копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года <адрес> РБ
Баймакский районный суд Республики Башкортостан (РБ) в составе председательствующего судьи Байрамгуловой Н.Н.,
при секретаре Янбекове М.М.,
с участием помощника прокурора Баймакского района РБ Рябовой В.С.,
истца ФИО3,
представителя ответчика ФИО10 (по доверенности),
представителя отдела опеки и попечительства администрации МР <адрес> РБ ФИО8 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах ФИО5 к Администрации муниципального района <адрес> РБ о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
<адрес> РБ, действуя в интересах ФИО3, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> РБ о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> по поступившему обращению ФИО3 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст.8 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ.№-з «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет как лицо, не обеспеченное жилым помещением, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ему жилого помещения в муниципальном районе <адрес> РБ. В июне 2006 года ФИО3 закончил обучение в ГБОУ НПО профессиональное училище № <адрес> РБ. ФИО3 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, справке Баймакского филиала УП БТИ РБ № ФИО3 собственником недвижимого имущества также не значится.
Прокурор, действующий в интересах ФИО3, на вышеизложенных обстоятельствах просит обязать администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> РБ ФИО9 и истец ФИО3 поддержали исковые требования. Прокурор считает, что в нарушение действующего законодательства, ФИО3 после достижения им 18-летнего возраста и окончании пребывания в образовательном учреждении ответчиком в течение 3 месяцев жилье не предоставлено, тем самым ответчик нарушает права ФИО3 на жилье.
Истец ФИО3 пояснил, что ему исполнилось 27 лет, женат, не работает, воспитывают с женой двоих малолетних детей, проживают по адресу: РБ, <адрес>, д. Кульчурово, <адрес>, вместе с родителями жены в их доме. Родился ФИО3 в <адрес>. Сразу после смерти матери, 1991 году с отцом переехали в д. <адрес> РБ. Жили в старом доме, отец ФИО3 поставил сруб, но не успел достроить, умер 1998 году, истцу тогда было 10 лет. Опекуном ФИО3 назначили ФИО12 (Баширову) Г.Р., 1970 года рождения. ФИО3 после окончания 9 классов, поступил и окончил обучение в ГБОУ НПО профессиональное училище № <адрес> РБ на полном государственном обеспечении, работал по найму с 2006 года по 2010 года, с 2010 года по 2011 год служил в рядах Российской армии. Он хотел бы жилое помещение получить в <адрес> РБ, где намерен проживать вместе со своей семьей.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО10 возражает против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа лиц детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, состоит на учете в качестве нуждающегося в получении специализированного жилья в администрации муниципального района <адрес>. Полагает, что в случае удовлетворения иска, ответчик, исполняя решение суду, будет вынужден предоставить жилое помещение ФИО3 во внеочередном порядке, и это повлечет нарушение жилищных прав других детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых право на получение жилого помещения возникло до ФИО3 и ожидающих выделения финансовых средств для обеспечения их жильем путем приобретения жилого помещения или строительства домов. Денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам администрации муниципального образования выделяются в виде субвенций из республиканского бюджета. Со стороны администрации муниципального района <адрес> РБ бездействия, выразившегося в не выделении жилого помещения нет. Ежегодно выделяемых для обеспечения данной категории лиц денежных средств недостаточно для обеспечения жильем всех одновременно. По мере поступления денежных средств из республиканского бюджета жилье ФИО3 будет приобретено и предоставлено в пределах населенных пунктов <адрес> РБ, но в порядке очередности.
Выслушав стороны, представителя органа опеки и попечительства, не возражавшего против удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности с данными, добытыми в судебном заседании, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии I -АР №), мать ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I -МЛ №.
Распоряжением Юмашевской сельской администрации <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетними ФИО5, 1988 года рождения (истец), и ФИО3, 1989 года рождения» над несовершеннолетними ФИО5 и ФИО6 установлена опека, опекуном назначена ФИО4.
Решением Баймакского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> РБ поданное в защиту интересов ФИО3 к Администрации муниципального района <адрес> РБ, отделу опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> РБ о возложении обязанности по постановке на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения удовлетворено, постановлено: признать незаконным бездействие органа опеки и попечительства администрации муниципального района <адрес> РБ года, выраженное в непринятии мер по защите жилищных прав ФИО3, по его своевременной постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным; признать отказ администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в постановке ФИО3 на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения, незаконным; возложить на администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан обязанность по постановке ФИО3 на регистрационный учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения.
Согласно постановлению главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», приложению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: РБ, <адрес> по решению комиссии по вопросу предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и лицам не имеющим закрепленного жилого помещения при администрации МР <адрес> протокол № от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч.1 ст. 8 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 окончил ПУ № <адрес> РБ (среднее профессиональное образование) и получил диплом серии Е № (регистрационный №) по квалификации «тракторист - машинист сельскохозяйственного производства-слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин - водитель категории «С»».
ФИО3 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения.
Согласно выписке Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, справке Баймакского филиала УП БТИ РБ № ФИО3 собственником недвижимого имущества не значится.
Достоверность вышеизложенных обстоятельств сторонами не оспаривается.
В силу статей 25, 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований изложенных в пунктах 2 и 4 ст. 26.1 данного Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-3 (в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, предоставляются площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м. - для одиноко проживающих детей-сирот, 42 кв. м. - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами, 18 кв. м. - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.
Решением Совета муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном районе <адрес> Республики Башкортостан» установлено, что на территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является 18 кв. м. на одного человека.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО3 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий из числа детей-сирот, закрепленного жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> РБ в интересах ФИО3 о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предъявленные к администрации МР <адрес> РБ являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Вышеизложенные доводы представителя ответчика о том, что ФИО3 состоит в очереди и в случае предоставления ему жилья во внеочередном порядке будут нарушены права других детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, также состоящих в очереди в списке нуждающихся в жилых помещениях, а жилье ФИО3 будет приобретено и предоставлено, но в порядке очередности по мере поступления денежных средств из республиканского бюджета несостоятельны, не основаны на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При этом согласно статьям 4 и 5 ст.86 Бюджетного кодекса РФ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что иного порядка, кроме как путем передачи Правительством Республики Башкортостан бюджетам соответствующих муниципальных образований субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год финансирование исполнения администрацией муниципального района Баймакский район РБ государственной обязанности по обеспечению ФИО3 жилым помещением, не предусмотрено.
В связи с изложенным, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению и считает необходимым обязать Администрацию муниципального района <адрес> РБ предоставить ФИО3 в пределах Баймакского района РБ вне очереди по договору социального найма жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 221 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Баймакского района РБ, действующего в интересах ФИО5 к Администрации муниципального района <адрес> РБ удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить вне ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Баймакский районный суд РБ.
Судья: (подпись) Байрамгулова Н.Н.
Копия верна. Судья: Байрамгулова Н.Н.