дни не соответствуют ч. 1 ст. 112 ТК; в нарушение ч. 2 ст. 212 ТК в обществе не организовано проведение специальной оценки условий труда.
ЗАО «<данные изъяты>» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, ссылаясь на то, что нормы ст. 112 ТК РФ, устанавливающей нерабочие праздничные дни, являются императивными, общеизвестными и обязательными для всех участников трудовых отношений, в связи с чем дублирование данного перечня во внутренних локальных актах не является обязательным и осуществляется по усмотрению работодателя; в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда работников офиса ЗАО «<данные изъяты>» может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г.
В судебном заседании защитник по доверенности Кондраков И.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Государственной инспекции труда в городе <данные изъяты> ФИО1 полагала, что вынесенное постановление законно и обоснованно.
Выслушав Кондракова И.В., ФИО1 исследовав письменные материалы настоящего дела, а также доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Как усматривается из материалов дела, сотрудниками Государственной инспекции труда в городе <данные изъяты> в период с <дата> по <дата> проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ЗАО «<данные изъяты>». По результатам проверки было установлено, что в Правилах внутреннего трудового распорядка дня работников ЗАО «<данные изъяты>», утвержденных Генеральным директором <дата> в нарушение ч. 4 ст. 189 ТК РФ нерабочие праздничные дни не соответствуют ч. 1 ст. 112 ТК РФ, а также в нарушение ч. 2 ст. 212 ТК в обществе не организовано проведение специальной оценки условий труда.
Как установлено в судебном заседании, в Правилах внутреннего трудового распорядка в ЗАО «<данные изъяты>», действующих на момент проведения проверки, имеется раздел 4 "Рабочее время и время отдыха" (п. 4.1 - 4.9), регламентирующий в т.ч. продолжительность рабочего времени, режим работы, время труда и отдыха; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска и т.д.
В соответствии со ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Как усматривается из указанной нормы, в ней имеется перечень вопросов, регулируемых правилами внутреннего трудового распорядка, однако в ст. 189 ТК РФ отсутствуют требования о конкретном указании в Правилах внутреннего трудового распорядка перечня нерабочих праздничных дней, установленных ч. 1 ст. 112 ТК РФ.
Кроме того, в Правилах внутреннего трудового распорядка в ЗАО «<данные изъяты>» имеется раздел 2 «Основные права, обязанности и ответственность работников», в соответствии с п. 2.1 указанного раздела Правил работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых отпусков.
В силу положений ст. 5.27 КоАП РФ объективная сторона правонарушения, выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде или об охране труда.
А потому, то обстоятельство, что в Правилах внутреннего трудового распорядка ЗАО «<данные изъяты>» не указаны нерабочие праздничные дни, установленные ТК РФ, в качестве официальных праздников на всей территории Российской Федерации, не является нарушением или невыполнением норм действующего законодательства о труде или об охране труда.
Перечень нерабочих праздничных дней, установленных нормами ТК РФ, не требует дополнительного закрепления в таком локальном акте, как Правила внутреннего трудового распорядка.
Кроме того, поскольку помимо нерабочих праздничных дней Конституция РФ и ТК РФ гарантируют работнику предоставление выходных дней, с целью реализации в равной мере обеих гарантий законодатель предусмотрел правила переноса выходных дней при их совпадении с праздничными.
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня (часть пятая статьи 112 ТК РФ).
При таком положении требования ст. 189 ТК РФ ЗАО «<данные изъяты>» не нарушены.
В силу ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
В силу ч. 6 ст. 10 ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Ни акт проверки, ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о привлечении к административной ответственности ЗАО «<данные изъяты>» не содержат указания рабочих мест, перечисленных в ч. 6 ст. 10 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в отношении которых, по мнению государственного инспектора труда, не проведена специальная оценка условий труда.
При этом представленные должностным лицом доказательства не опровергают доводы заявителя о том, что рабочие места работников офиса ЗАО «<данные изъяты>» (менеджер по документационному обеспечению, специалист, начальник отдела охраны труда) не содержат потенциально вредных или опасных факторов, в связи с чем специальная оценка условий их труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Доказательств того, что данные рабочие места входят в состав потенциально вредных и (или) опасных работ, на которые поэтапная специальная оценка условий труда не распространяется в силу ч. 6 ст. 10 ФЗ «О специальной оценке условий труда», не представлено.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «<данные изъяты>» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе <данные изъяты> ФИО1 от <дата> №*** о привлечении ЗАО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение 10 суток со дня вручения его копии.
Судья: Аверченко Е.П.