Дело №2-337/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
16 января 2017 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Грошковой В.В.,
при секретаре Стадниченко К.Е.,
с участием помощника Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В.,
представителя ответчика Бурлуцкого А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анапского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ашакевич Г.И. и ее несовершеннолетних детей, к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке,
у с т а н о в и л :
Анапский межрайонный прокурор, действующий в интересах Ашакевич Г.И. и ее несовершеннолетних детей, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Анапской межрайонной прокуратурой деятельности администрации г.Анапа по обеспечению льготных категорий граждан земельными участками было установлено, что администрацией г.Анапа на основании Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» были выделены в аренду земельные участки льготной категории граждан – многодетным семьям, в том числе постановлением администрации г. Анапа №824 от 03.03.2014 Ашакевич Г.И. был предоставлен в аренду земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Алексея Ломакина, <адрес>, с видом разрешенного использования – для размещения объектов индивидуального жилищного строительства. Однако администрацией г.-к. Анапа не проводилась работа по обеспечению данного земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа нарушает права граждан, относящихся к льготной категории граждан. В связи с чем прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.-к. Анапа при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Алексея Ломакина, <адрес>, предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»; и обязать администрацию муниципального образования г.-к. Анапа в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку технических условий для подключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Алексея Ломакина, <адрес>, к сетям инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования город-курорт Анапа – Бурлуцкий А.А., действующий на основании доверенности, возражал против заявленных требований.
Ашакевич Г.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в ее отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
Перечень утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации г.-к. Анапа №824 от 03.03.2014 года «О предоставлении Ашакевич Г.И. в аренду земельного участка по адресу: Анапский район, с. Цибанобалка, ул. Алексея Ломакина, <адрес>» в соответствии со ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-K3 «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», 04.03.2014 года между управлением имущественных отношений администрации г.-к. Анапа и Ашакевич Г.И. заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м, с видом разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании установлено и не отрицалось сторонами, что на момент выделения земельного участка Ашакевич Г.И. и заключения с ней договора аренды участок не был обеспечен инженерно-технической инфраструктурой (коммуникациями): газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
В связи с тем, что предоставление земельного участка Ашакевич Г.И. осуществлялось 03.03.2014 года, соответственно при рассмотрении вопроса о том, должен ли данный земельный участок быть обеспечен объектами инфраструктуры и за чей счет должны финансироваться работы по формированию инженерной инфраструктуры, применению подлежат положения Земельного Кодекса РФ, регулирующие порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан, в редакции, действовавшей на дату предоставления земельного участка Ашакевич Г.И. (то есть на 03.03.2014 года).
Так, ч.2 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то, что предоставление земельных участков данной категории граждан осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объекта, суд полагает, что предоставлению данных земельных участков должна предшествовать процедура их формирования, предусмотренная подпунктом 1 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ, а именно: определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; постановка его на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона №221-ФЗ от 21.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости».
Кроме того обязанность обеспечения предоставляемого земельного участка сетями инженерно-технического обеспечения установлена ст.ст. 44, 48 Градостроительного кодекса РФ. (далее ГдК РФ).
Так в соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.
В силу ч. 8 ст. 48 ГрК РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
На основании ч. 10 ст. 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
В отношении застроенного земельного участка, а также после определения правообладателя земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, в градостроительный план земельного участка включаются технические условия, выданные правообладателю земельного участка в соответствии с пунктами 5-12 настоящих Правил. В случае, если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке градостроительного плана земельного участка определяет технические условия для всех возможных способов.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 9 Устава муниципального образования г.-к. Анапа к вопросам местного значения муниципального образования г.-к. Анапа отнесена организация в границах муниципального образования город-курорт Анапа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Изложенное в совокупности дает суду основания полагать, что определение и получение технических условий подключения данного земельного участка, позволяющих осуществить подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, является обязанностью администрации муниципального образования г.-к. Анапа.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
ДД.ММ.ГГГГ в Анапскую межрайонную прокуратуру обратилась Ашакевич Г.И. с заявлением о защите ее нарушенных прав на жилище в связи с невозможностью использования предоставленного администрацией г.-к. Анапа в аренду земельного участка по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства.
Соответственно суд приходит к выводу о том, что прокурор правомерно обратился в суд с настоящим иском в интересах Ашакевич Г.И.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет суду прийти к выводу о правомерности заявленных прокурором требований и об их удовлетворении.
При решении вопроса о том, в пределах какого срока должны быть подготовлены технические условия, суд находит заслуживающими внимания доводы прокурора о том, что в связи с особенностями бюджетного законодательства администрации г.-к. Анапа возможно установить 6-ти месячный срок на исполнение заявленных прокурором требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05.11.2002 ░░░░ №532-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6-░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ :
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.01.2017 ░░░░