№ 2-468/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Выльгорт 1 июля 2013 года
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре Аникиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Расчетный центр» о признании незаконным предписания главного специалиста ОНД Сыктывдинского района УНД ГУ МЧС России по РК,
УСТАНОВИЛ:
В Сыктывдинский районный суд обратилась директор общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» Филиппова Т.Н. с заявлением об оспаривании п.п. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 29, 40, 41, 42, 49, 52, 54, 58, 62, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 74, 75, 76, 83, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 96,98 предписания Отдела надзорной деятельности Сыктывдинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике коми от 27.02.2013 года № 17/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В обоснование заявленных требований указала, что исполнение обязательств по устранению выявленных нарушений не может быть возложено на ООО «Расчетный центр», поскольку наличие устроенных в местах общего пользования кладовых и размещение личных предметов из сгораемых и горючих материалов является следствием действий нанимателей и собственников помещений помимо воли управляющей организации.
Заявитель Филиппова Т.Н., в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнив их в части исключения п. 7 из списка требований.
Представитель заинтересованного лица ОНД Сыктывдинского района УНД МЧС России по Республике Коми Шишкина И.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на заявление, дополнительно пояснив, что управляющая компания несет ответственность, в том числе за места общего пользования, за исправное состояние лестничных клеток, их соответствие нормам и правилам противопожарного законодательства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация сельского поселения «Ыб», администрация сельского поселения «Пажга» и администрация сельского поселения «Выльгорт», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, предоставили заявления, в которых просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит заявление директора общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр» Филипповой Т.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Сыктывдинского района по пожарному надзору от «25» января 2013 года №,17, ст. 6 Федерального закона от 21.02.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с 11 ч. 00 мин. <дата> по 12 ч. 00 мин. <дата> г. проведена проверка жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>
По результатам проведенной проверки 27.02.2013 г. директору ООО «Расчетный центр» вынесено предписание № 17/1/1 в соответствии с которым предписано устранить выявленные нарушения.
В частности, пункты 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 29, 40, 41, 42, 49, 52, 54, 58, 62, 65, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 74, 75, 76, 83, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 94, 95, 96,98 предписания содержат в себе указание на то, что управляющей организацией допускается размещение кладовых, а также иных воспламеняющихся предметов в подъездах многоквартирных домов.
Решения, требования и указания должностных лиц Главного управления МЧС России по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации обеспечение общественной безопасности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
В соответствии с указанной статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частях 1 и 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 36, 37 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на правах общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. К общему имуществу относятся межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, лифтовые и иные шахты, технические этажи и т.п. Однако собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16). Содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Таким образом, на управляющие организации, заключившие договор управления многоквартирным домом, возложены обязанности по содержанию общего имущества находящегося на обслуживании дома, в том числе обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что управляющей организацией ООО «Расчетный центр» оказываются услуги и выполняются работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Так, управляющая организация, при непосредственном управлении жилым домом отвечает за нарушение своих обязательств и несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества, в том числе за нарушение правил противопожарной безопасности.
Кроме того, согласно п. 3.2.2 Договоров управления многоквартирным домом, заключенных между собственниками жилых помещений и ООО «Расчетный центр», как управляющей организацией, управляющая организация вправе требовать от пользователей помещений соблюдения ими правил пользования помещениями, а также норм Жилищного кодекса РФ и иных правовых актов, устанавливающих права и обязанности пользователей помещений.
Следовательно, суд приходит к выводу, что отсутствуют законные основания для удовлетворения требований ООО «Расчетный центр» о признании пунктов предписания незаконными, поскольку суду не предоставлено доказательств, препятствующих выполнению требований предписания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении требований директора ООО «Расчетный центр» Филипповой Т.Н. о признании незаконными пунктов 1, 4-6, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 21, 22, 29, 40-42, 49, 52, 54, 58, 62, 65, 67-72, 74-76, 83-86, 88-91, 94-96, 98 предписания главного специалиста ОНД Сыктывдинского района УНД ГУ МЧС России по РК от 27.02.2013 №17/1/1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 6.07.2012.
Председательствующий В.И. Сухопаров