АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«17» апреля 2008 г. Дело № А38-798/2008-20-56 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2008 года.
Текст решения в полном объеме изготовлен 17 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Коновалова И.М.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к ответчику индивидуальному предпринимателю Смирнову Сергею Александровичу
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1
КоАП РФ
с участием представителей:
от заявителя - не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ;
от ответчика не явился, извещен по правилам статьи 123 АПК РФ
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, обратился в арбитражный суд с заявлением к ответчику, индивидуальному предпринимателю Смирнову Сергею Александровичу, о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, состав которого предусмотрен частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 5-7).
Заявитель в судебное заседание не явился, представил дополнение к заявлению, в котором поддержал ранее изложенные требования (л.д. 59).
Ответчик, извещенный надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
При указанных обстоятельствах заявление в соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ, подлежит рассмотрению без участия сторон и при отсутствии отзыва ответчика на заявление.
Заявитель в представленном в арбитражный суд заявлении указал на совершение ответчиком следующего административного правонарушения: не соблюдается установленный Положением режим труда и отдыха водителей автомобилей.
Просил привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Рассмотрев представленные доказательства, выслушав объяснения сторон, арбитражный суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Смирнова Сергея Александровича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что Смирнов Сергей Александрович зарегистрирован 21.06.2005 в качестве индивидуального предпринимателя, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРИП (л.д. 20).
Ответчик осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, по муниципальным маршрутам регулярного сообщения городского округа «Город Йошкар-Ола» № 16, № 17.
В соответствии со статьей 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в этой области на основании постановления Правительства РФ № 45 от 26.01.2006 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Управление государственного автодорожного надзора по РМЭ является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ и выдает лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом в соответствии с Положением об управлении государственного автодорожного надзора по РМЭ.
25.01.2005 индивидуальному предпринимателю Смирнову С.А. выдана лицензия серии АСС-12-401082 на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации.
Пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, выдает лицензии и иные разрешительные документы, удостоверяющие право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия.
Согласно статье 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Приказом руководителя Управления государственного автодорожного надзора по РМЭ № 80 от 17.03.2008 комиссии в составе специалиста-эксперта отдела Сидоркина Ю.А., государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления Печникова Э.А. в период с 17.03.2008 по 31.03.2008 поручено проведение внеплановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя Смирнова С.А. (л.д. 25).
По результатам проверки составлен акт от 31.03.2008 № 20/012 (л.д. 27-28) и протокол по делу об административном правонарушении от 31.03.2008 № 20/037 (л.д. 52-54), на основании которых начальником Управления вынесено определение № 22 по делу об административном правонарушении (л.д. 55). В соответствии с указанными документами индивидуальный предприниматель Смирнов С.А. допустил осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные нарушения выразились в следующем.
1. Не соблюдается установленный Положением режим труда и отдыха водителей автомобилей.
В ходе проверки путевых листов от 24.03.2008 № 1707 на водителя Стафеева Н.В., от 24.03.2008 № 1709 на водителя Рыбакова В.А., от 24.03.2008 № 1710 на водителя Мансурова В.Н., от 24.03.2008 № 1824 на водителя Маслова А.Ю., от 24.03.2008 № 1825 на водителя Рыбакова А.В., от 24.03.2008 № 1826 на водителя Борисова Д.В., от 24.03.2008 № 1828 на водителя Чернышова С.В., от 24.03.2008 № 1834 на водителя Воронина Н.В., от 24.03.2008 № 1835 на водителя Шутова О.В., от 24.03.2008 № 1837 на водителя Шишмакова А.В., от 25.03.2008 № 1722 на водителя Грязнова С.Е., от 25.03.2008 № 1723 на водителя Паршакова В.Ф., от 25.03.2008 № 1725 на водителя Маслова И.Ю., от 25.03.2008 № 1727 на водителя Окулова А.В., от 25.03.2008 № 1848 на водителя Борисова В.Н., от 25.03.2008 № 1850 на водителя Селиванова В.С., от 25.03.2008 № 1852 на водителя Романова А.Т., от 25.03.2008 № 1858 на водителя Загайнова А.Т., установлено, что фактически водители, состоящие в трудовых отношениях с предпринимателем, работают по 13 часов ежедневно, им установлен 4-х часовой перерыв для отдыха и питания (л.д. 29-46).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Как следует из пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.
Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции (пункт 2.3.3 Положения).
Согласно пункту 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет, в том числе, соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.
Как следует из пункта 9 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
В соответствии с пунктом 11 Приказа при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (пункт 17 Приказа).
Согласно пункту 24 Приказа водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного Положением режима труда и отдыха водителей автомобилей.
Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.
Предпринимателем нарушены часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27, пункты 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2, пункт 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15, пункты 9, 11, 17, 24 Приказа Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, арбитражным судом не обнаружено.
Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение индивидуальным предпринимателем Смирновым Сергеем Александровичем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражающегося в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен уполномоченным лицом в установленный законом срок, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ индивидуальный предприниматель Смирнов Сергей Александрович участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, проведении проверки и составлении акта проверки.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки, составлении протокола процессуальные права и законные интересы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом полностью соблюдены.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством лицензионных условий и требований, арбитражным судом не установлено.
Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и статьями 2.1, 2.2 КоАП РФ, арбитражный суд признает индивидуального предпринимателя Смирнова Сергея Александровича виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания предпринимателю арбитражный суд, учитывая характер совершенного им правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Смирнову С.А. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 3 000 рублей.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, так как федеральным законом не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть решения по делу объявлена 15.04.2008. Решение в полном объеме изготовлено 17.04.2008, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Смирнова Сергея Александровича (15.04.1959 года рождения, место рождения: г. Йошкар-Ола, ОГРН 304121519500079, зарегистрированного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Суворова, д. 2, кв. 94) к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 3 000 рублей по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Перечисление штрафа произвести в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя УФК по Республике Марий Эл (УГАДН по Республике Марий Эл), счет получателя 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Респ. Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН 1215045518, КПП получателя 121501001, БИК 048860001, код бюджетной классификации 10611690040040000140, ОКАТО 88401000000, наименование платежа прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в установленный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.М. Коновалов