РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2019 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В., при секретаре судебного заседания Бородиной Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1764/2019 по иску Катраевой Светланы Николаевны к Катраеву Михаилу Сергеевичу, Канкаевой Асият Жабраильевне о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Катраева С.Н. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дата между матерью истца и ООО «Трансгруз» был заключен договор № В-29к-01с участия в долевом строительстве на двухкомнатную адрес (строительный) условно-строительной площадью с учётом лоджий и балконов 72,3 кв.м, расположенную в секции №... на 5 этаже жилого дома по строительному адресу: адрес. Вышеуказанная квартира была предоставлена ее матери согласно проекта расселения из ветхого жилья. После смерти матери между истцом Катраевой С.Н. и ООО «Трансгруз», на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата, выданного нотариусом г.Самары Быстревской М.В., зарегистрированного в реестре за №..., дата было заключено соглашение о внесении изменений в договор № В-29к-01с от дата участия в долевом строительстве на вышеуказанную квартиру. дата между Катраевой С.Н. и ее сыном Катраевым М.С., был заключен договор переуступки права на вышеуказанную квартиру. Фактически, договор переуступки права требования был заключен как договор дарения квартиры сыну, который они не могли заключить в установленном законодательством РФ порядке в связи с отсутствием регистрации права собственности на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Денежных средств, указанных в договоре переуступки права требования, а именно 3 542 700 рублей ни сын, ни его бывшая супруга, Канкаева А.Ж. истцу не передавали, что подтверждается тем фактом, что на момент заключения договора переуступки права требования они были безработными, собственных накоплений в сумме более 3 000 000 рублей не имели, не потребительских, не ипотечных кредитов на эту сумму не оформляли. При заключении договора переуступки права требования прямым волеизлиянием истицы было обеспечение сына жильем, заключенная между ними сделка фактически была безвозмездной, о чем знали все стороны сделки, и третьи лица, а именно, бывшая супруга сына, Канкаева А.Ж. В январе 2019 года истица, со слов сына, узнала, что его бывшая супруга, Канкаева А.Ж., которая знала о том, что квартира фактически сыну подарена и никаких денежных средств ни сын, ни она не передавали истцу, обратилась в суд с исковым заявлением о разделе совместно нажитого имущества. При заключении договора переуступки доли в праве ни о каком совместно нажитом имуществе речи не шло, сделка была совершена на безвозмездной основе. Просила суд признать недействительным договор переуступки права требования от дата как притворную сделку, применить последствия недействительности сделки, вернуть стороны в первоначальное состояние.
Определением от дата, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Канкаева А.Ж.
В судебном заседании представитель истца Воеводина Н.В., действующая по доверенности исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила удовлетворить.
Ответчик Катраев М.С. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что денежные средства по договору им не передавались, фактически оспариваемая сделка являлась договором дарения. Стабильного дохода на момент совершения сделки ни он, ни его супруга не имели.
Представитель ответчика Порубай И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на отсутствие оснований для удовлетворения иска, а также на пропуск истцом срока исковой давности.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, и, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение; договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Судом установлено, что дата между Катраевой С.Н. и Катраевым М.С. заключен договор переуступки права требования. В соответствии с данным договором Катраев М.С. принимает от Катраевой С.Н. в полном объеме право требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Трансгруз», заключающееся в праве на получение в собственность объекта долевого строительства, после ввода в эксплуатацию секции №... по строительному адресу: адрес, в границах улиц Мичурина, Лукачева, Скляренко, Врубеля на земельном участке, принадлежащем Застройщику на праве аренды. Объектом долевого строительства является двухкомнатная адрес (строительный), условно-строительной площадью с учетом лоджий и балконов 72,3 кв.м, расположенная в секции №... на 5 этаже жилого дома по строительному адресу: адрес, в границах улиц Мичурина, Лукачева, Скляренко, Врубеля.
дата между застройщиком ООО «Трансгруз» и Катраевым М.С. подписан акт приема-передачи к договору переуступки права требования от дата о передаче в собственность правоприобретателя - Катраева М.С. двухкомнатной квартиры в законченном строительстве Объекте, находящимся по адресу: адрес, расположенной на 5 этаже, лит. А, номер по техническому паспорту филиала ФГУП «Ростехинвентризация» по адрес №... - площадь всех помещений, включаемых в площадь здания - 72, 7 кв.м.
дата на квартиру по адресу: адрес зарегистрировано право общей совместной собственности за Канкаевой А.Ж., Катраевым М.С. №... от дата.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
С учетом правового содержания статьи 153 Гражданского кодекса РФ обязательным условием сделки как волевого правомерного юридического действия субъекта гражданских правоотношений является направленность воли лица при совершении сделки на достижение определенного правового результата (правовой цели), влекущего установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей на основе избранной сторонами договорной формы.
В силу п. 1 ст. 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Согласно пункту 2 статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна.
В пункте 87 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата №... "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила (пункт 2 статьи 170 ГК РФ).
Притворной сделкой считается также та, которая совершена на иных условиях.
Прикрываемая сделка может быть также признана недействительной по основаниям, установленным ГК РФ или специальными законами.
Из содержания указанной нормы и разъяснений Пленума следует, что в случае признания сделки недействительной в связи с притворностью, суду необходимо установить действительную волю сторон, выяснить фактические отношения между сторонами, а также намерения каждой стороны.
Так, согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от дата № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 382 ГК РФ право, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании закона. Право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех же условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Согласно ч. 1 ст. 389.1 ГК РФ, взаимные права и обязанности цедента и цессионария определяются настоящим Кодексом и договором между ними, на основании которого производится уступка.
В силу п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.
Уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).
Из смысла названных норм следует, что существенным условием применительно к договору цессии является условие о предмете - уступаемом праве требования, вытекающем из гражданско-правового обязательства. Таким образом, уступаемое право требования должно быть в достаточной степени конкретизировано.
В силу части 1 статьи 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу положений статьи 572 Гражданского кодекса РФ обязательным признаком договора дарения должно служить вытекающее из соглашения о цессии очевидное намерение передать право в качестве дара.
По смыслу указанной нормы закона наличие возмездных начал в договорном обязательстве исключает признание соответствующего договора договором дарения.
Так, сторонами соблюдена форма договора уступки права требования, договор содержит все существенные условия, присущие договорам уступки права требования, является заключенным.
Из договора однозначно следует его возмездность, а, следовательно, и воля истца передать объект недвижимости в собственность Катраева М.С. за плату, воля ответчика принять право требования объекта долевого строительства и оплатить цену договора.
Согласно п. 1 договора от дата стоимость переуступаемого права требования составляет 3 542 700 руб., указанную сумму денег Катраева С.Н. получила от Катраева М.С. полностью до подписания договора.
Договор переуступки согласован с застройщиком и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
После подписания договора право требования передачи в собственность объекта долевого строительства передано правоприобретателю, договор сторонами исполнен.
Впоследствии от застройщика Катраевым М.С. в собственность принят объект долевого строительства: адрес, по адресу: адрес.
При подписании указанного договора стороны осознавали, что заключают именно договор уступки права требования объекта долевого строительства, определили цену передаваемого объекта недвижимости, указав на осуществление расчета между сторонами полностью до его подписания.
Стороны согласовали все существенные условия договора, и их волеизъявление было направлено именно на осуществление передачи указанного в договоре права требования от застройщика объекта долевого строительства от правопреемника к правоприобретателю, действия сторон, совершенные при заключении сделки, и после ее совершения, подтверждают их намерение заключить именно договор уступки права требования, а не договор дарения.
Ответчиком заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требования в связи с применением срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
С указанными исковыми требованиями истец обратилась дата, таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока предусмотренного ст. 196 ГК РФ для обращения в суд по данным требованиям, о чем было заявлено представителем ответчика.
В данной связи, оснований для признания договора переуступки прав требования недействительным как притворной сделки, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Катраевой Светланы Николаевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2019 года.
Председательствующий: п/п Леонтьева Е.В.
Копия верна:
Судья:
Секретарь: