АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
24 октября 2011 года Дело № А29-7717/2011
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи Галаевой Т.И, _____________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мишариной Э.В., ________________________________________________________
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению (исковому) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе (ИНН: 1112002939, ОГРН: 1021101006200) _____
к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Беля Василию Михайловичу (ИНН: 111201246238, ОГРН: 304110911300106) ______________________________
о взыскании штрафа в сумме 1 039 руб. 20 коп., ______________________________
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, ___________________________________________________
от ответчика: не явился, __________________________________________________
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (исковым) о взыскании с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беля Василия Михайловича 1 039 руб. 20 коп., состав-ляющих сумму штрафных санкций за непредставление в орган Пенсионного фонда РФ в установленный срок сведений о застрахованных лицах, необходимых для осу-ществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обяза-тельного пенсионного страхования за 2010 год.
Отзыв на исковое заявление по существу заявленных требований в суд не поступил, предприниматель или его представитель в судебное заседание не явился, доказательств уплаты спорной суммы суду не направлено.
Копия искового заявления от 14 сентября 2011 года № 01-15/5765 и копия определения суда от 23 сентября 2011 года направлялись ответчику по адресу места его жительства, указанному в Едином государственном реестре индиви-дуальных предпринимателей, то есть по последнему известному адресу места реги-страции ответчика, что согласно части 5 статьи 123 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации (сокращенно – АПК РФ) считается надле-жащим уведомлением стороны о месте и времени судебного заседания. Поэтому данный спор рассматривается по существу заявленных требований в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Беля Василий Михайлович был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администра-цией муниципального образования Прилузского района 07 июля 2003 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного индивидуальных предпри-нимателей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное пенсионное страхо-вание является составной частью обязательного социального страхования, подчи-няется его общим принципам и задачам.
Органы Пенсионного фонда, выступая в качестве страховщика, на основании статьи 11 названного выше Закона имеют право налагать на страхователей финансовые санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 1 Закона № 165-ФЗ был принят Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), устанавливаю-щий организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 167-ФЗ предприни-матель Беля В.М. является страхователем по обязательному пенсионному стра-хованию и зарегистрирован в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (далее – Управление ПФР).
Федеральный закон от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), устанавливающий правовую основу и принципы организации индивидуального учета, был принят в целях контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами, а также создания условий для назначения пенсий.
В соответствии с абзацем шестым статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ под «индивидуальным (персонифицированным) учетом» понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсион-ных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона № 27-ФЗ определены общие правила пред-ставления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений. В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В целях обеспечения исполнения данных требований статьей 17 Феде-рального закона № 27-ФЗ предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона № 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (абзац 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2010 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязатель-ного медицинского страхования» (далее - Федеральный Закон № 212-ФЗ) стои-мость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу части 1 статьи 57 названного Федерального закона в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 настоящей статьи, применяется тариф страховых взносов для зачисления в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 20%.
Стоимость страхового года за 2010 год составила 10 392 руб. 00 коп..
Факт несвоевременного представления Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Беля В.М. необходимых сведений за 2010 год подтверждается материа-лами дела. Сведения о застрахованных лицах за указанный период не поступили к заявителю по состоянию на 27 апреля 2011 года.
Решением от 27 мая 2011 года № 8 начальник Управления ПФР привлёк Беля В.М. к ответственности в виде штрафа в размере 1 039 руб. 20 коп. на основании части 3 статьи 17 Федерального Закона № 27-ФЗ.
Поскольку предложение о добровольной уплате штрафа, то есть требование от 27 июня 2011 года № 5, предпринимателем не было исполнено в установ-ленный срок (то есть - в срок до 14 июля 2011 года), Управление ПФР обратилось в арбитражный суд.
Обстоятельства правонарушения, допущенного ответчиком, изложены в Акте камеральной проверки от 27 апреля 2011 года № 8.
Решение от 27 мая 2011 года № 8 ответчиком не было оспорено в установленном порядке (в том числе - в судебном), факты, подтверждающие отсутствие события правонарушения, ответчиком суду не представлены.
Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального Закона № 212-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной не трудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального Закона № 167-ФЗ правоотноше-ния, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Из анализа названных норм следует, что на правоотношения в сфере обяза-тельного пенсионного страхования, включая отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, распространяется порядок проведения проверок, оформления из результатов и привлечения к ответственности, установленный Федеральным законом № 212-ФЗ, поскольку Федеральным законом № 27-ФЗ данный по рядок не урегулирован.
Пунктом 4 части 6 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руково-дителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, преду-смотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен-ного настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за соверше-ние правонарушения, не является исчерпывающим.
Из решения Управления ПФР от 27 мая 2011 года № 8 о привлечении Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Беля В.М. к ответственности, предусмот-ренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность индивидуального предпринимателя за совершение правонарушения.
Вместе с тем, исследовав обстоятельства совершенного индивидуальным предпринимателем правонарушения и степень его вины, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, наличие таких обстоятельств, как: 1) данное правонарушение совершено ответчиком впервые, так как доказательств повторности суду не было представлено; 2) сведения, подлежа-щие представлению истцу, относятся непосредственно к правонарушителю; 3) доказательств того, что спорными действиями, то есть несвоевременным представлением сведений о застрахованных лицах в Управление ПФР, был причинен реальный ущерб Пенсионному Фонду Российской Федерации, суду не предоставлено; 4) размер стоимости страхового года на 2010 год определен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, суд находит правильным взыскать с ответчика за допущенное правонарушение 519 руб. 60 коп. штрафа, уменьшив размер взыски-ваемого штрафа в два раза.
Расходы по государственной пошлине относятся на предпринимателя в силу положений статей 110 и 112 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований, то есть – в сумме 1 000 руб. 00 коп..
Указанную выше сумму государственной пошлины Беля В.М. надлежит уплатить в федеральный бюджет в добровольном порядке в течение 10-дневного срока с момента вступления решения суда в законную силу, предоставив арбитражному суду подлинные доказательства такой уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми удовлет-ворить частично.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Беля Василия Михайловича, 08 апреля 1954 года рождения, уроженца с. Угля Тячевского района Закарпатской области, зарегистрированного в качестве индивидуального пред-принимателя 07 июля 2003 года (основной государственный регистрационный номер 304110911300106), в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми 519 руб. 60 коп. штрафа и в пользу федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
В остальной части заявления отказать.
3. Исполнительный лист на взыскание штрафа в сумме 519 руб. 60 коп. выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
4. Исполнительный лист на взыскание с ответчика государственной пошлины в сумме 1 000 руб. 00 коп. выдать по истечении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу (в случае непредставления предпринимателем подлинных доказательств ее уплаты в федеральный бюджет).
5. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
СУДЬЯ Галаева Т.И.
Изготовлено: 24.10.2011г.