Дело № 2-1998/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мицкевич Е.В.,
при секретаре судебного заседания Дорофеевой Л.А.,
с участием истца Фенота С.И.,
представителя истца Пахмутов Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 15 сентября 2015 года гражданское дело по иску С.И. к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья без уменьшения на стоимость отчужденных жилых помещений,
установил:
С.И. обратилась с иском, в котором просила обязать Министерство архитектуры и строительства Республики Коми (далее - Министерство) выделить ей в ... году жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера без уменьшения её размера на стоимость отчужденных ею ... долей в праве на жилое помещение по адресу: ..., ..., а также на стоимость отчужденного ею жилого помещения по адресу: ...; обязать администрацию МО ГО «Воркута» (далее - Администрация) выдать государственный жилищный сертификат ... года выпуска.
В обоснование указала, что является участником подпрограммы выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем. В её адрес поступило письмо из Министерства, в котором указано, что расчёт жилищной субсидии, на которую она претендует, может быть произведён только с вычетом стоимости ранее отчужденных жилых помещений. Считает, что поскольку жилье было отчуждено еще до подачи заявления об участия в подпрограмме, оснований для уменьшения субсидии не имеется.
В представленном отзыве на исковое заявление Администрация оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Министерство в отзыве указало, что с требованиями не согласно. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ размер жилищной субсидии, подлежащей предоставлению Фенота С.И., подлежит уменьшению на стоимость отчужденного жилья.
В судебном заседании истец и её представитель требования иска поддержали по доводам, приведённым в исковом заявлении. При этом истец уточнила, что просит обязать Министерство при выдаче жилищной субсидии не уменьшать её размер на стоимость отчужденных ... долей жилого помещения по адресу: ... ..., а также на стоимость отчужденного жилого помещения по адресу: ..., в порядке очередности, исходя из даты постановки на учёт, не настаивая на выдаче субсидии в ... г. и обязать Администрацию выдать государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства.
Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что С.И. с ... является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Согласно отзыву Министерства С.И. включена в список граждан-получателей сертификата выпуска ... г. по категории «пенсионеры», включая её дочь - Н.Н..
Как следует из поквартирной карточки С.И. с ... зарегистрирована и проживает по адресу: ... .... Вместе с ней с ... по вышеуказанному адресу зарегистрированы: дочь – Н.Н., с ... внучка - В.Р., иных лиц в квартире не зарегистрировано.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... С.И., её дочери – Н.Н., её сыну – С.Н. на основании договора передачи недвижимого имущества в собственность от ... ... по ... на праве собственности принадлежало по ... доле в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: ... .... На основании договора мены от ... С.И., С.Н. и Н.Н., произвели обмен указанной квартиры на квартиру, расположенную по адресу: ... ....
С ... по ... член семьи С.И. - Н.Н. имела в собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., которая была подарена ею С.Н..
Министерством С.И. извещена о том, что при выдаче сертификата на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей величина жилищной субсидии ей будет рассчитана как разница между величиной социальной выплаты и стоимостью отчужденных жилых помещений, а именно: ... долей в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: ... ..., и жилого помещения расположенного по адресу: ....
... С.И. написано заявление о несогласии с уменьшением социальной выплаты для приобретения жилья на стоимость отчужденных жилых помещений.
Разрешая заявленный спор о правомерности уменьшения величины социальной выплаты на стоимость указанных квартир, суд исходил из следующего.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете на переселение в органах местного самоуправления северных городов и районов, за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального Закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит перечень подпрограмм, в том числе подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 г.г., где установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 г.г. осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 ... «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» установлен положениями ст.6 Федерального Закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В свою очередь, ст.6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2012), предусматривала, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Согласно ст.6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 (в редакции, действующей с 01.01.2012), в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Таким образом, редакция ст.6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002, действовавшая до 01.01.2012, также, как и редакция, подлежащая применению с 01.01.2012, предусматривала уменьшение размера жилищной субсидии в случае продажи жилого помещения, принадлежащего гражданам, с одной только разницей, что до 01.01.2012 при уменьшении размера жилищной субсидии надлежало исходить из суммы, полученной от продажи квартиры по договору купли-продажи, а начиная с 01.01.2012 - из наибольшей из сумм, а именно: или суммы, полученной по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо суммы, указанной в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию.
По мнению суда, юридически значимым обстоятельством для разрешения заявленного спора является дата обращения истца с заявлением о включении её в состав участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, и именно с этого момента истец ознакомлена и берёт на себя обязательства выполнять условия участия в Подпрограмме, в том числе, относительно уменьшения суммы ожидаемой выплаты, в случае отчуждения жилых помещений, принадлежащих на праве собственности.
Принимая во внимание, что обмен ... доли С.И. и ... доли члена её семьи - Н.Н. в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: ... ..., а также дарение Н.Н. квартиры, расположенной по адресу: ..., произошли до признания истца участником Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», стоимость указанных жилых помещений по правилам, установленным ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не должна учитываться при принятии решения о выдаче С.И. жилищного сертификата.
Поскольку доводы истца о том, что размер предоставляемой ей жилищной субсидии не должен быть уменьшен на стоимость ... долей в квартире, расположенной по адресу: ..., а также стоимости квартиры, расположенной по адресу: ..., нашли своё подтверждение, с учётом положений п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» требования иска подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Обязать Министерство архитектуры и строительства Республики Коми при оформлении С.И. в порядке очередности государственного жилищного сертификата не уменьшать размер жилищной субсидии на стоимость отчуждённых ... долей в жилом помещении по адресу: ..., а также на стоимость отчужденного жилого помещения по адресу: ....
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» вручить С.И. государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства архитектуры и строительства Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ...
Судья Е.В.Мицкевич