Дело №2-А702/18
з а о ч н о е
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
15 октября 2018 года село Доброе
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Лопатиной Н.Н.
при секретаре Осиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о понуждении произвести обустройство автодороги,
у с т а н о в и л :
прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Добровского муниципального района Липецкой области о понуждении произвести обустройство автодороги, указывая, что в результате проведенной проверки установлено, что на территории сельского поселения Поройский сельсовет расположена автомобильная дорога - <адрес>, с идентификационным номером №, протяженностью 1,400 км. Покрытие автомобильной дороги выполнено из щебня. Часть автомобильной дороги от <адрес>, протяженностью 7 метров, проходит через безымянный ручей, который в летний период пересыхает. Обозначенный участок автомобильной дороги через ручей по <адрес> выполнен из бетонных плит, установленных на бетонные кольца (мостовое сооружение). Ввиду того, что бетонные плиты обвалились проезд на автомобильном транспорте на данном участке дороги с <адрес> невозможен. Какая-либо техническая документация на указанное мостовое сооружение в администрации сельского поселения и администрации Добровского района отсутствует. Согласно информации администрации сельского поселения Поройский сельсовет указанный участок автомобильной дороги состоит на балансе как дорога с щебеночным покрытием. Подъезд к <адрес> может осуществляться только с <адрес>. Согласно перечню муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженность проезда с <адрес> составляет 0,600 км (идентификационный №). Покрытие автомобильной дороги выполнено щебнем. На всем протяжении дороги выявлены элементы коллейности, ямочности различных размеров, нарушение профиля автодороги. На некоторых участках щебеночное покрытие отсутствует полностью. Таким образом, ввиду ненадлежащего исполнения администрацией Добровского муниципального района обязанности по ремонту автомобильных дорог местного значения жители <адрес> при неблагоприятных климатических условиях фактически лишены возможности проезда к жилым домам. Непринятие администрацией Добровского муниципального района мер по приведению дорог местного значения в надлежащее состояние не обеспечивает безопасность дорожного движения и приводит к нарушению прав жителей обозначенной улицы в социальной сфере, в том числе прав на своевременное оказание медицинской помощи. Прокурор просит обязать администрацию Добровского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонт автомобильной дороги - <адрес> и участка автомобильной дороги от <адрес> и привести дорожное полотно в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.
В судебном заседании помощник прокурора Добровского района Липецкой области Воробьева О.А. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела своевременно извещался, о чем имеются сведения.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии со ст.12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения, в области обеспечения безопасности дорожного движения, относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании положений статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
К дорожной отнесена деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно п.п.9-10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно требованиям пп.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50 597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобное не должны превышать по длине – 15 см, ширине – 60 см. и глубине – 5 см.
В силу п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827, на покрытии проезжей части автомобильной дороги должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты.
По классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N402, при ремонте автомобильных дорог производится восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги (подп. "з" подп. 2 п.5); ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений (подп. "а" подп.1 п.5); ликвидация колей и других неровностей с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя (подп. "г" подп. 2 п.5) и др.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в числе прочих дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из материалов дела установлено, что прокуратурой Добровского района Липецкой области была проведена проверка, в ходе которой выявлено следующее: на территории сельского поселения Поройский сельсовет расположена автомобильная дорога - <адрес>, с идентификационным номером №, протяженностью 1,400 км. Покрытие автомобильной дороги выполнено из щебня. Часть автомобильной дороги от <адрес>, протяженностью 7 метров, проходит через безымянный ручей, который в летний период пересыхает. Обозначенный участок автомобильной дороги через ручей по <адрес> выполнен из бетонных плит, установленных на бетонные кольца (мостовое сооружение). Ввиду того, что бетонные плиты обвалились проезд на автомобильном транспорте на данном участке дороги с <адрес> невозможен. Какая-либо техническая документация на указанное мостовое сооружение в администрации сельского поселения и администрации Добровского района отсутствует. Согласно информации администрации сельского поселения Поройский сельсовет указанный участок автомобильной дороги состоит на балансе как дорога с щебеночным покрытием. Подъезд к <адрес> может осуществляться только с <адрес>. Согласно перечню муниципальных автомобильных дорог общего пользования местного значения протяженность проезда с <адрес> составляет 0,600 км (идентификационный №. Покрытие автомобильной дороги выполнено щебнем. На всем протяжении дороги выявлены элементы коллейности, ямочности различных размеров, нарушение профиля автодороги. На некоторых участках щебеночное покрытие отсутствует полностью.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и ответчиком не оспариваются.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении обязанностей муниципальными органами в части содержания и технического обеспечения автомобильных дорог, осуществления контроля за техническим состоянием автомобильных дорог и отсутствии должного контроля за выполнением подрядчиком всех условий заключенного муниципального контракта.
Таким образом, ввиду ненадлежащего исполнения администрацией Добровского муниципального района обязанности по ремонту автомобильных дорог местного значения жители <адрес> при неблагоприятных климатических условиях фактически лишены возможности проезда к жилым домам. Непринятие администрацией Добровского муниципального района мер по приведению дорог местного значения в надлежащее состояние не обеспечивает безопасность дорожного движения и приводит к нарушению прав жителей обозначенной улицы в социальной сфере, в том числе прав на своевременное оказание медицинской помощи.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличие у администрации Добровского муниципального района Липецкой области обязанности по ремонту указанной автомобильной дороги.
При указанных обстоятельствах исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Исходя из характера производства необходимых работ, с учетом разумности и необходимого времени для решения организационных и финансовых вопросов, соблюдения баланса интересов, погодных условий, суд считает необходимым установить для ответчика срок для выполнения работ – до 01.07.2019.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.07.2019 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-93 "░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11.10.1993 N 221.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.10.2018