Дело № 2-298\2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2016 г. Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Н.А.,
при секретаре Черкашине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Налимовой ТИ к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края, о возложении обязанности включить в дополнительный список на предоставление материальной помощи на неотложные нужды и взыскании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией,
У СТ А Н О В И Л:
Налимова Т.И. обратилась в суд с иском к ответчикам, указав в обоснование своих требований, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ....
В мае-июне 2014 г. на территории муниципального образования ... ... края произошло чрезвычайное происшествие – наводнение. Ее дом, расположенный по адресу: ..., попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связана с затоплением жилых домов, приусадебных участков. Пострадали в результате паводка: был затоплен огород, подполье жилого дома, надворные постройки: сарай, баня. Администрация ... не включила истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счет краевого бюджета.
Поскольку отказ во включении истца в списки на получение единовременной материальной помощи нарушает её права и законные интересы, она просит суд обязать администрацию ... включить её в список граждан пострадавших в
следствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории ... ... края в мае-июне 2014 г., для предоставления финансовой помощи за счет средств бюджета ... края.
Взыскать с ... и Управления социальной защиты населения по ... материальную помощь из средств краевого бюджета в размере 10 000 рублей и судебные расходы в размере 1300 рублей.
В судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения по ... КЛН с исковыми требованиями не согласилась, считает их необоснованными, поскольку с заявлением о выплате материальной помощи гражданам на неотложные нужды в пределах 10 000 рублей не обращалась, никаких документом не представляла и не представила их суду. Данная выплата осуществлялась в соответствии со списками пострадавших граждан и информацией о затопленных домовладениях, представленных Администрацией ... и органами МЧС. По поступившим в управление спискам выплата произведена в полном объеме.
Налимовой Т.И. в списке пострадавших не было. Поэтому управление и комиссия по представлению материальной помощи не имели оснований для принятия решения о выплате материальной помощи на неотложные нужды из средств краевого бюджета. В трудной жизненной ситуации истец не находилась, неотложных нужд не было.
Истец Налимова Т.И., представители от: Администрации ... ... края, Главного управления ... края по труду и социальной защите, Чеканихинского сельсовета ..., Главного управления МЧС России по ... краю в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Главтрудсоцзащиты ... края в письменном отзыве указал, что считают требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Считают, что истица проживала в доме, который не пострадал от чрезвычайной ситуации, ее имущество от паводка не пострадало.
Все меры по ликвидации последствий паводка производились за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов.
У истицы отсутствовали неотложные нужды, для удовлетворения которых необходима краевая материальная помощь, отсутствовала ситуация нарушения жизнедеятельности, которую она не могла преодолеть самостоятельно и не имеет право на получение материальной помощи за счет средств бюджета ... края в связи с паводком. Требования истицы противоречат нормам Порядка, Правил и распоряжения Администрации Алтайского края от 05.09.2014 № 314-р.
Не согласны с требованиями о взыскании понесенных расходов истицей, считают, что она имела право на бесплатную юридическую помощь.
Выслушав представителя Управления соцзащиты по ... КЛН, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункта «л» п. 1 ст. 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение данного постановления, а также распоряжения Правительства РФ от 09.06.2014 г. № 994 постановлением администрации Алтайского края от 10.06. 2014 г. № 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае - июне 2014 года.
Пунктами 2.1, 2.2 указанного Порядка предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
Кроме указанных выплат федерального бюджета (единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости 50000 рублей или 100000 рублей) распоряжением администрации Алтайского края от 01.06.2014 г. № 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 г., предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
На основании распоряжения администрации Алтайского края от 01.06.2014 г. № 187-р приказом начальника Главалтайсоцзащиты № 209 от 05.06.2014 г. управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10000 рублей на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Правовым основанием для выплаты указанных средств в соответствии с подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона являются распоряжения администрации Алтайского края № 187-р от 01.06.2014 г., № 200-р от 05.06.2014 г., № 201-р от 05.06.2014 г., № 204-р от 09.06.2014 г.
Данными актами предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 г. (по 10 тыс. рублей на домовладение, жилое помещение).Также предусмотрено данными актами возложение на Главное управление ... края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне обязанности обеспечить целевое использование выделенных средств.
Приказом Главалтайсоцзащиты ... от ... Управление социальной защиты населения по ... и комиссия по предоставлению материальной помощи при данном управлении наделены полномочиями на принятие решения о предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим от паводка в ....
Этим же приказом установлено осуществлять предоставление такой помощи на неотложные нужды на основании заявления граждан, списков пострадавших граждан и информации о затопленных домах, предоставляемых органами местного самоуправления и МЧС.
В судебном заседании установлено, что Налимова Т.И. зарегистрирована и фактически проживала на момент паводка май-июнь 2014 г. в ... ... края, по ... проживает в настоящее время ( л.д. ... дом на праве собственности, согласно выписки из похозяйственной книги (л.д. ... данное домовладение действительно находилось в зоне затопления и было подтоплено в результате массового паводка май-июнь 2014 года в ... (л.д. ...).
В июне 2014 г. ... ... края, в том числе и жилой ..., попал в зону затопления в связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Также в судебном заседании установлено, что Налимова Т.И. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10000 рублей за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории ... края в результате паводка в мае-июне 2014 г., утвержденного постановлением администрации ... края от ... ..., и получила указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле. ( л.д....)
В то же время, как следует из письма Управления социальной защиты населения по ... от ... ..., выплаты за счет средств бюджета ... края Налимовой Т.И. не производились ( л.д....).
Исходя из вышеизложенного и распоряжения администрации ... края истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей за счет краевого бюджета.
То обстоятельство, что домовладение не пострадало от паводка, не может служить основанием для отказа в выплате единовременной денежной компенсации, предназначенной для граждан, пострадавших от наводнения.
Определяющее значение для выплаты компенсации имел факт наличия или отсутствия затопления дома и включения в связи с этим в списки пострадавших.
Согласно п. 4 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 г. № 187, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, при обращении за материальной помощью, представляют следующие документы: заявление в письменной форме от себя лично, от имени своей семьи, опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (п.п. «а»), документ, удостоверяющий личность (п.п. «б»), документы, (акт о пожаре, наводнении, выписка из истории болезни, смета на ремонт жилья и иные документы), подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации (п.п. «д»).
Обращения граждан о предоставлении материальной помощи в силу п. 3 данного Порядка рассматриваются: управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам; Главным управлением ... края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Из указанного п. 10 Порядка следует, что при наличии распоряжения либо письменного поручения Губернатора Алтайского края или его заместителей об оказании гражданам материальной помощи в конкретной сумме заявления граждан комиссионно не рассматриваются и материальная помощь выплачивается на основании данного поручения в течение 10 дней с момента его поступления в Главное управление.
В силу п. 15 вышеуказанного Порядка в исключительных случаях, когда принимается решение о предоставлении материальной помощи без указанных документов, с учетом объявленной в ... крае чрезвычайной ситуации комиссия по предоставлению материальной помощи при Управлении социальной защиты населения по ... не должна была и не требовала от гражданина представления всего пакета документов, подтверждающего нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации. В качестве таковой ситуации на основании распоряжения губернатора ... края от ... ...-р, приказа Главалтайсоцзащиты от ... ... расценивалось включение в список пострадавших в результате затопления дома.
Таким образом, истец на основании вышеперечисленных актов должен был быть отнесен к категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, пострадавших от паводка, которым на неотложные нужды предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10000 рублей на домовладение.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с управления социальной защиты населения по ... единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей 00 коп. за счет средств бюджета ... края.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о возложении на администрацию ... обязанности включить истца в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории ... ... края в мае-июне 2014 г., для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета ... края, поскольку истец уже был включен администрацией ... в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка на территории ... ... края в мае-июне 2014 г., на основании которого истцу были выплачены денежные средства из федерального бюджета, в то время как составление дополнительного списка граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи за счет средств бюджета ... края вышеуказанными правовыми актами не предусмотрена.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с управления социальной защиты населения в пользу истца судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 рублей 00 коп. и уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ... ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ... ... ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░., ░░░░░ 11 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ... ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ... ... ░░░░ ░ ░░░-░░░░ 2014 ░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ...
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░