Дело № 2-98/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Пестово 11 июня 2019 года
Пестовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кобякова К.В., при секретаре Морозовой И.Ю., с участием: истца Газетовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Газетовой О. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» о взыскании невыплаченной заработной платы, процентов и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
истец Газетова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать в ее пользу с Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» (далее по тексту ООО «ГК «УЛК») премию в сумме 25 273 рубля 92 копейки, проценты в сумме 874 рубля 90 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она работала в ООО «ПЛК» в должности начальника экономического отдела. Трудовой договор с работодателем расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, копия приказа не вручалась. С ДД.ММ.ГГГГ правопреемником ООО «ПЛК» является ООО «ГК «УЛК». В соответствии с трудовым договором и с учетом дополнительного соглашения истцу в период работы был установлен ежемесячный оклад в размере 28 736 рублей 00 копеек. Также в период работы истцу выплачивалась ежемесячно премия в размере, равном заработной плате. При увольнении в декабре 2018 года Газетовой О.В. выплачена заработная плата в размере 25 273 рубля 92 копейки, что в два раза меньше ее средней заработной платы за 2018 год. Считает, что выплата премии за декабрь 2018 года не произведена, хотя работодатель обязан был её выплатить. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истец направил претензию, которая оставлена без ответа.
В ходе судебного разбирательства истец изменила свои требования, просила взыскать в ее пользу с Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» невыплаченную заработную плату в размере 1428 рублей 30 копеек за 1 день, отработанный в декабре 2018г. (19-й), невыплаченную премию за декабрь 2018г. в размере 27137 рублей 70 копеек, проценты на невыплаченную заработную плату и премию в общей сумме 1608 рублей 74 копейки, а также - компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. Обосновывая изменения, сторона истца указала, что оснований не выплачивать премию истцу за декабрь 2018г. у работодателя не имелось. Всем коллегам истца премия за декабрь 2018г. была выплачена вместе с зарплатой.
В судебном заседании истец Газетова О.В. и её представитель Смирнов А.А. измененные исковые требования поддержали по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ООО «ГК «УЛК», надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме. В представленном отзыве на исковое заявление указывает, что выплата ежемесячной премии работнику является правом работодателя, но не его обязанностью. Газетовой О.В. не была начислена премия по итогам декабря месяца 2018 года в соответствии с п.3.2 Положения о премировании, поскольку имели место нарушения установленных администрацией требований, предъявляемых к результатом работ. Также ответчик просил отказать истцу во взыскании морального вреда, поскольку, по мнению стороны ответчика, Газетовой О.В. не представлены доказательства понесенных нравственных или физических страданий.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом принято решение о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя ответчика.
Из показаний свидетелей Смирновой Н.С. и Нечай М.Ю. следует, что свидетели до ДД.ММ.ГГГГг. включительно работали совместно с Газетовой О.В. в планово-экономическом отделе ООО «ПЛК». Истец возглавляла данный отдел, свидетели работали в нем экономистами. ДД.ММ.ГГГГг. истец и свидетели уволились с предприятия. Работодателя предупреждали об увольнении заранее – 17.12.2018г. В момент увольнения обоим свидетелям была выплачена зарплата за декабрь 2018г. и 100%-ная ежемесячная премия, равная по размеру зарплате. Газетовой О.В. в момент увольнения была выплачена только зарплата, без премии. Ранее частичные депремирования в отношении сотрудников их отдела происходили в сентябре-октябре 2018г., когда они были лишены 10% ежемесячной премии.
При этом из показаний свидетеля Нечай М.Ю. следует, что со слов директора предприятия ей стало известно, что к экономистам у него претензий не было, а начальник планового отдела Газетова О.В. лишена премии за декабрь 2018г. по причине не полного выполнения плана. Свидетели полагают, что претензий к работе планово-экономического отдела в декабре 2018г. не могло быть у руководства предприятия, поскольку все задачи отделом были выполнены, годовые отчеты сданы до дня увольнения.
Суд, выслушав истца и его представителя, допросив свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В судебном заседании установлено и материалами гражданского дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ООО «Пестовский лесопромышленный комплекс» путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Группа компаний «УЛК». Указанное подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
ООО «Группа компаний «УЛК» является правопреемником ООО «Пестовский лесопромышленный комплекс», все права и обязанности последнего в полном объеме перешли к ООО «Группа компаний «УЛК».
ДД.ММ.ГГГГ между Газетовой О.В. и ООО «ПЛК» был заключен трудовой договор № №, согласно которому Газетова О.В. принята на должность начальника экономического отдела с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.5.1 трудового договора заключенного между Газетовой О.В и ООО «ПЛК» работнику устанавливается должностной ежемесячный оклад в размере 28 735 рублей 63 копейки. Согласно п.5.4 трудового договора работодатель может предоставлять работнику дополнительные социальные льготы и компенсации в соответствии с системным Положением об оплате труда и Положением о премировании.
ДД.ММ.ГГГГ Газетова О.В. уволена по собственному желанию, что подтверждается приказом о прекращении трудового договора с работником № № от 26.12.2018г.
Согласно справке о доходах физического лица от ДД.ММ.ГГГГ Газетовой О.В. выплачена заработная плата в размере 25 273 рубля 92 копейки. Выплата премии за декабрь 2018 года не произведена.
Согласно расчетному листку за декабрь 2018 года Газетова О.В. отработала 18 календарных дней.
В соответствии со ст.84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Согласно расчетному листку за декабрь 2018 года Газетова О.В. отработала 18 календарных дней.
Согласно табелю учета рабочего времени за декабрь 2018 года, истребованного судом от ответчика, Газетова О.В. отработала 19 календарных дней.
На основании ответа на запрос, размер среднего дневного заработка Газетовой О.В. за декабрь 2018 года составил 1404 рубля 11 копеек.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что работодателем выплачена работнику Газетовой О.В. зарплата за 18 дней работы в декабре 2018г., а не за 19, фактически отработанных истцом, в связи с чем в пользу Газетовой О.В. подлежит взысканию невыплаченная заработная плата за 1 день работы в декабре 2018г. в размере 1404 рубля 11 копеек.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку Газетовой О.В. при увольнении неполностью выплачена заработная плата в установленный срок, ООО «Группа компаний «УЛК» обязано за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, а именно - по ДД.ММ.ГГГГ уплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, что составляет 120 рублей 43 копейки.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд в силу статей 21 и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Сам по себе факт неправомерных действий (бездействия) ответчика, выразившихся в невыплате истцу заработной платы и нарушении сроков выплаты заработной платы, свидетельствует о допущенном работодателем нарушении прав истца и причинении ему нравственных страданий.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств настоящего дела, степени страданий истца, его индивидуальных особенностей, требований разумности и справедливости, требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению частично в размере 1000 рублей.
Исковые требования Газетовой О.В. о начислении и выплате премии за декабрь 2018 года удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Часть 1 ст.191 ТК РФ закрепляет право работодателя поощрять работников, добросовестно исполняющих свои обязанности, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, предоставляет работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников в целях ведения экономической деятельности.
В силу ст.135 ТК РФ установление системы премирования является прерогативой работодателя.
Системы оплаты труда, включая системы премирования, согласно ч.2 ст.135 ТК РФ устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно п.1.9 Положения об оплате труда от ДД.ММ.ГГГГ на предприятии, где работала истец, применяются следующие системы оплаты труда: повременно-премиальная и сдельно-премиальная. Работники предприятия премируются по индивидуальным результатам за успешное выполнение должностных обязанностей, отсутствие замечаний по качеству выпускаемой продукции, выполняемых работ (п.2.4 Положения о премировании). Премирование производится ежемесячно или в соответствии с дополнительным приказом Генерального директора Предприятия в размере от 0 до 100 % суммы начисленной данному работнику заработной платы, если иное не установлено в настоящем Положении (п.2.7 Положения о премировании). В соответствии с п.2.9 Положения решение о премировании работника до 100% принимается Генеральным директором единолично.
Таким образом, согласно вышеуказанного Положения, а также действующего законодательства и заключенного между сторонами по настоящему делу трудового договора премия является мерой поощрения работника. Поощрение работников за добросовестный труд (то есть премирование) является правом, а не обязанностью работодателя, в связи с чем суд не вправе обязать работодателя - ООО «Группа компаний «УЛК» произвести премирование истца Газетовой О.В. по итогам работы за декабрь 2018 года. Требование истца в данной части является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца Газетовой О.В. к ООО «Группа компаний «УЛК» о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 1404 рубля 11 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 120 рублей 43 копейки и компенсации морального вреда в размере 1000 рублей.
При подаче настоящего иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку рассматриваются требования имущественного и неимущественного характера, то размер государственной пошлины в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ составляет 700 рублей (300 рублей + 400 рублей). Указанная сумма подлежит взысканию в местный бюджет с ответчика, проигравшего гражданско-правовой спор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Газетовой О. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» - удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» (адрес – 165210, <адрес>, Рабочий <адрес>,1, ОГРН 1112907000898, ИНН 2922008546, регистрация в ИФНС по <адрес> 20.09.2011г.) в пользу Газетовой О. В. невыплаченную заработную плату за декабрь 2018г. в размере 1404 рубля 11 копеек, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 120 рублей 43 копейки и компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, а всего взыскать - 2404 (две тысячи четыреста четыре) рубля 23 копейки.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК» в местный бюджет государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Пестовский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья <адрес>
суда <адрес> подпись К.В.Кобяков
Копия верна
Судья <адрес>
суда <адрес> К.В.Кобяков