Дело №2-1552/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2018 года г.Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи ОРЛОВОЙ О.А.,
с участием прокурора ГОЛУБЕВОЙ Е.В.,
при секретаре БОЙКО А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО5 о возложении обязанности привести проекты освоения лесов в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к ФИО5 о возложении обязанности привести проекты освоения лесов в соответствие с требованиями законодательства.
В обоснование иска указано, что проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что ФИО5 в ГУ «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области» запросы о нахождении на арендованной территории животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Владимирской области, не направлялись, требуемая информация при подготовке проекта освоения лесов, а также дальнейшем использовании лесного участка не уточнялась. Вместе с тем, согласно данных, предоставленных ГУ «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области», на арендованных ФИО5 лесных участках отмечены следующие виды растений, занесенных в Красную книгу Владимирской области: Баранец обыкновенный, Колокольчик жестковолосистый, Цмин песчаный, Ястребинка обыкновенная. Раздел 5.1 проектов освоения лесов ФИО5 посвящен характеристики водных объектов. Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с частями 1,2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В пункте 5.2 проектов освоения лесов содержатся проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов. Из таблиц в разделе 5.1. проектов освоения лесов следует, что в границах арендованных лесных участков протекают следующие водные объекты: река Колпь, река Шершуль, ручьи без названия (договор аренды № 15), ручьи без названия (договор аренды № 14). Однако конкретных данных о выделах, кварталах, участковых лесничествах, в которых ФИО5 соблюдаются и будут соблюдаться ограничения, предусмотренные водным законодательством, в проекте освоения лесов не имеется. Аналогичные нарушения выявлены природоохранной прокуратурой и при анализе разделов 5.3 и 5.4 проектов освоения лесов - «Сведения о животном мире» и «Проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и объектов растительного мира». Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий. Несмотря на значимость и актуальность указанных вопросов, а также на тот факт, что на арендуемых лесных участках, по информации, предоставленной ГУ «Дирекция ООПТ», отмечены такие виды животного мира, занесенные в Красную книгу Владимирской области, как Рысь, а также Красную книгу РФ - Серый сорокопут, в разделе 5.4 проектов освоения лесов ФИО5 требуемых данных не имеется. Таблица № 23 проектов освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов» ФИО5 не заполнена, тематическая карта не приводится. Среди мероприятий по охране объектов животного мира для хозяйствующего субъекта, занимающегося заготовкой и переработкой древесных ресурсов - ФИО5 предусмотрены такие, как: строгое регулирование выпаса скота и сенокошения; разрешение сенокошения не ранее 15 июля, запрещение применения собак при выпасе скота, уборка урожая сельхозкультур от центра поля к краям и т.д., что не имеет какого - либо отношения к обеспечению безопасного для объектов животного мира функционирования ФИО5. В целях устранения имеющихся нарушений ДД.ММ.ГГГГ природоохранным прокурором в адрес генерального директора ФИО5 внесено представление №. Однако до настоящего времени каких-либо действенных мер по приведению проектов освоения лесов ФИО5 не принято. Отсутствие в проектах освоения лесов ООО «Гусь-Хрустальный Леспромхоз» конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 52 Конституцией РФ, свидетельствует о необеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов и соответственно благоприятной окружающей среды. Кроме того, создается постоянная угроза причинения вреда в будущем, так как непроведение соответствующих разрабатываемых мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.
В связи с чем, просит обязать ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести в проекты освоения лесов сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах арендованных лесных участков, изготовить тематические лесные карты, содержащие пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов.
Прокурор Голубева Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования Владимирского природоохранного прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, с исковыми требованиями Владимирского природоохранного прокурора согласен.
Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется отчет Почты России.
Суд, выслушав позицию помощника прокурора Голубевой Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статьям 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, в соответствии с п. 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ст. 8 Водного кодекса РФ животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью, а водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, и таких главных принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При использовании лесов должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с договорами аренды лесных участков № 14 от 25.11.2008, № 15 от 25.11.2008 года в аренде у ООО «Гусь-Хрустальный Леспромхоз» находятся два участка лесного фонда, расположенных в Лесниковском и Краснооктябрьском участковых лесничествах Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Пунктом 3 раздела 2 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» определено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛK РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Пунктом 28 Приказа установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 4 Приказа установлено, что общая часть проекта освоения лесов должна содержать, в том числе, общие сведения и сведения о лесном участке.
Согласно пункту 6 Приказа в разделе «Сведения о лесном участке» должны быть приведены в обязательном порядке сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений (приложение N 6).
Пунктом 10 Приказа определено, что в разделе «Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов» должны содержаться такие данные, как: характеристика водных объектов; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов; сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Вместе с тем, указанные требования Приказа не в полном объеме соблюдались должностными лицами ФИО5 при подготовке проектов освоения лесов арендуемых лесных участков, а также их дальнейшего использования - проекта освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Лесниковского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Владимирской области «Курловское лесничество», предоставленного в аренду ФИО5 для заготовки древесины (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ), проекта освоения лесов лесного участка в составе земель лесного фонда Краснооктябрьского участкового лесничества ГКУ ВО «Курловское лесничество», предоставленного в аренду ФИО5 для заготовки древесины (договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно информации, приведенной ФИО5 в разделах 2.6 проектов освоения лесов «Сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных ресурсов» на лесных участках, предоставленных в аренду, не произрастают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников и лиан, а также виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается. В связи с этим, данные в таблицах 6 проектов освоения лесов не приводятся.
Проверкой, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что ФИО5 в ГУ «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области» запросы о нахождении на арендованной территории животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Владимирской области, не направлялись, требуемая информация при подготовке проекта освоения лесов, а также дальнейшем использовании лесного участка не уточнялась.
Как следует из данных, предоставленных ГУ «Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области», на арендованных ФИО5 лесных участках отмечены следующие виды растений, занесенных в Красную книгу Владимирской области: Баранец обыкновенный, Колокольчик жестковолосистый, Цмин песчаный, Ястребинка обыкновенная.
Раздел 5.1 проектов освоения лесов ФИО5 посвящен характеристики водных объектов. Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты являются федеральной собственностью, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
В пункте 5.2 проектов освоения лесов содержатся проектируемые виды и объемы мероприятий по охране водных объектов. Из таблиц в разделе 5.1. проектов освоения лесов следует, что в границах арендованных лесных участков протекают следующие водные объекты: река Колпь, река Шершуль, ручьи без названия (договор аренды № 15), ручьи без названия (договор аренды №).
Однако конкретных данных о выделах, кварталах, участковых лесничествах, в которых ФИО5 соблюдаются и будут соблюдаться ограничения, предусмотренные водным законодательством, в проекте освоения лесов не имеется.
Аналогичные нарушения выявлены также при анализе разделов 5.3 и 5.4 проектов освоения лесов - «Сведения о животном мире» и «Проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и объектов растительного мира».
По информации, предоставленной ГУ «Дирекция ООПТ», на арендуемых лесных участках отмечены такие виды животного мира, занесенные в Красную книгу Владимирской области, как Рысь, а также Красную книгу РФ - Серый сорокопут, однако, в разделе 5.4 проектов освоения лесов ФИО5 требуемых данных не имеется.
Таблица № 23 проектов освоения лесов «Ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов» ФИО5 не заполнена, тематическая карта не приводится.
Кроме того, для хозяйствующего субъекта ФИО5», занимающегося заготовкой и переработкой древесных ресурсов, предусмотрены следующие мероприятия по охране объектов животного мира: строгое регулирование выпаса скота и сенокошения; разрешение сенокошения не ранее 15 июля, запрещение применения собак при выпасе скота, уборка урожая сельхозкультур от центра поля к краям и т.д., что не имеет какого - либо отношения к обеспечению безопасного для объектов животного мира функционирования ФИО5
С целью устранения вышеуказанных нарушений Владимирским природоохранным прокурором в адрес генерального директора ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление № об устранении нарушений лесного законодательства.
Несмотря на представление прокурора, ФИО5 до настоящего времени каких-либо действенных мер по приведению проектов освоения лесов не принято.
Представитель ответчика исковые требования природоохранного прокурора признал.
Установленное судом и не опровергнутое ответчиком несоблюдение требований природоохранного законодательства, отсутствие в проектах освоения лесов ФИО5 конкретных мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов, нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как непроведение соответствующих мероприятий не позволит снизить или сократить оказываемое негативное воздействие на животный мир и водные объекты.
Таким образом, суд полагает исковые требования Владимирского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым установить для ответчика срок для исполнения возложенных на него обязанностей до ДД.ММ.ГГГГ, что достаточно для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Владимирского природоохранного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к ФИО5 о возложении обязанности привести проекты освоения лесов в соответствие с требованиями законодательства, удовлетворить.
Обязать ФИО5 в срок до ДД.ММ.ГГГГ внести в проекты освоения лесов сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений, разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах арендованных лесных участков, изготовить тематические лесные карты, содержащие пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Орлова