Дело № 2-1594/2013 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации27 мая 2013 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Варзиной Т.В.,
при секретаре Караваевой Н.И.,
с участием старшего помощника Кудымкарского городского прокурора Ткачука С.В.,
истца Брагиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней ТЮС, Брагиной Е.В. к Администрации города Кудымкара Пермского края о признании незаконным бездействия администрации г. Кудымкара Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении,
установил:
Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах несовершеннолетней ТЮС, обратился в суд с иском к Администрации города Кудымкара Пермского края о о признании незаконным бездействия администрации г. Кудымкара Пермского края по обеспечению возможности получить дошкольное образование и возложении обязанности по предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, мотивируя требования тем, что Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка заявления Брагиной Е.В., в ходе которой установлено следующее. Брагина Е.В., проживающая в <адрес>1, имеет несовершеннолетнюю дочь, ТЮС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ребенок поставлен на учет Управлением образования Администрации города Кудымкара для устройства в детский сад. В дальнейшем, место в дошкольном образовательном учреждении ТЮС предоставлено не было. Из заявления Брагиной Е.В. следует, что она неоднократно обращалась в администрацию г.Кудымкара по вопросу выделения ее ребенку места в детском саду, однако, ей отвечали, что свободных мест в детских садах нет. Кудымкарский городской прокурор считает, что в нарушение ст. 43 Конституции РФ, ст. 18 Закона РФ «Об образовании», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ТЮС лишена возможности посещать муниципальное дошкольное образовательное учреждение, получать дошкольное образование. Просит признать бездействие Администрации города Кудымкара, выразившееся в не обеспечении ТЮС возможности получить дошкольное образование, незаконным и обязать Администрацию города Кудымкара предоставить ТЮС место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Кудымкарского городского прокурора Ткачук С.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам. Суду дополнил, что возражения Администрации г.Кудымкара считает необоснованными, уважительных причин для отказа в приеме в детские дошкольные образовательные учреждения не имеется, ссылки на нормы Сан ПиН несостоятельны.
Истец Брагина Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что неоднократно обращалась в Управление образования Администрации города Кудымкара с заявлениями о предоставлении ее дочери места в детском саду, однако ей отвечали, что места предоставляют в порядке очереди. Она желает, чтобы ее дочь посещала детское дошкольное учреждение, поскольку ей необходимо начинать получать дошкольное образование, привыкать к коллективу.
Представитель Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменных возражениях указал, что Порядок учета детей дошкольного возраста и приема детей в МДОУ утвержден Постановлением Главы Администрации г. Кудымкара от 13.02.2009 г. № 75, в соответствии с которым предоставление места в МДОУ в первоочередном порядке производится лицам, имеющим льготы, остальным лицам предоставление места производится в порядке очереди исходя из возраста ребенка. Истец не относятся к категории родителей, имеющих льготы при поступлении детей в МДОУ. При определении реальной возможности предоставления места в МДОУ ТЮС необходимо руководствоваться требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы в дошкольных организациях». Как видно из имеющейся информации, численность детей, которые на сегодняшний день посещают детские сады, превышает установленные СанПиН количество детей всех дошкольных учреждений. Просит Кудымкарскому городскому прокурору в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления образования администрации г.Кудымкара в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили. На основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с пунктами 3,4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 года № 2562, дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Согласно п.26 указанного Положения, в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ и ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, создание муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ст. ст. 32, 33 Устава муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», утвержденного Решением Кудымкарской городской Думы от 11.10.2005 года № 60, Администрация города Кудымкара является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему на основании федеральных законов и законов Пермского края.
Администрация города Кудымкара организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Пермского края; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организует отдых детей в каникулярное время.
Постановлением Администрации г.Кудымкара от 5 апреля 2012 года №295-01-02 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление образования администрации г.Кудымкара», изп.1.1 которого следует, что указанное управление является структурным подразделением администрации г.Кудымкара, созданным в целях решения вопросов местного значения в сфере образования.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Кудымкара, и ответственность за ее исполнение лежит на Администрации города Кудымкара.
Являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, Администрация г. Кудымкара в целях обеспечения общедоступности бесплатного дошкольного образования должна предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях города и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений.
Согласно Положения о порядке учета детей дошкольного возраста, семей, нуждающихся в предоставлении детям дошкольного образования, и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Кудымкара, утвержденного Постановлением Главы Администрации г.Кудымкара № 75 от 13.02.2009 г., безусловное право на определение в дошкольное образовательное учреждение имеют дети по достижении возраста полутора лет, когда их родители имеют право выбора формы воспитания ребенка - или посещение детского учреждения, или участие в краевом пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей от полутора до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения».
В судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя ТЮС, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ года, постоянно проживает в г. Кудымкар. ДД.ММ.ГГГГ ТЮС была поставлена на учет в Управлении образования Администрации города Кудымкара для устройства в детский сад. В судебном заседании установлено, что Брагина Е.В. неоднократно обращалась в Управление образования администрации г.Кудымкара с просьбами о предоставлении ее дочери места в дошкольном образовательном учреждении, на что ей дан ответ о возможности предоставления места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении только при наличии свободных мест, в порядке очередности.
Как видно из информации, предоставленной главным врачом МБУЗ «Детская городская поликлиника г.Кудымкара», ТЮС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу <адрес>1, находится под наблюдением детской поликлиники со дня и по настоящее время. Медицинских противопоказаний для посещения детского сада не имеет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие свободных мест и наличие очереди на прием в дошкольные образовательные учреждения г. Кудымкара свидетельствует не об утрате права на дошкольное образование, а о неисполнении Администрацией города Кудымкара обязанности по обеспечению общедоступности дошкольного образования.
На момент рассмотрения спора ТЮС не обеспечена местом в детском саду, то есть правом на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Администрация города Кудымкара возложенную на нее законом обязанность по обеспечению ТЮС общедоступным бесплатным дошкольным образованием не выполнила. В связи с чем, бездействие Администрации города Кудымкара, выразившееся в не предоставлении ТЮС возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара, является незаконным.
Указанные выше нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем, ссылки представителя ответчика на наличие льготных категорий граждан, имеющих право на получение мест в детских учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке, необоснованна и не освобождает Администрацию г. Кудымкара от выполнения своих полномочий в отношении каждого конкретного ребенка, в том числе и ТЮС Администрация г. Кудымкара должна была предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений. Доводы представителя ответчика о том, что предоставление ТЮС места в МДОУ повлечет превышение установленного количества воспитанников и нарушение требований СанПиН, определяющего допустимое количество детей в учреждении, несостоятельны, т.к. превышение предельной численности несовершеннолетних в МДОУ г. Кудымкара не лишает ТЮС права на получение дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Кудымкарского городского прокурора, считает необходимымпризнать бездействие Администрации города Кудымкара Пермского края в связи с не обеспечением ТЮС возможности получить дошкольное образование незаконным и возложить на Администрацию города Кудымкара Пермского края обязанность предоставить ТЮС место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кудымкара в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Администрации города Кудымкара Пермского края в связи с не обеспечением ТЮС, родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, возможности получить дошкольное образование в дошкольном образовательном учреждении незаконным.
Обязать Администрацию г. Кудымкара предоставить ТЮС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.В.Варзина