Дело № 2-2144/2014
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Граматчиковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 декабря 2014 года в г.Печоре гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Макс-Строй» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику об обязании совершить определенные действия, просит ликвидировать место размещения несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********) в срок до **.**.**, обязать ООО «Макс-Строй» в срок до **.**.** разработать проект рекультивации нарушенных земель в отношении земельного участка, находящегося на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********), обязать ООО «Макс-Строй» в срок до **.**.** провести рекультивацию земельного участка, находящегося на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********.).
В обоснование требований прокурор указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение пункта 8 Плана работы прокуратуры на **.**.** года, а также па основании обращения ВрИО начальника отделения в ********** ФСБ Российской Федерации по Республике Коми К.С.В. была проведена проверка по факту захоронения строительных отходов на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********.).
По результатам проведенной проверки установлено, что на территории ********** на площади около 1200 кв. метров в результате действий ООО «Макс-Строй» произошло образование несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов, которая не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, и, как следствие, происходит деградация почвенного покрова в связи с удалением почвы с «дневной» поверхности и перемешиванием её с неплодородным грунтом и строительными отходами в процессе их механизированных сброса и перемещения. Указанная деятельность осуществлялась ООО «Макс-Строй» в условиях отсутствия лицензии на право размещения отходов производства и потребления. Кроме того, ООО «Макс-Строй» не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды, свидетельство о праве собственности и др.), на котором размещена указанная несанкционированная свалка строительных отходов, а также производственное здание (ангар), подсобные помещения (вагончики) и техника.
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Музыкант Д.Ю. на требованиях настаивал, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания (л.д42, 52), но в суд не явился о причине неявки суде не сообщил, письменного отзыва по существу заявленных требований суду не представил.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц администрации МР «Печора», Печорского городского комитета по охране окружающей среды, извещенных о времени и месте судебного заседания. Печорский городской комитет по охране окружающей среды представил письменный отзыв, в котором исковые требованию прокурора поддерживают (л.д.44-47). Администрация МР «Печора» представила заявление, в котором поддерживает иск прокурора, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.50).
Суд приступает к рассмотрению дела в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора основан на законе и подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Как установлено статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с положением статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлен категорический запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» кроме того установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из обстоятельств дела следует, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение пункта 8 Плана работы прокуратуры на **.**.** года, а также па основании обращения ВрИО начальника отделения в ********** ФСБ Российской Федерации по Республике Коми К.С.В. была проведена проверка по факту захоронения строительных отходов на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********).
Проверкой установлено, что на территорию, расположенную в междупутье железнодорожных подъездных путей на городскую торгово-закупочную базу и хлебокомбинат, а также в междупутье между автодорогой (**********) и железнодорожным подъездным путем хлебокомбината, ООО «Макс-Строй» осуществлялся сброс на почву строительных отходов. Эти междупутья заполнялись строительными отходами в качестве балласта с последующей засыпкой свежим грунтом с целью приведения земельного участка в состояние, в котором этот участок мог быть использован по предназначению - для строительства ангара с оборудованием для проведения ремонтных и сварочных работ. Как показал осмотр, ориентировочно отсыпанная таким образом площадь составляет 1200 кв. метров, а объем насыпи - до 2000 куб. метров. При этом в составе балласта насыпи по признанию директора ООО «Макс-Строй» П.С.В. присутствуют отходы от разборки деревянных конструкций жилых зданий, и иные бытовые отходы, которые действующим ФККО отнесены к опасным отходам IV класса опасности.
Из объяснений, данных директором ООО «Макс-Строй» П.С.В., при проведении прокурорской проверки, следует, что в соответствии с договором подряда на оказание услуг по уборке и вывозу несанкционированных свалок на территории городского поселения «Печора» №... от **.**.**, заключенным между индивидуальным предпринимателем Х.И.Б. (Заказчик) и ООО «Макс-Строй» в моем лице (Исполнитель), ООО «Макс-Строй» приняло на себя обязательства на оказание услуг по уборке и вывозу несанкционированных свалок на территории городского поселения «Печора». Однако, помимо мусора, с указанных несанкционированных свалок, мусор, на территорию данной промбазы, вывозили с разборки старых домов. Также, мусор туда свозился по договоренности со знакомыми, у которых образовывались в процессе деятельности строительные и бытовые отходы.
Кроме того, ООО «Макс-Строй» не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды, свидетельство о праве собственности и др.), на котором размещена указанная несанкционированная свалка строительных отходов, а также производственное здание (ангар), подсобные помещения (вагончики) и техника.
Таким образом, установлено, что на территории ********** на площади около 1200 кв. метров в результате действий ООО «Макс-Строй» произошло образование несанкционированной свалки твердых бытовых и строительных отходов, которая не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, и, как следствие, происходит деградация почвенного покрова в связи с удалением почвы с «дневной» поверхности и перемешиванием её с неплодородным грунтом и строительными отходами в процессе их механизированных сброса и перемещения.
Также, ООО «Макс-Строй» не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды, свидетельство о праве собственности и др.), на котором размещена указанная несанкционированная свалка строительных отходов, а также производственное здание (ангар), подсобные помещения (вагончики) и техника.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которой государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Частью 2 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов проводят в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством».
В силу части 2 Земельного кодекса РФ закреплены цели охраны земель, в число которых входит обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Согласно пункту 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Пунктом 7 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что затраты на рекультивацию земель включают в себя расходы па очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте.
В приложении 6 к Приказу Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определены следующие понятия:
нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа 15 результате производственной деятельности,
рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
инвентаризация нарушенных земель - выявление в натуре, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния,
техногенный рельеф - рельеф, созданный в результате производственной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 названных Основных положений, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение па проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Указанная деятельность осуществлялась ООО «Макс-Строй» в условиях отсутствия лицензии на право размещения отходов производства и потребления.
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Коми по охране природы (государственный экологический надзор) на территории МО МР «Печора» №... от **.**.** директор ООО «Макс-Строй» П.С.В. признан виновным в нарушении, предусмотренном ст.8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ с назначением административного наказания, в виде административного штрафа, в размере **** рублей (л.д.28-29).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора ********** по использованию и охране земель, главным специалистом-экспертом Печорского отдела Управления Росреестра по Республике Коми Пешковой Н.И. по делу №... от **.**.** должностное лицо - директор ООО «Макс-Строй» П.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка для размещения отходов производства и потребления, производственного здания, подсобных помещений и техники, расположенного по адресу: Республика Коми, **********, чем нарушены ч.1 ст.25, 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде денежного штрафа в размере **** рублей (л.д.33-35).
Невыполнение ООО «Макс-Строй» требований законодательства об охране окружающей среды, Земельного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы охраны земли нарушают гарантированные Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку входят в противоречие с основополагающим принципом земельного законодательства - учета значения земли как основы жизни и деятельности человека и обязательности своевременного вовлечения нарушенных земель в гражданский оборот.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме **** рублей (ст.103 ГПК РФ).
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Макс-Строй» в срок до **.**.** ликвидировать место размещения несанкционированной свалки строительных и бытовых отходов, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********.).
Обязать ООО «Макс-Строй» в срок до **.**.** разработать проект рекультивации нарушенных земель в отношении земельного участка, находящегося на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********).
Обязать ООО «Макс-Строй» в срок до **.**.** провести рекультивацию земельного участка, находящегося на территории промышленной базы, расположенной по адресу: ********** (географические координаты: **********).
Ответчик вправе подать в Печорский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья - С.К. Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2014 года.