Дело №а-58/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи – Эминова П.Н.,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Яшалтинское РМО) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что во исполнение вступившего в законную силу решения Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ внутрихозяйственная комиссия Багатугтунского сельского муниципального образования <адрес> Республики Калмыкия включила его в список претендентов на получение земельной доли вместо умершего отца ФИО4 В феврале 2019 года обратился с письменным заявлением в администрацию Яшалтинского РМО о предоставлении ему в общую долевую собственность земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ администрация Яшалтинского РМО отказала в предоставлении земельного участка ввиду отсутствия законных оснований. Просит признать незаконным отказ администрации Яшалтинского РМО в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Яшалтинского РМО по доверенности ФИО5 в судебном заседании не признала исковые требования, указав, что администрация Яшалтинского РМО отказала в предоставлении в общую долевую собственность земельных участков ввиду признания утратившим силу законодательства, регулирующего земельные отношения.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии с частью 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно статье 79 этого же Кодекса использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Федерального закона земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной основе или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Положениями абзаца 3 и 4 пункта 4 статьи 9 Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-II-З «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-З «О регулировании земельных отношений», было установлено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ, могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами Республики Калмыкия.
Законом Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О земле», также утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Закона Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в <адрес>», было предусмотрено, что право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» или от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-II-З «О земле».
Аналогичные положения содержались в пунктах 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>». Они были признаны утратившими силу Законом Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-V « О внесении изменений в Закон Республики Калмыкия «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
Порядок оформления прав граждан на земельные доли был утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно его положениям, для оформления прав собственников земельных долей формируются внутрихозяйственные комиссии (пункты 2 и 4 Порядка).
К числу полномочий внутрихозяйственной комиссии относилось, в частности, организация проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на получение земельных долей, определение размеров земельных долей и направление в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения (пункты 6 и 12 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка, администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам-участникам общей долевой собственности.
Указанный Порядок признан утратившим силу постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как видно из материалов дела, решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ, на внутрихозяйственную комиссию при Багатугтунском сельском муниципальном образовании <адрес> Республики Калмыкия возложена обязанность включить ФИО1 в списки претендентов на получение земельной доли, как наследника по закону умершего отца ФИО4
Протоколом внутрихозяйственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список претендентов на получение земельной доли вместо умершего отца ФИО4
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию Яшалтинского РМО с заявлением о предоставлении земельного участка по решению суда. Однако ДД.ММ.ГГГГ истцу в этом было отказано со ссылкой на то, что Закон Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-З «О земле» и утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ № Порядок оформления прав граждан на земельные доли, а также пунктами 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-З «О регулировании земельных отношений в <адрес>», регулировавшие возникшие правоотношения, утратили силу.
Принимая во внимание, что на момент признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №-IV-З «О регулировании земельных отношений» и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ №, административный истец не был включен в список лиц на бесплатное получение земельной доли, отказ ответчика в удовлетворении заявления истца о предоставлении земельного участка является законным.
При таких обстоятельствах суд приходит в выводу, что отказ администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия следует признать законным, а административный иск неподлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации <адрес> муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий П.Н. Эминов