Судья Грищенко Э.Н. адм. дело № 33а–5222/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 30 апреля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Мусатова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения.
В обоснование заявленных требований указала, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617 ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в планируемой зоне отдыха, объектов здравоохранения и туризма (проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденное Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008).
По мнению административного истца, указанное распоряжение является незаконным, поскольку основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отсутствуют, так как согласно карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования городского округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов), поэтому размещение садовых участков в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования. Земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов, к землям лесного фонда, а также к лесным участкам на землях иных категорий не относится.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мусатова М.А. просила суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена»; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 10 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение её прав; возобновить работу по её заявлению о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 20 февраля 2019 года административное исковое заявление Мусатовой М.А. к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения удовлетворено.
Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена».
На Департамент градостроительства городского округа Самара возложена обязанность в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Мусатовой М.А., возобновить работу по ее заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства городского округа Самара просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента градостроительства городского округа Самара Нагорная С.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Административный истец Мусатова М.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещалась своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам), а также родителям умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане.
Как видно из материалов дела, Мусатова М.А. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, имеет право на однократное и бесплатное предоставление земельного участка в собственность или в аренду по месту жительства.
09.04.2018 Мусатова М.А. обратилась к Главе администрации городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по <адрес>, площадью 618 кв.м., для садоводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ).
Статьями 39.14 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617 Мусатовой М.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 16 ст. 11.10, ст. 11.9, пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, поскольку согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (Схема № 1 Основной чертеж, Проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденное Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539), испрашиваемый земельный участок расположен в планируемой зоне отдыха, объектов здравоохранения и туризма.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 11.9 (пункты 6 и 7) Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Установлено, что образование земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, не нарушает требования, установленные Земельным кодексом РФ.
Кроме того, административным ответчиком не представлено сведений о пересечении границ территориальных зон, лесничеств, лесопарков, а также об отнесении испрашиваемого земельного участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением, либо к территории общего пользования.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).
Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Доказательств, подтверждающих наличие красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под зону отдыха в соответствии с Генпланом в границах спорного земельного участка, не представлено.
В ИСОГД г.о. Самара отсутствует информация об утвержденных проектах планировки территории в отношении испрашиваемого участка.
Согласно сведениям ИСОГД г.о. Самара, земельный участок не принадлежит территории общего пользования.
Также из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61. Размещение садовых участков в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования.
Действующие договоры аренды по земельному участку площадью 618 кв.м., расположенному по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, «Радиоцентр-3», участок без номера, отсутствуют.
В границах вышеуказанной территории ГПЗУ для размещения линейных объектов не выдавалось.
В ИСОГД г.о. Самара в отношении испрашиваемого земельного участка отсутствуют сведения об утвержденных схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а также об изъятии и резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Сведения о территории, являющейся предметом аукциона, а также решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в ИСОГД отсутствуют.
Испрашиваемый земельный участок не расположен в границах территории садоводческого, огороднического или данного некоммерческого объединения. Зоны с особыми условиями использования в границах испрашиваемого участка отсутствуют.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте, к территории общего пользования не относится.
Другим основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка является наличие на нем зеленых насаждений.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Департаментом градостроительства городского округа Самара не представлено доказательств, подтверждающих, что на испрашиваемом земельном участке произрастают зеленые насаждения, относящиеся к зеленому фонду городского округа Самара.
Кроме того, не всякие деревья и кустарники могут быть отнесены к зеленым насаждениям в том смысле, в каком они понимаются названными Правилами благоустройства.
Данных, свидетельствующих о том, что на испрашиваемом земельном участке произрастают деревья и кустарники, относящиеся к перечисленным в пункте 1 главы 26 Правил зеленым насаждениям, материалы дела не содержат.
Разрешая заявленные административным истцом требования об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617, суд правильно исходил из того, что административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, послуживших основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Принимая во внимание, что распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.10.2018 № РД-1617 противоречит требованиям земельного законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, суд обоснованно признал его незаконным и обязал административного ответчика возобновить работу по заявлению Мусатовой М.А. о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства городского округа Самара о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку в решении суда, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара, не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства городского округа Самара без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи