ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
27 ноября 2013 года г.Уфа,ул.Матросова,1
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
с участием ФИО4 – защитника Полуэктова С.А. на основании ордера от 02 октября 2013 г.,
ФИО5 и ФИО3–представителей Министерства финансов Республики Башкортостан, действующих на основании доверенностей от датаг.,
в отсутствие Полуэктова С.А. – лица, привлеченного к административной ответственности, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением от 21 октября 2013 года согласно реестра заказных писем,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Полуэктова С.А. на постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от
31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.4 КоАП РФ, в отношении Полуэктова ...
У С Т А Н О В И Л
Постановлением заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. ... Полуэктов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей, за непредставление сведений о заключенных во 2- м квартале 2012 г. контрактах в Федеральное казначейство.
Решением судьи Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановление заместителя министра- начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от
дата оставлено без изменения, жалоба на постановление- без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа и решением судьи, Полуэктов С.А. подал на них жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан,, в которой просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить, указывая, что ведущий юрисконсульт отдела административного производства КРУ Минфина РБ не был уполномочен составлять протокол об административном правонарушении, все обстоятельства по делу не установлены.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие Полуэктова С.А., надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, выслушав его защитника ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, представителей Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО5 и ...., просивших в удовлетворении жалобы отказать, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, прихожу к выводу, что обжалуемое решение судьи и постановление должностного лица административного органа подлежат отмене.
При производстве по делу об административном правонарушении в отношении Полуэктова С.А. допущено существенное процессуальное нарушение.
В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 19.7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений либо несвоевременное представление должностным лицом заказчика сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а равно представление заведомо недостоверных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
Согласно ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.7.29,7.30,ч.ч.1 и 3 ст.7.31, ст.ст.7.31.1,7.32,ч.11 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) ст.9.16,ч.7 ст.19.5, ст.ст.19.7.2,19.7.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3.3.40, 3.3.49, 3.3.50 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан (утв. Постановлением Правительства РБ от
29 декабря 2012 № 488 в ред. постановления от 14 марта 2013 № 88) Министерство финансов РБ ведет в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, проводит плановые и внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд РБ, также нужд бюджетных учреждений РБ; а для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.ч.1,2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
В целях осуществления функций по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан Министерством финансов Республики Башкортостан издан приказ от 29 марта
2013 г. № 30, которым внесены изменения в приказ Минфина РБ от 27мая 2010 г. №47, утвердившего Перечень должностных лиц Министерства финансов РБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Должность ведущего юрисконсульта КРУ Министерства финансов Республики Башкортостан включена в Перечень должностных лиц Минфина РБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, только приказом Минфина РБ от 29 марта 2013 г. № 30 (зарегистрирован в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 07 мая 2103 № 3207 и опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 16 мая 2013 г.)
Согласно ст. 37 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 № 42-з (в ред. от 11 июля 2012 г.) «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и последующего опубликования.
В силу положений ст.32 названного Закона днем официального опубликования нормативного правового акта Республики Башкортостан считается день первой публикации (размещения) его полного текста в официальных изданиях, в том числе сетевых.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 02 апреля 2013 г. Приказ Минфина РБ от 29 марта 2013 г. № 30, утвердивший новый Перечень, не прошел государственную регистрацию и опубликование, следовательно, не мог применяться.
Довод представителей КРУ Минфина РБ ФИО5 и ФИО3 о том, что ведущий юрисконсульт КРУ Минфина РБ ФИО5, составляя протокол об административном правонарушении по ст.19.7.4 КоАП РФ в отношении Полуэктова С.А., руководствовался Должностным регламентом, утвержденным заместителем министра – начальником КРУ Минфина РБ 10.01.2013 г., предоставляющим ему такое право, не может быть принят во внимание, поскольку положения Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 г. № 42-з (в ред. от 11 июля 2012 г.) «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» обладают большей юридической силой по сравнению локальным правовым актом Минфина РБ – должностным регламентом ведущего юрисконсульта отдела административного производства КРУ Минфина РБ.
Следовательно, должностным лицом надзорного органа было допущено существенное нарушение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Протокол об административном правонарушении от 02 апреля 2013 г. в отношении Полуэктова С.А., составленный неуполномоченным должностным лицом Минфина РБ, не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением действующего законодательства.
Более того, Приказом Минфина РБ от 27 мая 2010 г. № 47, подлежавшего применению на момент составления протокола об административном правонарушении 02 апреля 2013 г., был утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных только статьями 36,37,38 Закона Республики Башкортостан от
04 июня 2004 г. № 84-з «Об административных правонарушениях», и лишь после внесения в него изменений приказом Минфина РБ от 29 марта 2013 г., должностные лица, указанные в Перечне, могли составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным обстоятельствам судьей надлежащая оценка не дана, что привело к принятию незаконного решения.
В настоящее время возможность устранения выявленных процессуальных нарушений, т.е. составление нового протокола об административном правонарушении, отсутствует.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку допущенные при вынесении постановления процессуальные нарушения не могут быть устранены, считаю необходимым постановление заместителя министра- начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2013 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л
Постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31июля 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7.4 КоАП РФ, в отношении Полуэктова ... отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу Полуэктова С.А. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
Справка
судья Капустин В.И.
дело №33А21-625/2013