Дело № 12-1342/15
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 05 октября 2015 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кошкина Е. И. на постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Галушко А.В. №...-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, с участием помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Шамшутдинова З.З., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Ворониной Е.И.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Галушко А.В. №...-ВН от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель начальника ФГБУ «Нижневолжское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» Кошкин Е. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ....
Не согласившись с данным постановлением, Кошкин Е.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, от административной ответственности освободить на основании ст.2.9 КоАП РФ, ограничиться в его адрес устным замечанием. В обоснование жалобы заявитель указал, что он как должностное лицо – заместитель начальника ФГБУ «Нижневолжрыбвод» впервые привлекается к административной ответственности за подобное нарушение; обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется. Кроме того, просил учесть, что учреждением в соответствии с природоохранным законодательством были проведены следующие мероприятия: заключен договор №... от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЭКОсфера», предметом которого является разработка и утверждение в компетентных инстанциях пакета природоохранной документации (проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов), в настоящее время проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов разработаны и находятся на согласовании; учреждением обеспечивается вывоз и утилизация отходов, что подтверждается договором №...-Э-К от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФГБУ «Нижневолжрыбвод» и ООО «ЭкоЦентр», а также актами оказанных услуг, подтверждающих вывоз отходов производства и потребления; Учреждение ежеквартально вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду в пятикратном размере, что подтверждается платежными поручениями. Указанные обстоятельства, а также отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения, по мнению заявителя, дают основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку назначенное наказание в виде административного штрафа в размере ... не будет соответствовать тяжести совершенного правонарушения и не будет обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, так как несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями.
В судебное заседание заявитель Кошкин Е.И. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, что следует из уведомления о вручении от ДД.ММ.ГГГГ, причин уважительности неявки суду не представил, также как и ходатайств об отложении, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Управления Росприроднадзора по ... по доверенности Воронина Е.И. и прокурор Шамшутдинов З.З. в судебном заседании полагали жалобу заявителя не обоснованной и не подлежащей удовлетворению, поскольку должностному лицу ФГБУ «Нижневолжрыбвод» Кошкину Е.И. было известно об обязанности Учреждения при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов, разрабатывать нормативы образования отходов и лимитов на их размещения, а также получать в уполномоченных органах лимиты на размещение отходов, однако в течение длительного времени – весь 2014 год и первый квартал 2015 года данные требования закона не выполнялись, в связи с чем считали, что оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведения Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности ФГБУ «Нижневолжрыбвод», зарегистрированного по адресу: ..., были выявлены нарушения.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ Волгоградским межрайонным природоохранным прокурором В.Л. Сегизековым в отношении должностного лица – заместителя начальника ФГБУ «Нижневолжрыбвод» Кошкина Е.И. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, из которого следует, что основными видами деятельности ФГБУ «Нижневолжрыбвод» являются выполнение государственных работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, выполнение государственных работ по акклиматизации водных биоресурсов, выполнение государственных работ по проведению рыбохозяйственной мелиорации водных биоресурсов, рассмотрение материалов и выдача заключений по оценке воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. В ходе осуществления деятельности учреждения образуются отходы производства и потребления, что подтверждается учетом в области обращения с отходами за 1-4 квартал 2014 года, а также за 1 квартал 2015 года, согласно учета за 1 квартал 2015 года на предприятии образовалось в общей сложности 2,485 т. отходов. Образовавшиеся отходы у предприятия собираются и накапливаются в контейнерах, после чего передаются по договору №...-Э-К по оказанию услуг от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭкоЦентр». Таким образом, ФГБУ «Нижневолжрыбвод» осуществляет деятельность по накоплению и сбору отходов, то есть деятельность по обращению с отходами. При этом, в нарушение требований ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,18 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №..., ФГБУ «Нижневолжрыбвод» проект нормативов образования отходов в уполномоченном органе не утвердило, свою деятельность осуществляет без оформленных надлежащим образом лимитов на размещение отходов.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым должностное лицо – заместитель начальника ФГБУ «Нижневолжрыбвод» Кошкин Е.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно ст.8.2. КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав правонарушения, предусмотренного названной статьей, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу требований статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и т.д.
Согласно ст.18 Закона N 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании ст.2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В судебном заседании установлено, что Кошкин Е.И. является заместителем начальника ФГБУ «Нижневолжское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, и в соответствии с п.п.3.1, 3.3 Должностной инструкции обеспечивает контроль за выполнением требований природоохранного законодательства; обеспечивает соблюдение в Учреждении, филиалах экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировки, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, то есть является субъектом данного правонарушения.
То обстоятельство, что выявленные нарушения имелись, подтверждается представленным материалом и, по сути, не оспаривалось заявителем в жалобе.
При таких данных судья считает, что административный орган правильно установил фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришел к выводу о виновности должностного лица – заместителя ФГБУ «Нижневолжрыбвод» Кошкина Е.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Относительно доводов заявителя о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ и освобождении его от административной ответственности, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснений, данных в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №... «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в редакции постановлений Пленума Верховного Суда РФ №... от 25.05.2006г., №... от 11.11.2008г.), если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с действующим законодательством при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, наличие смягчающих административную ответственность Кошкина Е.И. обстоятельств в виде привлечения его к ответственности впервые и устранение выявленных нарушений, и отсутствие отягчающих обстоятельств не дают оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ.
Кроме того, учитывая фактические обстоятельства по делу, а именно дату назначения Кошкина Е.И. на занимаемую должность – с 2008 года; возложение на него обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства с ДД.ММ.ГГГГ, а также период времени, в течение которого Учреждением были допущены выявленные нарушения при осуществлении деятельности, связанной с накоплением и сбором отходов, то есть деятельности по обращению с отходами – весь 2014 год и 1 квартал 2015 года, судья приходит к выводу, что исключительных обстоятельств по делу, дающих возможность признать совершенное Кошкиным Е.И. административное правонарушение малозначительным, по делу не установлено.
Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, поскольку вынесено уполномоченным лицом, в установленные законом сроки, является мотивированным, квалификация содеянного дана верная, наказание назначено в рамках санкции применяемой статьи, при этом в минимальном размере, процессуальных нарушений при привлечении Кошкина Е.И. к административной ответственности допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления не имеется, в связи с чем жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... Галушко А.В. №...-ВН от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым должностное лицо - заместитель начальника ФГБУ «Нижневолжское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» Кошкин Е. И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... - оставить без изменения, жалобу Кошкина Е.И.- без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) И.В.Пальчинская
...