№ 2-4885/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2017 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Лятифовой Э.Э.
с участием представителя истца
в отсутствии истца, ответчика, 3х лиц
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спицыной Ларисы Николаевны к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л :
Спицына Лариса Николаевна обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж о признании права собственности на комнаты <адрес> в порядке приватизации.
Свои требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ являюсь пользователем комнаты в <адрес> (общежитие) по <адрес>. Названное общежитие находилось на балансе ФГУП «Черноземный институт мониторинга земель и экосистем». ДД.ММ.ГГГГ протоколом № совместного заседания администрации и профкома Института было принято решение о вселении её, как работника института в вышеуказанную комнату совместно с несовершеннолетним (на тот момент) сыном Спицыным Сергеем Михайловичем, предоставив комнату площадью 18 м2, расположенную в середине здания и кухню площадью 16 м2, расположенную в углу здания через коридор общего пользования.
С 01 октября 2003 года ФГУП «Черноземный институт мониторинга земель и экосистем» распоряжением Минимущества РФ реорганизован путем присоединения к «Государственному проектно-изыскательному институту земельно-кадастровых съемок» в ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Центрально-Черноземный филиал. С 14 марта 2008 года «Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок» ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Центрально-Черноземный филиал переименован в Центрально-Черноземный филиал Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок» ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 235, Территориальное управление издало распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на основании которого общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа город Воронеж.
Согласно приказу Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. № в реестр муниципального имущества включены жилые объекты - общежитие лит.3, 31 общей площадью 156,7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Занимаемая истцом комната в общежитии расположена в здании, литер, площадь и адрес которой указаны в приказе №, а именно лит№.
На имя Спицыной Л.Н. открыт лицевой счет и она добросовестно оплачивает коммунальные платежи по данной комнате, задолженности не имеет, а также выполняет иные обязанности.
В настоящее время возникла необходимость в приватизации вышеназванной занимаемой ею (с сыном) комнаты, для чего она обратилась в компетентные органы. Сын отказался от участия в приватизации.
На заявление в Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронежа по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был получен отказ в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на пользование жилым помещением на условиях социального найма.
Полагает, что данный отказ Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронежа является незаконным и необоснованным.
Истец в суд не явилась, извещена надлежащим образом, о чём имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствии.
Представитель истца по доверенности Асеева Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. о чём имеется уведомление.
3 е лица в суд не явились, извещены так же надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Спицьна Лариса Николаевна, с ДД.ММ.ГГГГ является пользователем комнаты в <адрес> (общежитие) по <адрес>.
Указанное общежитие находилось на балансе ФГУП «Черноземный институт мониторинга земель и экосистем».
ДД.ММ.ГГГГ протоколом № совместного заседания администрации и профкома Института было принято решение о вселении Спицыной Ларисы Николаевны, как работника института в вышеуказанную комнату совместно с несовершеннолетним (на тот момент) сыном Спицыным Сергеем Михайловичем, предоставив комнату площадью 18 м2, расположенную в середине здания и кухню площадью 16 м2, расположенную в углу здания через коридор общего пользования ( л.д.11).
С 01 октября 2003 года ФГУП «Черноземный институт мониторинга земель и экосистем» распоряжением Минимущества РФ реорганизован путем присоединения к «Государственному проектно-изыскательному институту земельно-кадастровых съемок» в ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Центрально-Черноземный филиал (Основание: Распоряжение Минимущества РФ №3811-р от 11.11.2002г. и № 597-р от 11.02.2003г.).
С 14 марта 2008 года «Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок» ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ Центрально-Черноземный филиал переименован в Центрально-Черноземный филиал Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, «Государственный проектно-изыскательный институт земельно-кадастровых съемок» ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ (основание: приказ № 07-02 от 14.03.2008г. Москва).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 235, Территориальное управление издало распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р, на основании которого общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа <адрес>.
Согласно приказу Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. № в реестр муниципального имущества включены жилые объекты - общежитие лит.3, 31 общей площадью 156,7 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Занимаемая истцом комната в общежитии расположена в здании, литер, площадь и адрес которой указаны в приказе №, а именно лит№
На имя Спицыной Л.Н. открыт лицевой счет и она оплачивает коммунальные платежи по данным комнатам, задолженности не имеет.
В настоящее время возникла необходимость в приватизации вышеназванной занимаемой комнаты, для чего истец обратилась в компетентные органы.
На заявление истца в Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронежа по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> был получен отказ в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на пользование жилым помещением на условиях социального найма.( л.д.22-23).
Согласно ст. ст. 4-7 ЖК РСФСР и ст. 1 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992 г., действовавших в период возникновения спорных правоотношений, ст. 19 ЖК РФ общежития относятся к жилищному фонду.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению прав нанимателя жилого помещения, поскольку реализация права не может быть поставлена в зависимость от их оформления органами местного самоуправления.
Статья 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривала, что для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.
В соответствии с пунктом 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 11 августа 1988 г. N 328, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
Согласно, статьям 47 и 105 Жилищного кодекса РСФСР ордер на жилое помещение является основанием для вселения в жилое помещение. Однако отсутствие у гражданина ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное ему помещение, проживании в нем и исполнении обязанностей нанимателя само по себе не может служить препятствием к возникновению у такого лица права пользования жилым помещением.
Истец с сыном ( 3 е лицо) занимают спорное помещение, значащееся как жилая комната, на законных основаниях и между сторонами сложились фактические жилищные правоотношения.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., отмечено, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления названных выше документов.
Следовательно, применяется статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом N 1541-1, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как указывается в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 18 вышеуказанного закона, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности, граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и на приватизацию жилых помещений.
Изложенная правовая позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом Российской Федерации по конкретным делам, а также в ответе на вопрос № 20 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённого Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 года. Сохранение права на приватизацию жилья при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при ликвидации устанавливала и ст. 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992 г.
Согласно ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 г. (с последующими изменениями), приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность. Из ст. 6 этого же закона следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» устанавливает, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договорами передачи, заключенными органами государственной власти или местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Ненадлежащее исполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих обязанностей не может являться препятствием в приватизации занимаемых мной комнат.
В Постановлении Конституционного Суда РФ № 25-П от 03.11.1998 г. сформулированы основные правовые позиции, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закреплённых Конституцией РФ.
Таким образом истец, по независящим от неё причинам, не может приватизировать находящиеся в пользовании комнаты. Однако изложенные обстоятельства не могут умалять законных прав, закреплённых и гарантированных Конституцией РФ (ст. 40) на приобретение жилья в собственность в соответствии с законом.
В силу положений ст. ст. 69, 70 ЖК РФ (аналогичные нормы содержались и в ранее действовавших ст. 53, 54 ЖК РСФСР) члены семьи нанимателя имеют равные с ним права, вытекающие из договора найма, в том числе правом на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Судом установлено, что сын истца Спицын СМ. ( 3 е лицо по делу) не желает принимать участия в приватизации комнаты (без номера) <адрес>, против её приватизации только истцом не возражает, о чём суду представлено соответствующее заявление.
На основании имеющейся справки № -Спицына Л.Н. в приватизации муниципальных жилых помещений на территории городского округа г. Воронеж участие не принимала.
Таким образом у суда имеются все основания для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 67,194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Спицыной Ларисой Николаевной право собственности в порядке приватизации на комнаты <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: