Дело №2-5237/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года г. Казань
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан
в составе
председательствующего судьи Л.М. Нуруллиной,
при секретаре судебного заседания Г.М. Садыковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханмурзиной Д.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о признании расчета начисленной доплаты к пенсии незаконным, перерасчете доплаты к пенсии и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Ханмурзина Д.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о признании расчета начисленной доплаты к пенсии незаконным, перерасчете доплаты к пенсии и взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указано, что 28 марта 2017 года истец обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ за назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, приложив соответствующие документы. По истечении 129 дней она получила доплату в размере 56938,53 рублей, при этом Министерство своевременно не известило истца о размере доплаты, параметрах, которые были применены при расчете назначенной ежемесячной доплаты к страховой пенсии. Заявление было получено 31 мая 2018 года.
30 июня 2018 года истец получила ответ на свое заявление с разъяснением параметров размера назначенной ей доплаты к страховой пенсии. Одновременно с указанным ответом истец получила уведомление о назначении ей доплаты к пенсии, однако самого решения о назначении доплаты к пенсии №362 от 24 апреля 2018 года истец до настоящего времени не получила.
Изучив указанные документы с разъяснениями расчетов начисленной доплаты к страховой пенсии, истец не согласна с этими расчетами, решением №362, исчисленным стажевым коэффициентом замещения муниципальной должности.
Истец считает, что стаж замещения муниципальной должности составляет 10 лет 6 месяцев 16 дней, что подтверждается справкой от 26 декабря 2017 года №877н, подписанной Главой Альметьевского муниципального района.
Истец занимала муниципальную должность на основании решения Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 26 декабря 2006 года. Должность председателя Контрольно-счетной палаты района отнесена к муниципальным должностям района, а не к должностям муниципальной службы района.
В соответствии со ст. 6 и 50 Устава Альметьевского муниципального района РТ Контрольно-счетная палата является органом местного самоуправления. Полномочия контрольно-счетной палаты района определены в ст. 50 Устава.
Согласно п.3 Решения Совета Альметьевского муниципального района РТ от 26 декабря 2006 года председателем муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» с 1 января 2007 года избрана истец.
В соответствии с решениями Совета Альметьевского муниципального района РТ №130 и 137 от 26 декабря 2006 года стаж замещения муниципальной должности истца в должности председателя контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района РТ составляет 5 лет (с 01 января 2007 года по 31 декабря 2011 года). Запись в трудовую книжку внесена 19 января 2007 года.
Истец считает, что стаж замещения муниципальной должности составляет 10 лет 6 месяцев 16 дней: с 19 января 2007 года по 31 декабря 2011 года и с 26 мая 2012 года по 28 декабря 2017 года; совокупный доход замещения муниципальной должности и должности муниципальной службы составляет 16 лет 4 месяца 8 дней.
Согласно справке от 26 декабря 2017 года №8770, подписанной Главой Альметьевского муниципального района, стаж замещения муниципальной должности истца в должности председателя Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района РТ составляет 10 лет 11 месяцев 28 дней. Считает, что при таком стаже замещения муниципальной должности при определении доплаты пенсии ей неправильно применен коэффициент 0,45 вместо 0,7.
Истец также считает, что ей неправильно произведен расчет доплаты к пенсии, поскольку Министерство применило ограничение 0,6 размера доплаты к пенсии, замещавшего должность главы соответствующего муниципального образования, в то время как в отношении нее следует применить ограничение 0,9 размера доплаты к государственной пенсии министра РТ при аналогичных, предусмотренных частями 2 и 5 статьи 6 №15-ЗРТ, продолжительности замещения указанных должностей.
Просит признать незаконным расчет начисленной Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ доплаты к пенсии, установленный решением №362 от 24 апреля 2018 года, обязать произвести расчет по начислению доплаты пенсии в соответствии с расчетами истца, установить доплату к пенсии истца с 29 декабря 2017 года в сумме 19510,47 рублей, а с 01 января 2018 года -в сумме 20290,89 рублей с учетом коэффициента 1.04, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РТ от 08 сентября 2017 года №641, взыскать с ответчиков сумму незаконно недоначисленной доплаты к пенсии с 29 декабря 2017 года по август 2018 года в сумме 72960,24 рублей, взыскать 25000 на оплату услуг представителя и расходы на оплату государственной пошлины.
В судебном заседании истец Ханмурзина Д.Р. исковые требования поддержала и дала суду аналогичные вышеизложенному пояснения.
Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Диярова З.Т. в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражение на исковое заявление.
