Мировой судья судебного участка № 8 № 11-328/2018
г. Петрозаводска РК Фазылов П.В..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Злобина А.В.,
при секретаре Лукутцовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» на определение мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 06 июля 2018 года о возвращении заявления федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» в лице его филиала - Петрозаводского отдела вневедомственной охраны обратилось в адрес мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору на охрану с использованием технических средств охраны в местах хранения личного имущества граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., в том числе основной долг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> - <данные изъяты> руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. Одновременно заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины со ссылкой на подп. 19 п. 1
ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Определением мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 06 июля 2018 года в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины отказано, заявление о вынесении судебного приказа возвращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с частной жалобой на указанное выше определение мирового судьи, просит его отменить, указывая на неправомерность отказа в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины и, как следствие, возвращения заявления о выдаче судебного приказа. Считает, что поскольку ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» включено в структуру Росгвардии и является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе, то на него распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ об освобождении государственных органов от уплаты государственной пошлины.
Частная жалоба в соответствии с ч.3 ст.333 ГПК РФ, п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30.11.2012 № 29-П, а также с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, доводов частной жалобы, рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова лиц, участвующих в деле.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», исходя из положений ч. 1 ст. 333 ГПК РФ при проверке законности и обоснованности обжалуемого определения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции руководствуется ст. 330 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене судебного решения.
Изучив письменные материалы, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 123 ГПК РФ заявление о вынесении судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50 процентов ставки, установленной для исковых заявлений.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа, если заявленное требование не оплачено государственной пошлиной.
Как следует из представленных материалов, ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» в лице его филиала - Петрозаводского отдела вневедомственной охраны обратилось в адрес мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору на охрану с использованием технических средств охраны в местах хранения личного имущества граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., в том числе основной долг за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> - <данные изъяты> руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. Одновременно заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины со ссылкой на подп. 19 п. 1
ст. 333.36 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении ходатайства заявителя об освобождении от уплаты государственной пошлины мировой судья исходил из того, что ФГКУ Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» не является государственным органом, который может быть освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ. Поскольку в представленных заявителем документах отсутствовали доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины, мировой судья, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ, возвратил заявление о вынесении судебного приказа.
Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод мирового судьи не основанным на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в указанном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» под государственными органами понимаются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти включены федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В соответствии с п. 1 Положения «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», утвержденного указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
В силу п. 21 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» охрана на договорной основе имущества граждан и организаций отнесена к общим полномочиям войск национальной гвардии.
Согласно ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона средства, получаемые войсками национальной гвардии по договорам возмездного оказания услуг по охране имущества и объектов граждан и организаций и иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
В соответствии с п. 1 устава ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия», утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.09.2016 № 210 (далее – Устав), федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия», ранее именовавшееся - федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Карелия», включено в структуру Росгвардии указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и является составной частью федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе
В силу положений п.п. 19, 19.1 Устава деятельность по организации, обеспечению и осуществлению на основе договоров охраны имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 34 Устава предусмотрено, что средства, получаемые в соответствии с договорами на охрану имущества и объектов физических и юридических лиц и от предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества по этим договорам, являются доходами федерального бюджета и после возмещения убытков в связи с кражами и другими обстоятельствами, предусмотренными условиями договоров, зачисляются в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в полном объеме.
Из приведенных положений следует, что ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» создано для выполнения полномочий Росгвардии - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, обеспечивающего охрану имущества и объектов физических и юридических лиц на договорной основе. В указанном качестве оно вступает в договорные отношения, заключая договоры на охрану имущества физических и юридических лиц от преступных и иных противоправных посягательств.
Аналогичное правовое регулирование осуществлялось и на момент возникновения спорных правоотношений, то есть на момент заключения договора на охрану с использованием технических средств охраны в местах хранения личного имущества граждан № от ДД.ММ.ГГГГ между Гореликовым А.В. и федеральным государственным казенным учреждением «Отдел вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Карелия», впоследствии переименованного в федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия».
Таким образом, обращаясь с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по вышеуказанному договору, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, заявитель действует в защиту государственных интересов.
С учетом изложенного заявитель подлежал освобождению от уплаты государственной пошлины на основании с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
В связи с этим предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ основания для возвращения заявления ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору № от ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 06 июля 2018 года постановлено с нарушением норм процессуального права, в связи с чем в силу ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с направлением заявления о вынесении судебного приказа мировому судье судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия для решения вопроса о принятии к производству.
Руководствуясь ст.ст. 330, 334, 335 ГПК РФ, суд
определил:
определение мирового судьи судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия от 06 июля 2018 года о возвращении заявления федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору отменить.
Заявление федерального государственного казенного учреждения «Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Карелия» о вынесении судебного приказа о взыскании с Гореликова А.В. задолженности по договору направить мировому судье судебного участка № 8 г. Петрозаводска Республики Карелия для разрешения вопроса о принятии к производству.
Судья А.В. Злобин