Решение по делу № 33-790/2015 (33-18202/2014;) от 16.12.2014

Судья В.О. Никишина дело № 33-790/2015

учет № 27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2015 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Н.А. Губаевой,

судей Н.Н. Моисеевой, Д.М. Насретдиновой,

при секретаре О.А. Кормильцевой

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Федорука А.Н. на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования Федорука А.Н. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске РТ включить в специальный стаж, дающий Федоруку А.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 12.10.1981 года по 10.11.1983 года в календарном исчислении (02 года 00 месяцев 28 дней).

В части исковых требований Федорука А.Н. о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода прохождения военной службы с 12.10.1981 года по 10.11.1983 года в льготном исчислении, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и обязании Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Лениногорском районе и г.Лениногорске РТ назначить Федоруку А.Н. досрочную трудовую пенсию по старости отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федорук А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и городе Лениногорске Республике Татарстан о признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование иска указано, что решением ответчика истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа, в стаж работы истца не засчитан период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с 12.10.1981г. по 10.11.1983г. Истец полагает, что указанный период подлежит включению в специальный трудовой стаж в льготном исчислении и составляет 04 года 01 месяц 28 дней, просил суд включить указанный период в его специальный трудовой стаж в льготном исчислении.

В суде первой инстанции истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика исковые требования не признала.

Суд вынес решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа во включении в специальный стаж периода прохождения службы по призыву в Вооруженных силах СССР в льготном исчислении, как один день службы за два дня работы.

Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом первой инстанции установлено, что период работы, зачтенный пенсионным органом в бесспорном порядке в стаж педагогической деятельности истца, составляет 08 месяцев 22 дня; период работы, включенный в льготный стаж истца апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 04.04.2013 года, составляет 12 лет 11 месяцев 05 дней.

Из материалов дела также видно, что в период с 12.10.1981 года по 10.11.1983 года истец проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР, пенсионным органом добровольно указанный период в специальный трудовой стаж истца не включен, поэтому истец обратился в суд с требованием включить период службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении как 04 года 01 месяц 28 дней.

Удовлетворяя заявленные истцом требования частично, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для включения службы в армии в льготном исчислении и досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в соответствующих списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости.

Судебная коллегия считает этот вывод обоснованным и законным.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает включение периода прохождения военной службы в страховой, но не в льготный стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона.

При этом, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 30 от 21 января 2002 года "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным федеральным законам.

В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

В соответствии с пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка (педагог дополнительного образования), в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

В период военной службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного Положения в качестве условия зачета службы в армии в стаж работы по специальности было предусмотрено наличие у лица, обратившегося за назначением пенсии, не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Однако в вышеприведенном Положении отсутствуют нормы, предусматривающие исчисление специального педагогического стажа за время прохождения службы по призыву в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения только в календарном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (далее Правила), которые не предусматривают возможности для зачета в специальный стаж педагогических работников периодов прохождения военной службы по призыву, в том числе в льготном исчислении.

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Из анализа приведенной нормы права следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.

При таких обстоятельствах положения абзаца первого пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к спорным правоотношениям не применимы, поскольку не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, вышеприведенный период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР обоснованно включен судом первой инстанции в специальный трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, лишь в календарном порядке.

В этой связи с доводы апелляционной жалобы о возможности исчисления периода прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах СССР в льготном порядке, как один день службы за два дня работы, со ссылкой на необходимость применения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», судебная коллегия считает необоснованными, так как указанный нормативный правовой акт относится к периоду до 01 января 2001 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Кроме того, как уже указано, согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего.

Поскольку судом установлено, что с учетом включения в льготный стаж истца службы в составе Вооруженных сил СССР 2 лет 28 дней, педагогический стаж истца составляет 15 лет 08 месяцев 25 дней, поэтому суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований назначения истцу досрочной пенсии по старости, ввиду отсутствия установленного пунктом 12 Правил необходимого специального стажа 16 лет 08 месяцев.

Таким образом, решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 29 октября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Федорука А.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-790/2015 (33-18202/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Федорук А.Н.
Ответчики
УПФ РФ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Моисеева Н.Н.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
22.01.2015Судебное заседание
02.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2015Передано в экспедицию
22.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее