Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
21 июня 2016 года <адрес>
Калининский районный суд <адрес>
В с о с т а в е :
Председательствующего судьи Корниевской Ю.А.
При секретаре Чапайкиной Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО «Ветикаль» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с жалобой обратилась ООО «Вертикаль» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просят постановление отменить, производство по делу прекратить. В случае наличия в действиях ООО «Вертикаль» состава административного правонарушения, изменить постановление по делу административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в части назначения наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей, назначив минимальный размер административного наказания, предусмотренный ст. 8.41 КоАП РФ.
В обоснование жалобы заявитель ООО «Вертикаль» указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» была проведена комплексная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой был составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанного Акта следует, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Вертикаль» образуются отходы в виде мусора и смета уличного, а также мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный. Образовавшиеся отходы накапливаются в специально отведенных для этого местах и размещаются на полигоне МУП «СпецАвтоХозяйство». В связи с чем, ООО «Вертикаль» обязано предоставлять отчетность об образовании, использовании и размещении отходов, а также вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Однако, в нарушение требований закона, ООО «Вертикаль» не представило отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов, образующихся в результате деятельности предприятия за 2015 год, а также не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 г. в установленные сроки. По результатам проверки, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> - фио был составлен Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КоАП РФ (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду). ООО «Вертикаль» не согласилось с данным Протоколом. По результатам рассмотрения Протокола об административных правонарушениях, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> - фио, было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО Вертикаль» к административной ответственности по ст. 8.5. КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 30000 руб. Считает данное Постановление по делу об административном правонарушении незаконным, необоснованным и подлежащими отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению по следующим основаниям. В действиях ООО «Вертикаль» отсутствует состав административного правонарушения: Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществление учета отходов возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В связи с чем, организация, в результате хозяйственной деятельности которой образуются такие виды отходов, как мусор от бытовых помещений, мусор от уборки помещений, отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а также другие отходы, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 7-ФЗ и у нее отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Деятельность по размещению отходов подлежит лицензированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в связи с чем, ООО «Вертикаль» не осуществляло и не могло осуществлять указанную деятельность. Кроме того, Постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П было остановлено, что с 2009 года ответственность по внесению платы за размещение отходов считается возложенной на специализированную организацию. При указанных обстоятельствах, ООО «Вертикаль» действуя разумно и добросовестно, руководствовалась сложившейся судебной практикой и разъяснениями Конституционного суда, в связи с чем, не совершало виновных противоправных действий, влекущих административную ответственность. Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.5. КоАП РФ в действиях ООО «Вертикаль» отсутствует. Постановление по делу об административном правонарушении является недопустимым доказательством: как следует из оспариваемого Постановления, при рассмотрении дела представителю ООО «Вертикаль» не были разъяснены надлежащим образом права и обязанности, предусмотренные КоАП, в связи с чем, ООО «Вертикаль» фактически было лишено возможности в полном объеме реализовать свои процессуальные права, что могло повлиять на ход рассмотрения дела об административном правонарушении и на результат приятого по нему решения. Таким образом, оспариваемое Постановление является недопустимым доказательством и не должно приниматься судом во внимание при принятии решения по настоящей жалобе. При рассмотрении административного дела не учтены все фактические обстоятельства: Оспариваемым Постановлением было установлено, что ООО «Вертикаль» привлекается к административной ответственности впервые, что является обстоятельством, смягчающим административную ответственность (ст. 4.2. КоАП РФ). Обстоятельств, отягчающих административную ответственность установлено не было. При вынесении Постановления должностным лицом не было учтено, что ООО «Вертикаль» ведет работу в области соблюдения природоохранного законодательства. Общество не эксплуатирует и не имеет опасные производственные объекты, источником воздействия на окружающую среду являются отходы в виде бумаги и канцелярских принадлежностей. Плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена обществом до возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Постановлением не установлено, что действия ООО «Вертикаль» не повлекли каких-либо общественно вредных последствий или причинили какой-либо ущерб охраняемым законом общественным отношениям. Кроме того, обществом заключен договор на вывоз отходов, составлены паспорта на отходы I-IV классов, назначено ответственное лицо за соблюдение природоохранного законодательства в области обращения с отходами, которое прошло необходимую профессиональную подготовку. Считают, что данные факты также являются обстоятельствами, смягчающим административную ответственность и должны были быть учтены при избрании меры административного наказания. Однако, в нарушение требований закона, при вынесении Постановления данные смягчающие вину обстоятельства не принимались во внимание, в связи с чем, ООО «Вертикаль» назначено несправедливое административное наказание в виде штрафа, превышающего минимально возможный по санкции ст. 8.5. КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ООО «Вертикаль» не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.28).
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, предоставили письменный отзыв на жалобу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, в период ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО «Вертикаль» по адресу: <адрес>.
По результатам проверки был составлен Акт проверки № соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, в том числе отражено, что в процессе деятельности Общества: не представлена в орган исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов образующихся в результате деятельности предприятия за 2015 год в установленные сроки, в так же ООО «Вертикаль» не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год в установленные сроки.
При этом, в нарушение требований ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об окружающей среде", Приказа Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору" от ДД.ММ.ГГГГ N 557 "Об установлении сроков внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду", 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Действия ООО «Вертикаль" квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО «Вертикаль" в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении № года от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом ДД.ММ.ГГГГ № Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО о проведении выездной плановой проверки ООО «Вертикаль"; уставом ООО «Вертикаль"; положением о производственном экологическом контроле ООО «Вертикаль"; данными учета в области обращения с отходами ООО «Вертикаль" за 2015-2016 год; порядком производственного контроля в области обращения с отходами ООО «Вертикаль"; инструкцией по обращению с отходами 1 класса опасности ООО «Вертикаль"; договором аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Вертикаль" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, предоставляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее - отчетность) в уведомительном порядке.
Порядок предоставления такой отчетности установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
Согласно пунктам 4, 5 Порядка отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).
Данная отчетность содержит полную информацию о массах образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период.
С учетом вышеизложенного, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов содержит экологическую информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды. Как усматривается из закона, возникновение обязанности представлять отчетность связано с наличием в совокупности двух факторов: статуса субъекта малого и среднего предпринимательства и факта образования в деятельности отходов.
Критерии отнесения организаций к категории субъектов малого и среднего предпринимательства установлены статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В ходе проведенной департаментом проверки установлено, что общество относится к категории малого предпринимательства и в его деятельности образуются различные виды отходов (факт образования отходов обществом не отрицается), на основании чего следует вывод о том, что ООО «Вертикаль» является субъектом, обязанным представлять в уполномоченные органы отчетность.
Статьей 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, Законом об отходах определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. В этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ).
Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Оценив все доказательства в совокупности в соответствии со статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо обоснованно пришел к выводу, что в нарушение указанных выше норм ООО «Вертикаль", образуя в процессе хозяйственной деятельности отходы 1-5 класса опасности, не предоставило в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из материалов административного производства усматривается, что ООО «Вертикаль» своевременно не сообщило полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
Однако в нарушение требований п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ и вышеуказанного Порядка обществом в установленный законом срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлена в уполномоченный орган отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2015 год.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих административную ответственность было учтено, привлечение к административной ответственности впервые, отягчающим ответственность не установлено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
ООО «Вертикаль» назначен административный штраф в размере 30000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а ее жалобу ООО «Вертикаль» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Судья