В своем возражении представитель указывает, что в связи с вступлением в силу с 26.05.2012 года Закона Республики Татарстан от 17.05.2012 года № 21-ЗРТ «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан» должность председателя контрольно-счетного органа отнесена к муниципальной должности Республики Татарстан. Период работы Ханмурзиной Д.Р. с 26.05.2012 г. по 28.12.2017 г. в должности председателя Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (5 лет 7 месяцев 3 дня) является периодом замещения выборной муниципальной должности в Республике Татарстан.
С вступлением в силу Закона Республики Татарстан от 25.12.2012г. № 93-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Татарстан» действие Закона РТ от 12.02.2009г. № 15-ЗРТ в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, также распространяется на председателя контрольно-счетного органа муниципального образования.
29 декабря 2017 года Ханмурзина Д.Р. подала заявление о назначении ей доплаты к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность в Республике Татарстан, в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.06.2009 г. № 290.
С указанной даты Ханмурзиной Д.Р. назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 10998,83 рублей. В соответствии со статьей 6 Закона РТ от 12.02.2009г. № 15-ЗРТ был определен размер доплаты к пенсии по определенной формуле.
Согласно справке от 28 декабря 2017 года № 1, выданной Контрольно-счетной палатой Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, а также штатному расписанию Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района Республики Татарстан на 01.01.2017г. ежемесячное денежное вознаграждение председателя Контрольно-счетной палаты составляет 27605,00 рублей.
Исходя из этого, размер доплаты у пенсии по должности председателя контрольно-счетного органа (КСО) муниципального образования Республики Татарстан рассчитывается в следующем порядке: 27605,00х1х0,45=12422,25 рублей.
Вместе с тем частью 6 статьи 6 Закона РТ от 12.02.2009г. № 15-ЗРТ установлено ограничение размеров доплаты к пенсии по некоторым муниципальным должностям. Максимальный размер доплаты к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность, не может превышать по должности заместителя главы муниципального образования - 0,8, по иной муниципальной должности - 0,6 размера доплаты к пенсии лица, замещавшего должность главы соответствующего муниципального образования.
По постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 года №722 «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, председателей контрольно-счетных органов, муниципальных служащих Республики Татарстан» (утратил силу в связи вступлением в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2018г. № 182) ежемесячное денежное вознаграждение главы муниципального образования по третьей группе оплаты, к которой относится Альметьевский муниципальный район, на дату назначения Ханмурзиной Д.Р. доплаты к пенсии составляло 33947,00 рублей.
Размер доплаты к пенсии по должности главы Альметьевского муниципального района Республики Татарстан также рассчитывается согласно вышеуказанной формуле: 33947 х 1,2 х 0,45=18331,38 рублей.
Соответственно, с применением установленного частью 6 статьи 6 Закона РТ от 12.02.2009г. № 15-ЗРТ ограничения размер доплаты к пенсии по должности председателя Контрольно-счетной палаты составляет: 18331,38 х 0,6 = 10998,83 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 22.03.2018 года № 15-ЗРТ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан» с 01.04.2018г. доплата к пенсии Ханмурзиной Д.Р. проиндексирована в 1,04 раза и составила 11438,82 рублей.
При исчислении размера доплаты к пенсии Ханмурзиной Д.Р. не применяется ограничение по 0,9 размера доплаты к пенсии министра РТ, так как в указанном случае размер доплаты к пенсии превышал бы размер доплаты к пенсии, исчисленный с применением ограничения по 0,6 размера доплаты к пенсии главы муниципального образования.
В связи с вышеизложенным, размер доплаты к пенсии Ханмурзиной Д.Р. установлен верно, с применением норм и ограничений, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальную должность в Республике Татарстан.
Также указывает, что Закон Республики Татарстан от 24.03.2004 № 18-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан», на который ссылается Ханмурзина Д.Р. в исковом заявлении, утратил силу с принятием Закона Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ.
Положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.09.2017г. № 641 «О ежемесячных денежных и иных видах выплат на 2018 год» распространяются только на выплаты, предусмотренные Законом Республики Татарстан от 08.12.2004г. № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2004г. № 542 «Об утверждении Положения о порядке предоставления денежных выплат, пособий, субсидий и стипендий отдельным категориям населения в Республике Татарстан».
Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Татарстан Э.Р. Яруллина в судебном заседании исковые требования не признала, представила отзыв.
Из отзыва следует, что привлечение Министерства финансов РТ к участию в деле необоснованно, поскольку Министерством какие-либо права истца не ограничивались и не нарушались. Министерство финансов РТ не является уполномоченным органом по назначению, перерасчету и выплате доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности, пенсии за выслугу лет государственным служащим.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона №6 от 07 февраля 2011 года «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа могут быть отнесены соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Республики Татарстан №21-ЗРТ от 26 мая 2012 года «Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан» председатель контрольно-счетного органа замещает в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Республики Татарстан муниципальную должность.
Данный Закон вступил в силу 26 мая 2012 года.
В соответствии с частями 1 и 2 Закона Республики Татарстан от 12 февраля 2009 года № 15-ЗРТ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Татарстан» (в редакции от 25.12.2012г. № 93-ЗРТ) настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Татарстан.
Действие настоящего Закона распространяется на членов избирательных комиссий муниципальных образований, работающих в соответствующих избирательных комиссиях на постоянной штатной основе. Действие настоящего Закона в части пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности на постоянной основе, также распространяется на председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также на заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования, если указанные должности в установленном порядке отнесены к муниципальным должностям.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с трудовой книжкой истец Ханмурзина Д.Р. с 01 января 2006 года по 18 января 2007 года избрана председателем Контрольно-ревизионной комиссии Альметьевского муниципального района, с 19 января 2007 года избрана председателем муниципального учреждения «Контрольно-счетная палата Альметьевского муниципального района РТ, с 22 октября 2011 года МУ «Контрольно-счетная палата Альметьевского муниципального района Республики Татарстан» переименована в Контрольно-счетную палату Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (л.д. 25-37).
Решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан №216 от 18 декабря 2017 года на основании личного заявления 28 декабря 2017 года досрочно прекращены полномочия председателя Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района РТ Ханмурзиной Д.Р.
29 декабря 2017 года Ханмурзина Д.Р. обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии как лицу, замещавшему муниципальную должность в Республике Татарстан.
Решением Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 24 апреля 2018 года Ханмурзиной Д.Р. назначена доплата к пенсии с 29 декабря 2017 года в размере 10998,83 рублей.
На основании сведений о стаже, Ханмурзиной Д.Р. в стаж муниципальной должности засчитан период с 26 мая 2012 года по 28 декабря 2017 года - 5 лет 7 месяцев 03 дня. Совокупный стаж замещения муниципальной должности и должности муниципальной службы составляет 16 лет 4 месяца 08 дней.
Поскольку пенсионное обеспечение лиц, замещавших муниципальную должность в Республике Татарстан, регулируется нормами Закона Республики Татарстан от 12 февраля 2009 года №15-ЗРТ, Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ представлены расчеты доплаты к пенсии, которые произведены на основании статьи 6 указанного Закона.
В своих требованиях истец указывает, что стаж замещения муниципальной должности составляет 10 лет 6 месяцев 16 дней, то есть с 19 января 2007 года по 31 декабря 2011 года и с 26 мая 2012 года по 28 декабря 2017 года, и от данного стажа зависит коэффициент доплаты к пенсии.
Однако, поскольку должность председателя контрольно-счетного органа отнесена к муниципальной должности Республики Татарстан только в связи с вступлением в силу с 26 мая 2012 года Закона Республики Татарстан от 17 мая 2012 года №21-ЗРТ, то Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ при назначении доплаты к пенсии в стаж замещения муниципальной должности правомерно включен только период работы истца в должности председателя Контрольно-счетной палаты Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с 26 мая 2012 года по 28 декабря 2017 года.
С учетом данного периода истцу произведены расчеты по доплате к пенсии на основании статьи 6 Закона Республики Татарстан №15-ЗРТ от 12.02.2009 года, с которыми суд соглашается.
Таким образом, исходя из совокупности исследованных и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным расчета начисленной доплаты к пенсии, установленной решением №362 от 24 апреля 2018 года.
Поскольку Ханмурзиной Д.Р. отказано в удовлетворении требований о признании незаконным расчета доплаты к пенсии, то другие требования, являющиеся производными от основного требования, в том числе и взыскание судебных расходов по оплате услуг представителя, не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о том, что стаж замещения муниципальной должности, в соответствии со справкой №8770 от 26 декабря 2017 года, подписанной Главой Альметьевского муниципального района, составляет 10 лет 11 месяцев 28 дней суд считает не состоятельными, так как в соответствии с абзацем 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации только трудовая книжка в силу ч. 1 ст. 66 Трудового Кодекса РФ является основным документом о трудовой деятельности работника.
Кроме того, Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 года №18-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан», на который ссылается истец, утратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Татарстан от 17 января 2008 года №5-ЗРТ.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Ханмурзиной Д.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Министерству финансов Республики Татарстан о признании расчета начисленной доплаты к пенсии незаконным, перерасчете доплаты к пенсии и взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ново-Савиновский районный суд Республики Татарстан.
Судья Л.М.Нуруллина