Дело №2а-3971/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(не вступило в законную силу)
11 октября 2017 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующей Абраменко С.В.
при секретаре Васильевой Ю.Н.,
с участием:
административного истца Белобровой В.А., представителя административного истца Белобровой В.А. –Саяпиной О.П., действующей на основании доверенности 23АА7334104 от 10.10.2017 года, диплома НОУ ВПО «Московская Академия предпринимательства» № от 17.11.2008 года, представителя административного ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края Деревенец Н.П., действующей на основании доверенности от 06 октября 2017 года № 103-8586177/17-07, диплома ННОУ «Академический правовой университет (институт)» ВСБ 0130232 от 06.06.2006 года,
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Белобровой В. А. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
Административный истец Белоброва В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обосновании заявленных требований указала, что на основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 09.04.2015 годаона является собственником земельного участка площадью 500 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов - под спортивные и игровые площадки; летние кафе не более 50 посадочных мест, расположенный по адресу: <адрес>Она обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа через МКУ муниципального образования город-курорт Анапа «Анапский многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальныхуслуг» с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа в части изменениязонирования земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с целевым назначением, указанным в договоре аренды от 20июля 2012 года №.16 августа 2017 года Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа Управлением архитектуры и градостроительства предоставлен ответ,в котором указано, что в соответствии сгенеральным планом городского округа город-курорт Анапа земельный участок с кадастровым номером № относится к территории основных автомобильных дорог общего пользования, градостроительный регламент в отношении земельного участка не установлен. Административный истец считает отказ администрации муниципального образования город-курорт Анапа в изменении вида разрешенного использования земельного участка необоснованным.
На основании изложенного просит суд обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа Управление архитектуры и градостроительства изменить вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 500 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> «под индивидуальное жилищное строительство».
Представитель административного истца Белобровой В.А. – Саяпина О.П., действующая на основании доверенности 23АА7334104 от 10.10.2017 годав судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края Деревенец Н.П., действующая на основании доверенности от 06.10.2017 года, диплома ННОУ «Академический правовой университет (институт)» ВСБ 0130232 от 06.06.2006 года,возражала против удовлетворения административных исковыхтребований, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в представленных ей письменных возражениях, согласно которым земельный участок, принадлежащий административному истцу располагается на территории общего пользования, на которую градостроительные регламенты не распространяются, соответственно, виды разрешенного использования в отношении таких земельных участков устанавливаться не могут.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными, публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В ходе судебного разбирательства установлено, чтона основании постановления Администрации муниципального образования город-курорт Анапа 18 июля 2012 года Джангарян Ф.Е. представлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, земельный участок расположен по адресу: <адрес>, Пионерский проспект, в районе кафе «Гулливер», в квартале №, с кадастровым номером №, для размещения некапитальной автостоянки, в границах, указанных в кадастровом паспорте.
Также в материалы дела представлен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, согласно которому20 июля 2012 года между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Джангирян Ф.Е. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №3700004690, на основании которого Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (Арендодатель) передает, аДжангирян Ф.Е. (Арендатор) принимает в аренду земельный участок общей площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, г. №, в квартале №, с кадастровым номером № для размещения некапитальной автостоянки. Срок действия договора до 18 июля 2061 года.
В материалы дела также представлен договоро передаче прав и обязанностей по договору арендыот 09 апреля 2015 года, в соответствии с условиями которого Галстян А.Я. (Предыдущий арендатор) передает, а Белоброва В.А. (Новый арендатор) принимает все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 20 июля 2012 года, в отношении земельного участка общей площадью 500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, земельный участок расположен по адресу: <адрес> квартале №, с кадастровым номером №, для использования в предпринимательской деятельности – размещения некапитальной автостоянки. Указанный земельный участок предоставлен Галстян А.Я. в аренду сроком до 18 июля 2061 года на основании договора переуступки права аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 15 марта 2013 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21 марта 2013 года внесена запись регистрации № (основной договор зарегистрирован Управлением Федеральной служб государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю за №).
Из материалов дела следует, что соглашением от 14 июля 2015 года о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 20 июля 2012 года № Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования города-курорта Анапа внесены в договор аренды земельного участка от 20 июля 2012 года № изменения в частивида разрешенного использования, с «для размещения некапительной автостоянки» на«спортивные и игровые площадки, летние кафе не более 50 посадочных мест (объекты, не связанные со строительством)».
В материалы дела также представлено свидетельство о государственной регистрации права №, согласно которому на основании договора от 09 апреля 2015 года за Белобровой В.А. зарегистрировано право собственности на нежилое здание, общей площадью 9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 апреля 2015 года сделана запись регистрации № и выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 21 апреля 2015 года.
На основании договора от 24 июня 2015 года заБелобровой В.А. зарегистрировано право собственности на сооружение (мощение), общей площадью 500 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, г.Анапа, Пионерский проспект, в районе кафе «Гулливер», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 июля 2015 года внесена запись регистрации № и выдано свидетельство о государственной регистрации права № от 06 июля 2015 года, что подтверждается представленной в материалы дела копией указанного свидетельства о государственной регистрации права.
Письмом № 17.1504/17-20 от 05.09.2017 года управлениемархитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказано Белобровой В.А. в изменении вида разрешенного использования, так как генеральным планом муниципального образования город-курорт Анапа земельный участок, общей площадью 500 кв.м., расположенный по адресу:<адрес> в квартале №, с кадастровым номером № относится к территории основных автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа на указанный земельный участок градостроительные регламенты не установлены, в связи с чем заявителю отказано во внесении изменений в градостроительные регламенты.
Пунктом 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В силу п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса РФ, на основании закона и вустановленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иногоцелевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельногоучастка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые ииные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участкаи его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительныхрегламентов,строительных,экологических,санитарно-гигиенических,противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, одним из обязательных условий застройки земельного участкаявляется осуществление строительства в соответствии с целевым назначениеми видом разрешенного использования земельного участка.
Административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, который,согласно кадастровой выписки земельного участка № от 22.05.2015 года,относится к землям населенных пунктов.
Из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ следует, что правовой режим земельопределяется исходя из их принадлежности к той или иной категории иразрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общиепринципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральнымизаконами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. ст. 44 Градостроительного кодекса РФ Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земли делятся поцелевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенногоиспользования земельных участков устанавливаются градостроительнымрегламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ Градостроительнымрегламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего,что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ, в состав земельнаселенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:жилым;общественно-деловым;производственным;инженерных и транспортных инфраструктур;рекреационным;сельскохозяйственного использования;специального назначения;военных объектов;иным территориальным зонам.
Согласно п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правиламиземлепользованияизастройкиустанавливаетсяградостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, сучетом особенностей ее расположения и развития, а также возможноститерриториального сочетания различных видов использования земельных участков(жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельныхучастков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельныхучастков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений:
Согласно п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ Градостроительные регламентыобязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков,землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды ихиспользования не входят в перечень видов разрешенного использования либо ихразмерынесоответствуютпредельнымзначениям,установленнымградостроительным регламентом.
Согласно п. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки в составежилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Так, использование каждого конкретного земельного участка должноосуществляться в соответствии с требованиями градостроительного регламента дляопределенной территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей еерасположения и развития, а также возможности территориального сочетанияразличных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использованияземельных участков).
Из кадастровой выписки о земельном участке № от 22.05.2015 года следует, что земельный участок общей площадью 500 кв. м., находящийся по адресу: <адрес> относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: спортивные и игровые площадки; летние кафе не более 50 посадочных мест (объекты, не связанные со строительством).
Таким образом, противоречий между указанным разрешенным использованием земельного участка и предполагаемым правовым режимом использования земельного участка Белобровой В.А. не усматривается.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
При рассмотрении настоящего административного дела, административными ответчиками не обоснована законностьи обоснованность принятого решения, поскольку решением органа местного самоуправления правопредшественнику административного истца на праве аренды предоставлен земельный участок, предназначенный для использования, в дальнейшем тем же органом местного самоуправления изменен в вид разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При указанных обстоятельствах отказ управления архитектуры и градостроительства муниципального образования город-курорт Анапа, является необоснованным и противоречит положениям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявлениеБелобровой В. А. к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город-курорт Анапа, Управление архитектуры и градостроительства изменить вид разрешенного использования земельного участка, общей площадью 500 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> на: «под индивидуальное жилищное строительство».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.
Председательствующий: