Дело <НОМЕР>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 марта 2011 года г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> в г. <АДРЕС> Республики <АДРЕС> Эл <ФИО1>, рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица
Комитета по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город <АДРЕС>, расположенного по адресу: РМЭ, г. <АДРЕС> проспект, <АДРЕС>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город <АДРЕС> (далее Комитет), расположенный по адресу: г. <АДРЕС> проспект, 25, являясь оператором персональных данных, не предоставил своевременно в Управление Роскомнадзора по Республике <АДРЕС> Эл информацию, предоставление которой предусмотрено ч.4 ст.20 Федерального закона <НОМЕР> «О персональных данных», а именно в течение семи рабочих дней с момента получения 31 января 2011 года запроса Управления Роскомнадзора по РМЭ не представил в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных информацию, необходимую для осуществления его деятельности.
В судебном заседании представители Комитета <ФИО2>, <ФИО3>, действующие на основании доверенностей, пояснили, что в соответствии с положениями ст.22 Федеральным законом «О персональных данных» направление уведомления об обработке персональных данных является обязанностью оператора. Законодатель предусмотрел право оператора на передачу обработки персональных данных третьим лицам. При этом закрепил за последними обязанность обеспечения конфиденциальности и безопасности персональных данных, без передачи им прав и обязанностей оператора. Комитету, как третьему лицу операторами, а именно жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями передана часть полномочий по начислению, сбору и перераспределению денежных средств по оплате жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим представители Комитета полагают, что они не являются операторами персональных данных населения, а относятся к категории третьих лиц. Комитету поступают сведения только о размерах площадей жилых помещений с указанием их адресов и фамилии квартиросъемщиков с инициалами либо без таковых. Обработка таких данных Комитетом производится на основании договоров поручения, заключенных с операторами - жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями. Данные сведения Комитетом в устной форме были доведены 07.02.2011 г. до представителя Управления Роскомнадзора на личном приеме, а также был подготовлен письменный ответ, содержание которого представителя Управления Роскомнадзора не удовлетворило. Требование Управления Роскомнадзора по РМЭ от 27.01.2011 г., было направлено с целью формирования реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных граждан и уведомивших надзорный орган. Предоставление в течение 7 рабочих дней сведений по запросу уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных является обязанностью оператора, а не третьего лица. Между тем, Комитет, являясь оператором персональных данных работников, не обязан направлять в силу ст.22 Закона о персональных данных уполномоченному органу уведомление, что было указано Управлением Роскомнадзора в запросе от 27.01.2011 г. Просили производство по делу прекратить и освободить Комитет от ответственности.
Представитель Управления Роскомнадзора по РМЭ <ФИО4>, действующий на основании доверенности, пояснил, что Комитет является в силу положений закона оператором персональных данных, и должен был предоставить в семидневный срок запрашиваемую информацию. Несмотря на наличие договоров с жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями, Комитет в процессе своей деятельности занимается обработкой персональных данных граждан, а соответственно является их оператором, в том числе и как работодатель. Ответа на запрос о предоставлении информации, полученный Комитетом 31.01.2011 г., в нарушении ч.4 ст.20 Закона о персональных данных в в течении семи рабочих дней и на день составления протокола об административном правонарушении от Комитета не последовало.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Комитета, представителя Управления Роскомнадзора по РМЭ, мировой судья приходит к следующему.
Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 19.7-1, 19.7-2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.
Судом установлено, что Управлением Роскомнадзора по РМЭ на основании ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. <НОМЕР> (далее Закон) в Комитет направлен запрос о предоставлении следующей информации: 1) сведений о направлении Комитетом, как оператором, уведомления об обработке персональных данных в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных согласно ч. 1 ст. 22 Закона; 2) сведений о категориях (видах) персональных данных, которые оператор обрабатывает (собирает) в ходе своей деятельности, и описание используемых Комитетом способов обработки персональных данных; 3) сведений о мерах по обеспечению безопасности персональных данных, которые оператор осуществляет при их обработке; 4) сведений о предоставлении сторонним организациям (третьим лицам) данных о физических лицах (Ф.И.О., паспортные данные, адрес, иная информация), полученных оператором в ходе своей деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Закона оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по его запросу информацию, необходимую для осуществления деятельности указанного органа, в течение семи рабочих дней с даты получения такого запроса.
В судебном заседании также установлено, что указанный выше запрос о предоставлении информации Комитетом получен 31 января 2011 года, однако истребуемая информация, в течение семи рабочих дней с даты получения запроса, а именно в срок до 09 февраля 2011 года в Управление Роскомнадзора по РМЭ не поступила, что следует из представленных доказательств и пояснений сторон.
Представители Комитета, ссылаясь на его невиновность, указали, что Комитет, исходя из содержания запрашиваемой информации, в данном случае не является оператором персональных данных населения, то есть субъектом правонарушения, и поэтому не был обязан предоставлять информацию в течение срока, установленного ч.4 ст.20 Закона.
Представителями Комитета мировому судье представлен типовой договор, заключенный между Комитетом и ОАО «ЖЭУК «Заречная» (Организацией) 01 декабря 2006 года, предметом которого является осуществление Комитетом начисления и сбора денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, потребляемые населением, распределения этих средств между поставщиками услуг, проведение работы по погашению задолженности по жилищно-коммунальным платежам.
В обязанности Комитета по данному договору входят, в том числе хранение пополнение базы данных жилищного фонда и состава проживающих, ведение расчета и начисление льгот, распечатка квитанций для оплаты и доведения их до Организации (п.2.1). Организация, в частности обязана предавать Комитету базу данных потребителей услуг (п.2.2.1).
Из Положения о Комитете (в редакции Постановления Мэра <АДРЕС> от 12.04.2006 г. <НОМЕР>) следует, что он создан в целях совершенствования системы сбора, обработки и расчетов за жилищно-коммунальные и другие услуги, оказываемые предприятиям и организациям (п.2.1.). В соответствии с установленными целями Комитет осуществляет в том числе хранение и пополнение базы данных жилищного фонда, состава проживающих, льгот и начислений (п.3.1.)
Согласно ст.3 Закона оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку таких данных, а также определяющие цели и содержание обработки.
Понятие "обработка персональных данных" включает в себя весь спектр действий (операций) с такими данными, в том числе их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение.
К персональным данным относится любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В судебном заседании представители юридического лица фактически не оспаривали те обстоятельства, что Комитет имеет базу данных потребителей жилищно-коммунальных услуг и занимается обработкой персональных данных населения в целях исполнения договоров и на основании договоров, заключенных с жилищно-эксплуатационными управляющими компаниями и по поручению последних, при этом именуя Комитет третьим лицом.
Однако по смыслу Закона оператором следует считать любое лицо, работающее с информационной системой персональных данных, независимо от оснований получения доступа к работе с последней. С момента поступления в распоряжение организации данных любого лица и обработки этих данных, организация становится оператором персональных данных и обязана обеспечить их защиту.
Кроме того, в Комитете имеются сотрудники. Их персональные данные содержатся, в частности, в кадровой и налоговой документации Комитета, что не отрицалось его представителями.
На основании изложенного, мировой судья приходит к выводу, что Комитет является оператором персональных данных и поэтому обязан был в срок установленный ч.4 ст.20 Закона предоставить в уполномоченный орган истребуемую этим органом информацию, необходимую для его деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суду не представлено доказательств того, что Комитет с 31 января 2011 года - даты получения запроса и в срок до 09 февраля 2010 года не имел возможности предоставить истребуемую информацию.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о виновности Комитета в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Смягчающим ответственность обстоятельством суд признает совершение правонарушения впервые.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, и считает возможным с учетом обстоятельств дела назначить наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь Комитет по расчетам и платежам Администрации городского округа «Город <АДРЕС> к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> городской суд Республики <АДРЕС> Эл в течение десяти дней со дня получения его копии.
Мировой судья <ФИО1>