Решение по делу № 33-3118/2014 от 20.08.2014

Дело № 33-3118

Судья: Амельчева И.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.

судей Баранова В.В., Ледовских И.В.

при секретаре Замотаевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 сентября 2014 года гражданское дело по заявлению Щуровой Т.А. о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова в подготовке градостроительного плана земельного участка и возложении обязанности подготовить и предоставить градостроительный план земельного участка с целью реконструкции жилого дома

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 07 июля 2014 года.

Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Щурова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Тамбова в подготовке градостроительного плана земельного участка и просила возложить на администрацию г. Тамбова обязанность подготовить и предоставить ей в установленные законом сроки план земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г. Тамбов, ул. ***, д.***.

В обоснование требований Щурова Т.А. указала, что 29 августа 1995 года она по договору купли-продажи с условием пожизненного содержания приобрела в собственность 1/10 доли дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***, д.***. Земельный участок, на котором расположено домовладение, поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. В целях проведения реконструкции жилого дома она обратилась в комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка. Письмом председателя комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова Числина В.П. от 27 февраля 2014 года ей отказано в предоставлении градостроительного плана, в котором со ссылкой на Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, утвержденного решением Тамбовской городской Думы от 15.12.2011 г. № 472, указано, что реконструкция жилого дома не может осуществляться, поскольку земельный участок, на котором находится жилой дом по указанному адресу располагается в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (от 9 и более этажей) Ж-1, которая не предусматривает индивидуальной жилой застройки. Данный отказ комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова в подготовке градостроительного плана заявитель считает незаконным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка указан - под индивидуальное жилищное строительство, а также в связи с тем, что каких-либо ограничений в пользовании, либо решения о запрете использования земельного участка не принималось.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 07 июля 2014 года заявление Щуровой Т.А. удовлетворено. Отказ комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова в подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу: г. Тамбов, ул. *** *** с кадастровым номером *** признан незаконным. На администрацию г. Тамбова в лице комитета архитектуры, развития и реконструкции возложена обязанность подготовить и предоставить Щуровой Т.А. в сроки, установленные законом, градостроительный план земельного участка по адресу: г. Тамбов, ул. ***, *** с кадастровым номером ***

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Бабыкина Л.Г. просит данное решение отменить ввиду существенного нарушения судом норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы приведены следующие доводы.

Согласно Положению о комитете архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова комитет является органом администрации г. Тамбова и формируется главой администрации г. Тамбова на основании решения Тамбовской городской Думы. Комитет не является самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, не может являться ответчиком по делу.

Решением Тамбовской городской Думы от 15 декабря 2011 г. № 472 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - город Тамбов, которые вводят в городском округе систему регулирования землепользования и застройки, основанную на градостроительном зонировании. Градостроительное зонирование предусматривает деление всей территории в границах городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой единого градостроительного регламента по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным размерам земельных участков и предельным параметрам разрешенного строительства в границах этих территориальных зон (ст. 3 Правил). Данными Правилами установлен градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания разных видов использования земельных участков. Указанные Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа. В данном случае администрация г. Тамбова учитывала указанный нормативный правовой акт и поскольку жилой дом, доля которого принадлежит заявителю, располагается в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (от 9 и более этажей) Ж-1, которая не предусматривает индивидуальной жилой застройки, Щуровой Т.А. было обоснованно отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Автор жалобы указывает, что поскольку земельные участки, объекты капитального строительства, иные объекты недвижимого имущества, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными Правилами, то Щурова Т.А. может пользоваться жилым домом, реализуя свое право собственности на него в полном объеме. Однако, реконструкция объектов, которые не соответствуют регламентам может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.

Ссылается, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ также предусмотрено право собственника земельного участка возводить жилые и иные здания, строения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением, в том числе, требований градостроительных регламентов.

Кроме того, указывает на невозможность исполнить в данном случае судебное решение, поскольку градостроительный план земельного участка заполняется по форме, утверждённой приказом Министерства регионального развития РФ от 11.08.2006 г. № 93 и от 10.05.2011 г. № 207 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» и данная форма предусматривает заполнение граф относительно территориальной зоны, разрешённого строительства в ней, параметров строительства и т.п.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Щуровой Т.А. по доверенности Аверченкова Э.Ю. считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Обращает внимание, что земельный участок, на котором расположено домовладение, подлежащее реконструкции, поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство и ограничение права собственника на проведение реконструкции домовладения и улучшении тем самым своих жилищные условий, фактически лишает Щурову Т.А права распоряжения принадлежащем ей на праве собственности имуществом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела, Щурова Т.А. на основании договора купли-продажи от 29 августа 1995 года является собственником *** доли жилого дома по адресу: г. Тамбов, ул. ***, д. ***. Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 06 сентября 2013 года доли собственников домовладения изменены, за Щуровой Т.А. признано право собственности на *** доли в праве общей долевой собственности. Земельный участок под домовладением поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер *** с указанием вида разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство и принадлежит собственникам вышеназванного домовладения. Так, согласно вышеназванного решения суда за Щуровой Т.А. признано право собственности на *** долей (*** кв. метров) в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Щурова Т.А. с целью осуществления реконструкции принадлежащей ей части жилого дома обратилась в администрацию г. Тамбова за выдачей градостроительного плана земельного участка.

Письмом от 27 февраля 2014 г. администрация г. Тамбова в лице комитета архитектуры, развития и реконструкции отказала ей в подготовке градостроительного плана земельного участка для реконструкции дома, ссылаясь на то обстоятельство, что земельный участок заявителя располагается в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки Ж-1, градостроительными регламентами которой не предусматривается размещение домов индивидуальной жилой застройки.

Признавая данный отказ администрации г. Тамбова незаконным и возлагая на нее обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя, суд первой инстанции правомерно сослался на положения ст.ст. 44, 46 Градостроительного кодекса РФ и пришел к обоснованному выводу, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка указан – под индивидуального жилищное строительство и каких-либо ограничений в пользовании или решения о запрете использования данного земельного участка не принималось, то отсутствуют основания для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка.

По смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из анализа указанных правовых норм следует, что нормы Градостроительного кодекса РФ не предполагают возможности отказа собственнику земельного участка в выдаче градостроительного плана.

С учетом буквального содержания ст. 44, п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, целью подготовки градостроительных планов земельных участков является предоставление собственнику информации о возможных видах использования принадлежащего ему земельного участка с учетом его границ, публичных сервитутов, градостроительных регламентов, возможностей сетей инженерно-технического обеспечения и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.

Изготовление градостроительного плана земельного участка в 30-ти дневный срок со дня обращения является обязанностью органа местного самоуправления. Такое указание в законе является безусловным.

Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка, поэтому на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о возможности реконструкции (строительства) для желаемых заявителем целей обсуждаться не может.

В связи с изложенным, нахождение земельного участка заявителя, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, на территории, отнесенной к зоне многоэтажной жилой застройки Ж-1 (от 9 и более этажей), согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы № 472 от 15.12.2011 г., не может в данном случае являться законным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.

Так как, согласно ч. 3 ст. 8 указанных Правил, данные Правила не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, развитию застроенных территорий или комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, возникшие до введения их в действие.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Учитывая, что согласно кадастровому паспорту земельного участка земельный участок с кадастровым номером 68:29:0213009:60 по адресу: г. Тамбов, ул. ***, *** относится к землям населённых пунктов, с разрешённым использованием (назначением) для индивидуального жилищного строительства, был предоставлен до введения в действие вышеуказанных Правил землепользования и застройки, каких-либо ограничений в пользовании, решения о запрете использования земельного участка не принималось, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Щурова Т.А. вправе пользоваться земельным участком с разрешённым использованием для индивидуального жилья, в противном случае будут нарушены вышеуказанные права заявителя, предусмотренные действующим земельным и гражданским законодательством (ст.ст. 209, 260, 261 ГК РФ).

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую юридическую оценку, в связи с чем основаниями для отмены решения суда служить не могут.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 07 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-3118/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Щурова Тамара Аркадьевна
Ответчики
Администрация г. Тамбова
Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова
Другие
Морозова Эльвира Ивановна
Иванова Татьяна Николаевна
Хромов Сергей Сергеевич
Каданцева Лариса Борисовна
Щеголев Михаил Кузьмич
Хромова Ольга Сергеевна
Глубокая Надежда Борисовна
Бабыкина Людмила Григорьевна
Никитина Татьяна Борисовна
Аверченкова Элеонора Юрьевна
Хромова Наталия Сергеевна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Баранов Василий Валерьевич
22.09.2014[Гр.] Судебное заседание
02.10.2014[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2014[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее