Судья: Полянская С.М. Дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Зубовой Л.М.,
судей Кирщиной И.П., Колесниковой Т.Н.,
при секретаре Крюковой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 03 мая 2017 года апелляционную жалобу представителя Министерства строительного комплекса <данные изъяты> на решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску Дудолкиной Е. Д., действующей в интересах Дудолкиной С. Г.-инвалида с детства, к администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты>, Министерству строительного комплекса <данные изъяты> о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета,
заслушав доклад судьи Зубовой Л. М.,
объяснения представителя Министерства строительного комплекса <данные изъяты>-Захаровой Д.А.,
УСТАНОВИЛА:
Дудолкина Е. Д. обратились в суд с иском к Администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты>, Министерству строительного комплекса <данные изъяты> о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, указав, что <данные изъяты> истец обратилась с заявлением в Администрацию Подрядниковского сельского округа с просьбой предоставить жилое помещение, как семье имеющей ребенка - инвалида (что подтверждается справкой, выданной заместителем Главы администрации Егорьевского муниципального района Д.Б. Лубяного. С того времени семья истца поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2011 году семье истца администрация сельского поселения Юрцовское предлагала иные жилые помещения, которые никак не улучшали жилищные условия истца, так как находились в худшем состоянии, на основании чего истец отказывался от их принятия. Данный отказ подтверждается выписками из протоколов <данные изъяты> и <данные изъяты> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Юрцовское. В данных протоколах сказано, что семья Дудолкина Г.А. не снята с очереди на получение жилого помещения. В выписке из протоколов <данные изъяты> заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Юрцовское от <данные изъяты> указано, что семья Дудолкина Г.А. стоит на учете в администрации сельского поселения в качестве нуждающихся в жилой площади с <данные изъяты>. <данные изъяты> истец получил справку от заместителя главы Егорьевского муниципального района, в которой указано, что в учетном деле <данные изъяты> Дудолкиной Е. Д. отсутствует нормативно-правовой акт о постановке семьи Дудолкиной Е.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с <данные изъяты> Нормативно-правовой акт о постановке семьи Дудолкиной Е.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий был утерян администрацией Егорьевского муниципального района либо администрацией сельского поселения Юрцовское в период с 2011 г.по 2015 год. На основании отсутствия данного нормативно-правового акта, семью истца, состоящую из пяти человек и имеющую ребенка инвалида, администрация Егорьевского муниципального района не внесла в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Просила с учетом уточнений обязать Администрацию Егорьевского муниципального района <данные изъяты> предоставить меры социальной поддержки по обеспечению Дудолкиной С.Г. жилым помещением за счет средств федерального бюджета; обязать Министерство строительного комплекса <данные изъяты> включить семью Дудолкиной Е. Д. в Сводный список <данные изъяты> граждан, указанных в ч.2 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, направить субсидию в орган местного самоуправления; обязать Администрацию Егорьевского муниципального района <данные изъяты> предоставить Дудолкиной Е. Д.- законному представителю Дудолкиной С.М. указанную субсидию.
Просила взыскать с ответчика Администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты> судебные расходы за составление искового заявления в размере 5000 руб.
Представитель ответчика - Администрации Егорьевского муниципального района <данные изъяты> - Королева Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась.
Представитель третьего лица Егорьевского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> Федулова С.А., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика –Министерства строительного комплекса <данные изъяты> в обоснование своих возражений по иску представил письменные возражения.
Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель Министерства строительного комплекса <данные изъяты> обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить как незаконное, необоснованное в части требований к Министерству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, с учетом положений ст. 327.1 ГПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, в учетном деле <данные изъяты> Дудолкиной Е. Д., <данные изъяты> имеется заявление, написанное ею <данные изъяты> с просьбой предоставить жилое помещение как семье, имеющей ребенка-инвалида. Архивным управлением администрации Егорьевского муниципального района предоставлена копия постановления администрации Подрядниковского сельского округа <данные изъяты> от <данные изъяты>.<данные изъяты>а с изложением ходатайства перед администрацией <данные изъяты> о постановке на очередь нуждающихся семьи Дудолкиной Е. Д.. В учетном деле <данные изъяты> Дудолкиной Е. Д. отсутствует нормативно-правовой акт о постановке семьи Дудолкиной Е.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с <данные изъяты>.
Из учетного дела <данные изъяты> Дудолкиной Е. Д. следует, что первичное заявление на выделение жилой площади поступило <данные изъяты> Главе администрации Подрядниковского сельского округа
Согласно выписке из протокола <данные изъяты> заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Юрцовское от <данные изъяты> рассмотрено заявление Дудолкина Г.А. –очередника на получение жилой площади) об отказе от предложенного его семье жилого дома по адресу:<данные изъяты>, д. Калиново, <данные изъяты> (состав семьи Дудолкина Г.А.-пять человек, в том числе ребенок-инвалид. Семья стоит на учете в администрации сельского поселения в качестве нуждающихся в жилой площади с <данные изъяты> ; решили принять заявление Дудолкина Г.А. к сведению без снятия с очереди. На основании <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-П «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», произвести перерегистрацию семьи Дудолкиных в связи с изменениями в составе семьи и неполным пакетом документов.
Согласно выписке из протокола <данные изъяты> заседания Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Юрцовское от <данные изъяты> удовлетворено заявление Дудолкина Г.А. –очередника на получение жилой площади под <данные изъяты>, об отказе от предложенной муниципальной двухкомнатной квартиры, общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 31 кв.м. по адресу: <данные изъяты>, без снятия с очереди на получение жилого помещения.
Согласно акту обследования жилищных условий от <данные изъяты>: семья многодетная, с ребенком-инвалидом. Состав семьи пять человек: жена Дудолкина Е. Д., <данные изъяты> года рождения; дочь-Дудолкина С. Г., <данные изъяты> года рождения, сын-Дудолкин А. Г., <данные изъяты> года рождения, дочь-Дудолкина Т. Г., <данные изъяты> года рождения. Занимают двухкомнатную квартиру общая площадь 42 кв.м. в том числе жилая- 26,8 кв.м., площадь на 1 человека 8,4 кв.м. Учетная норма площади жилого помещения установлена Постановлением Главы сельского поселения Юрцовское от <данные изъяты> <данные изъяты> равной 9 квадратным метрам общей площади на 1 человека. В результате обследования комиссия пришла к выводу, что семья Дудолкина Г.А. нуждается в улучшении жилищных условий, в отдельной комнате ребенку-инвалиду и оказании медико-социальной помощи Дудолкиной С. Г..
Согласно выписке из поквартирной карточки по адресу: <данные изъяты>, д. Юрцово, <данные изъяты> зарегистрированы Дудолкин Г.А., Дудолкина Е.Д., Дудолкина С.Г., Дудолкин А.Г., Дудолкина Т.Г..
Решением Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> Дудолкина С. Г., <данные изъяты> рождения, зарегистрированная по адресу: <данные изъяты>, д. Юрцово, <данные изъяты> признана недееспособной.
Распоряжением Егорьевского управления социальной защиты населения от <данные изъяты> <данные изъяты>-р опекуном недееспособной Дудолкиной С.Г. назначена Дудолкина Е. Д..
Согласно справке серии МСЭ-2009 <данные изъяты> Дудолкина С. Г. является инвалидом детства.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался нормами федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов, жилищным законодательством и установил, что ввиду наличия указанного заявления истец имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, это право возникло с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 года, правовые основания по которым истец мог бы быть не включен в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, отсутствуют, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как предусмотрено абз. 2 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <данные изъяты>, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 этого Федерального закона.
Статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <данные изъяты>.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории <данные изъяты>, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлен <данные изъяты> от <данные изъяты> N 125/2006-ОЗ (далее - Закон МО N 125/2006-ОЗ).
Закон МО N 125/2006-ОЗ устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями инвалидов (п. "г" ч. 2 ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона МО N 125/2006-ОЗ органы местного самоуправления формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ (Список 2).
В соответствии с ч. 8 ст. 3 Закона МО N 125/2006-ОЗ уполномоченный орган по мере поступления списков, представленных органами местного самоуправления, но не реже одного раза в год, формирует сводный список граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ (Сводный список 2), и уточняет его по мере представления органами местного самоуправления уточненного списков в соответствии с ч. 6 ст. 3.
На основании пунктов 1 - 3 ст. 4.1 Закона МО N 125/2006-ОЗ этим Законом органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской <данные изъяты>, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ (далее - государственные полномочия).
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
Средства, поступающие из федерального бюджета для финансирования расходов по обеспечению граждан жилыми помещениями (далее - средства федерального бюджета), предусматриваются в расходах бюджета <данные изъяты> в виде субвенций бюджетам муниципальных образований <данные изъяты> на реализацию государственных полномочий (далее - субвенции).
Сводные списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона МО N 125/2006-ОЗ формируются Министерством строительного комплекса <данные изъяты> на основании распоряжения Министерства от <данные изъяты> N 153.
При разрешении спора, суд пришел к правильному выводу, что Дудолкина С.Г. подлежит включению в Список <данные изъяты> во внеочередном порядке, в соответствии с датой возникновения у нее оснований на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди (п.3 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ), а также Дудолкина С.Г. подлежит включению в Сводный Список <данные изъяты> для получения мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, поскольку, Дудолкина С.Г., как инвалид с детства, нуждающаяся в жилом помещении, поставлена на учет, как имеющая право на меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, с момента подачи первичного заявления - 01.08.2000г., следовательно, ответчик - Министерство строительного комплекса <данные изъяты> обязан включить истца в Сводный список 2 граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Указание в апелляционной жалобе на недоказанность нуждаемости истца в улучшении жилищных условий несостоятельно, т.к. он был принят на учет нуждающихся и с такого учета не снят, что является достаточным основанием для вывода о его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, с учетом определения Егорьевского городского суда от <данные изъяты>, Дудолкина С. Г. подлежит включению Министерством строительного комплекса <данные изъяты> в Сводный список 2 в силу приведенных выше положений регионального законодательства, то обстоятельство, что Министерство не включило истца в Сводный список 2, нарушает права истца на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что Министерство права истца не нарушало, что Министерство не отвечает по обязательствам органов местного самоуправления, что необходимо соблюдение административного порядка формирования Сводного списка 2, не влечет за собой отмену решения суда, поскольку право на получение субвенций у истца имеется, обязанность формирования Сводного списка 2 возложена на Министерство, основания для включения истца в Сводный список 2 установлены.
Ссылка в жалобе на то, что суду не представлены документы, подтверждающие наличие в семье истицы ребенка-инвалида на момент подачи заявления в 2000 году, не является основанием к отмене решения суда, поскольку решением Егорьевского городского суда от <данные изъяты>, справкой МСЭ-2009 года установлено, что Дудолкина С. Г. является инвалидом детства. При постановке на учет Дудолкиной Е.Д. в качестве нуждающегося лица в улучшении жилищных условий в 2000 году учитывалось наличие у нее ребенка-инвалида.
Суд дал надлежащую правовую оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и правильно установил значимые для дела обстоятельства, решение суда является правильным по существу, оно принято в соответствии с подлежащими применению нормами права, выводы суда не опровергаются доводами апелляционной жалобы, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Егорьевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительного комплекса <данные изъяты> без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи