РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2013 года Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи: Шигановой Н.И.,
при секретаре судебного заседания: Бублик Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1997/13 по жалобе Дмитриевой О. В. о признании незаконным Постановления <№> Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриева О.В. обратилась в суд с жалобой о признании незаконным Постановления <№> Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что 04.07.2007 года она обратилась в Администрацию городского округа Новокуйбышевск о постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании Постановления Главы городского округа Новокуйбышевск от 30.07.2007 года <№>, Дмитриева О.В. в составе семьи 2 человек (она и несовершеннолетний сын) были приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был присвоен соответствующий регистрационный номер.
С момента постановки на учет и до настоящего времени проживают и зарегистрированы по адресу: <Адрес>, которая им принадлежит на праве общей долевой собственности. Право собственности возникло на основании договора о передаче в собственность гражданам в порядке приватизации.
После постановки на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, она и ее сын - ФИО, <Дата> года рождения, были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2002-2010 годы». Однако, в рамках реализации данной программы они не успели улучшить свои жилищные условия, поскольку закончилось действие программы.
В 2010 году она заключила с риэлторским агентством договор об оказании услуг по купли-продаже квартиры, и, в этот же период, по просьбе своей знакомой, она заключила 04.10.2010 года договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>. Данный договор является фиктивным, денежные средства на покупку квартиры она не передавала, в квартире не проживала, не была зарегистрирована. 29.03.2011 года по просьбе той же знакомой данная квартира была реализована по договору купли-продажи. Как и при совершении первой сделки, так и при второй, она расчеты не производила, денежные средства не получала и не передавала.
В 2013 году заявитель получила из Администрации городского округа Новокуйбышевск письмо, в котором сообщалось, что ее семья претендует на получение выплаты в 2013 году в рамках программы «Жилище на 2011-2015 год», поскольку она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
После повторного предоставления надлежащих документов в Администрацию городского округа Новокуйбышевска, ей было отказано в получение выплаты, и она и члены ее семьи сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ей было сообщено в письме Администрации городского округа Новокуйбышевск от 29.10.2013 года <№>. Основанием для данного ответа послужило Постановление Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года <№>, в котором указано, что Дмитриева О.В., в составе семьи из двух человек, снята с учета нуждающихся в жилом помещении и исключена из списка очередности граждан, состоящих на учете, на основании ст. 56 п. 2 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Заявитель считает, что данное Постановление Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года является незаконным, нарушает ее права, в ее действиях отсутствует намеренность ухудшение жилищных условий, договоры купли-продажи квартиры являлись фиктивными, при их заключении у нее не наступило правовых последствий.
Заявитель Дмитриева О.В. и ее представитель Широкова Ю.С., действующая на основании ст. 53 ГПК РФ, поддержали требования, изложенные в жалобе, дали пояснения, аналогичные содержанию жалобы, дополнив, что заявитель намеренно не допускала ухудшению своих жилищных условий.
Представитель Администрации городского округа Новокуйбышевск Негорожина А.Г., действующая на основании доверенности, указала, что оснований для признания Постановления Администрации городского округа Новокуйбышевск незаконным, не имеется, Дмитриева О.В. в 2010 году совершила действия, свидетельствующие о приобретении ею жилого помещения, а в 2011 году совершила действия по отчуждению квартиры, согласно условиям договора она получила за продажу жилого помещения денежные средства, данные договоры в установленном порядке никем не оспорены.
Третье лицо – Управление по вопросам семьи и демографического развития городского округа Новокуйбышевск в судебное заседание не явились, представили отзыв, согласно которого просили рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть данное заявление в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установлено судом, 04.07.2007 года Дмитриева О.В. обратилась в Администрацию городского округа Новокуйбышевск о постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании Постановления Главы городского округа Новокуйбышевск от 30.07.2007 года <№>, Дмитриева О.В., в составе семьи 2 человек (несовершеннолетний сын), была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, был присвоен соответствующий регистрационный номер.
Заявитель, совместно с сыном, с момента постановки на учет и до настоящего времени проживают и зарегистрированы по адресу: <Адрес>, которая им принадлежит на праве общей долевой собственности.
После постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Дмитриева О.В. и ее сын ФИО, <Дата> года рождения, были включены в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище на 2002-2010 годы».
В соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009) под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако, в рамках реализации данной программы заявитель не успела улучшить свои жилищные условия, поскольку закончилось действие программы.
В 2010 году истица заключила с риэлторским агентством договор об оказании услуг по купле-продаже квартиры, расположенной по адресу: <Адрес>.
В дальнейшем, по просьбе знакомой, Дмитриева О.В. заключила 04.10.2010 года договор купли-продажи квартиры, указанной выше, однако, данный договор, по ее мнению, является фиктивным. Денежные средства на покупку квартиры она не передавала, в квартире не проживала, не была зарегистрирована. 29.03.2011 года, по просьбе той же знакомой, данная квартира была реализована по договору купли-продажи. Как и при совершении первой сделки, так и при второй, Дмитриева О.В. утверждает, что расчеты не производила, денежные средства не получала.
В 2013 году заявитель получила из Администрации городского округа Новокуйбышевск письмо, в котором сообщалось, что ее семья претендует на получение выплаты в 2013 году в рамках программы «Жилище на 2011-2015 год», поскольку она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представив в Администрацию городского округа Новокуйбышевск необходимый пакет документов, в получении выплаты ей отказали и она снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о чем ей было сообщено в письме Администрации городского округа Новокуйбышевск от 29.10.2013 года <№>.
Основанием для данного ответа послужило Постановление Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года <№>, в котором указано, что Дмитриева О.В., в составе семьи из двух человек, снята с учета нуждающихся в жилом помещении и исключена из списка очередности граждан, состоящих на учете, на основании ст. 56 п. 2 ЖК РФ, так как не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, срок.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:…. 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;….. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане подлежат снятию с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.2 указанной статьи решение о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основание принятия таких решений.
Как указано выше, заявитель в период нахождения на учете в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, совершила действия, свидетельствующие об улучшении своих жилищных условий, так ею, в период 2010 года, было приобретено жилое помещение – квартира. Согласно условий договора купли-продажи от 04.10.2010 года, Дмитриева О.В., являясь участником сделки (покупателем), приобрела за определенную денежную сумму в собственность двухкомнатную квартиру. В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности ею было зарегистрировано в установленном порядке. Расчет между покупателем и продавцом произведен в полном объеме, претензий не имеется. Данный договор никем до настоящего времени не оспорен, в силу закона является действующим, а сделка состоявшейся.
Заявителем доказательств своей позиции о мнимости и фиктивности сделки в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Таким образом, Дмитриева О.В. являлась собственником жилого помещения в виде двухкомнатной квартиры, а также собственником определенной доли в жилом помещении. При этом, основанием для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, являлось то, что она, как собственник жилого помещения и член семьи собственника, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а приобретение дополнительно жилого помещения свидетельствует об увеличении общей площади жилого помещения (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
С учетом изложенного, суд находит обоснованным тот факт, что приобретая жилое помещение, Дмитриева О.В. улучшила свои жилищные условия, а, следовательно, у нее отсутствуют правовые основания состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы заявителя и ее представителя о том, что она в приобретенной ею квартире не проживала и не была зарегистрирована, что свидетельствует, по ее мнению, о мнимости сделки, не имеют правового значения для разрешения данного спора, поскольку она, являясь собственником двух жилых помещений, вправе избирать для себя и своего несовершеннолетнего сына в качестве постоянного места жительства любое из имеющихся у нее в собственности жилых помещений, аналогично, производить действия по регистрации в жилом помещении.
В соответствии со ст. 27 Конституции РФ, каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено судом и изложено выше, заявитель Дмитриева О.В. в дальнейшем совершила действия по отчуждению приобретенного ею жилого помещения путем заключения договора купли-продажи от 29.03.2011 года, согласно условий которого между ней - продавцом и покупателем была достигнута договоренность о стоимости имущества. Данный договор прошел государственную регистрацию, никем не оспорен, расчет между сторонами договора произведен в полном объеме, претензий не поступило, более того, денежные средства за продажу квартиры были получены непосредственно заявителем.
Доказательств того, что денежные средства Дмитриева О.В. не получала и сделка является мнимой, суду, в силу ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Совершение действий по отчуждению жилого помещения, при которых у заявителя и члена ее семьи общая площадь жилого помещения становиться менее учетной нормы, свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий.
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Норма статьи 53 ЖК РФ устанавливает жесткую связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно действующего законодательства к умышленным действиям, ухудшающим жилищные условия, могут быть отнесены: а) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; б) расторжение договора социального найма по инициативе гражданина; в) обмен жилыми помещениями; г) изменение проживающего в жилом помещении состава семьи в результате расторжения брака; д) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения членов семьи, несовершеннолетних детей, временных жильцов); е) выдел доли собственниками жилых помещений; ж) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
С учетом изложенного, суд считает, что у Дмитриевой О.В. и члена ее семьи отсутствует право состоять на учете, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку ею были совершены умышленные действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий, при этом срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, позволяющий приобрести статус лица, состоящего на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не истек. Начало течения данного срока согласно норме ст. 53 ЖК РФ начинает со дня, когда были совершены действия по ухудшению жилищных условий, в данном случае с момента совершения сделки по отчуждению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы Дмитриевой О. В. о признании незаконным Постановления <№> Администрации городского округа Новокуйбышевск от 25.10.2013 года о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца в апелляционном порядке с момента изготовления решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.11.2013 года.
Председательствующий : Н.И. Шиганова