Решение по делу № 3а-41/2016 от 10.08.2016

№ 3а-41/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2016 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.

при секретаре Егоровой С.С.,

с участием представителя административного истца Филатова К.С., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Минина А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлева К.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Журавлев К.А. обратился в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по тем основаниям, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...). По инициативе административного истца ГУП РК РГЦ «Недвижимость» подготовило отчет № (...) согласно которому его рыночная стоимость определена по состоянию на 13 июля 2012 г. в размере (...) рублей, что значительно ниже кадастровой стоимости земельного участка.

Административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) руб.

В судебном заседании представитель административного истца Филатов К.С. просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере (...) руб.

Представитель Управления Росреестра по РК Минин А.А. считает, что учреждение является ненадлежащим ответчиком, оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Установлено, что индивидуальный предприниматель Журавлев К.А. является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), что подтверждается договором аренды земельного участка от 16 июля 2015 г. № (...).

Размер арендной платы за земельный участок рассчитывается согласно приложению № 1 к договору аренды и составляет (...) руб. (...) коп. в год. В порядке п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключен на неопределенный срок. На земельном участке находится административное здание, собственником которого является административный истец.

Согласно ст. 3 Закона Республики Карелия от 10 июня 2013 г. № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» арендная плата определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости.

На основании абз.1 и 6 п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.ст.373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Принимая во внимание, что размер арендной платы за земельный участок, переданный в пользование ИП Журавлеву К.А., зависит от размера его кадастровой стоимости, следовательно, результаты ее определения затрагивают права и обязанности административного истца, требования заявлены полномочным лицом, в связи с чем решение Арбитражного Суда Республики Карелия от 02 ноября 2015 г. не имеет преюдициального значения для разрешения данного спора.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст.ст.65,66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п.5 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно представленным Кадастровой палатой сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (...) установлена в размере (...) руб. по состоянию на 13 июля 2012 г., а удельный показатель кадастровой стоимости на основании постановления Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. № 158-П равен 1205 руб. 99 коп. /кв.м.

Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объекта недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии со ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке, а также положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Частью 3 ст.16 названного выше закона предусмотрено, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости.

Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, возможно посредством указания его рыночной стоимости.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Таким образом, Журавлев К.А. обоснованно представил отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 13 июля 2012 г.

Из представленного отчета № (...) от 26 апреля 2016 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), площадью (...) кв.м, категория земель: (...), разрешенное использование: (...) по состоянию на 13 июля 2012 г. составляет (...) руб.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Под экспертизой отчета, в силу ст.17.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010 г. №431-ФЗ), понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Правильность и обоснованность отчета № (...) от 26 апреля 2016 г. подтверждена экспертизой, которую провела Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» 24 июня 2016 г., что подтверждается экспертным заключением № (...), из которого следует, что указанный выше отчет соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Суд подверг изучению и анализу представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение. Совокупность исследованных доказательств с учетом их относимости и допустимости позволяет сделать вывод о том, что определение рыночной стоимости земельного участка проведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Суд не находит оснований ставить их под сомнение.

При таких обстоятельствах, административный иск Журавлева К.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Журавлева Константина Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м, расположенного в (...), равной его рыночной стоимости в размере (...) рублей по состоянию на 13 июля 2012 г.

Кадастровую стоимость земельного участка установить на период с 01 января 2016 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 10 августа 2016 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2016 г.

3а-41/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ИП Журавлев Константин Александрович
Ответчики
Правительство РК
Другие
ГК РК по управлениею государственным имуществом и организации закупок
Администрация Ильинского сельского поселения
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
10.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
02.09.2016[Адм.] Судебное заседание
14.09.2016[Адм.] Судебное заседание
19.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2016[Адм.] Дело оформлено
08.11.2016[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее