Дело № 2-1540/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2018 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи: Мосалевой О.В.,
при секретаре: Ветелиной Н.В.,
с участием представителя ответчика Горобченко Елены Алексеевны, действующей на основании доверенности от 09.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминых Владимира Михайловича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Кузьминых В.М. обратился в Сарапульский городской суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) (далее пенсионный орган) о назначении страховой пенсии по старости.
В обосновании иска приведены доводы о том, что в июле 2006 года в возрасте 48 лет ему была досрочно назначена пенсия по старости в размере 2682 рубля 71 копейка.
С учетом повышений его пенсия по старости на момент обращения с иском составляет 12 136 рублей при минимальной пенсии по старости 8502 рубля.
На момент назначения пенсии его общий трудовой стаж составил более 30 лет. Из них большую часть времени, т.е. 24 года 7 месяцев и 21 день Кузьминых В.М. проработал кузнецом на молотах и прессах в кузнечно-термическом производстве, т.е. вредном производстве, включенном в Список №1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
С размером назначенной ему пенсии не согласен в части оценки его пенсионных прав, приобретенных к 01 января 2002 года, так как при назначении пенсии не учтены:
среднемесячный заработок за период до 2002 года.
снижение покупательной способности пенсии, приобретенной до 2002 года, в связи с инфляционными процессами в период между 1988 - 2002 годами.
Таким образом, страховая пенсия в назначенном размере: не выполняет функцию компенсации утраты заработной платы в связи утратой трудоспособности по возрасту, не соответствует целям пенсионного законодательства;
- не обеспечивает сохранение приобретенных ранее 2002 года прав.
Согласно статьям 15, 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - ФЗ «О страховых пенсиях») пенсия по старости состоит из страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по старости (СПК). При этом индивидуальный пенсионный коэффициент складывается из индивидуальных пенсионных коэффициентов периодов: периода до 2002 года, периода 2002 - 2014 годов, периода после 01.01.2015 года. Индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 2002 года определяется как отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 10 этой же статьи).
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 этой же статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 этой же статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 этой же статьи.
При назначении пенсии Кузьминых В.М. не был поставлен в известность о возможности выбора способа оценки его пенсионных прав, приобретенных к 2002 году.
В нарушение этой конституционной обязанности Пенсионный Фонд оценил пенсионные права, приобретенные Кузьминых В.М. к 2002 году, по правилам, предусмотренным пунктом 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что в количественном выражении означает умаление его права на социальное обеспечение по старости.
Способ оценки пенсионных прав, предусмотренный пунктом 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», никак не отражает реального соотношения стоимости (покупательной способности) рассчитанной пенсии с ее стоимостью в период, взятый при расчетах, уравнивая его в правах с другими гражданами, устраняя всякую дифференциацию связанную с уровнем заработной платы, а следовательно - с условиями труда или социальной значимостью профессии.
Максимальный размер пенсии при общем стаже, необходимом для назначения полной пенсии, исчисленной по формуле, закрепленной в этой норме, ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного на 4-й квартал 2001 года (1671 * 0.55 * 1,2 = 1102 рубля 86 копеек, при прожиточном минимуме пенсионера 1197 рублей).
Механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный пунктом 4 этой же статьи и того хуже. Максимальный размер расчетной пенсии по нему не может превышать 555 рублей 96 копеек, что более чем в 2 раза меньше прожиточного минимума.
Следовательно, ни пункт 3, ни пункт 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не обеспечивают стабильности достигнутого уровня и индивидуализации пенсионного обеспечения, природа которой состоит в компенсации застрахованному лицу утраты заработка вследствие наступления нетрудоспособности.
Пункт 6 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает оценку пенсионных прав лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, в соответствии с правилами Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом, из текста пункта 6 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не вытекает, что правила предусмотренные в нем распространяются на лиц, которые по состоянию на 31 декабря 2001 года не достигли пенсионного возраста, и не имеют назначенной пенсии.
Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В свете приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации содержание пункта 6 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» само по себе не может толковаться как ограниченное в действии по кругу лиц гражданами, которым на 31 декабря 2001 года назначена пенсия по старости.
Новая редакция пункта 2 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо указала на возможность оценки пенсионных прав по правилам, предусмотренным пунктом 6 этой же статьи в отношении всех застрахованных лиц, включая тех, которым на 31 января 2001 года пенсия не назначена.
В соответствие с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (статья 16).
Согласно ответу УПФР в г. Сарапуле Удмуртской Республики от 10.04.2018 № 14-09/К-45 на его заявление о восстановлении нарушенных пенсионных прав его среднемесячная зарплата за период с января 1983 года по декабрь 1987 года составляла 448,74 руб.
Размер пенсии при общем трудовом стаже, требуемом (20 лет) для назначении полной пенсии (на 01 января 2002 года его общий трудовой стаж - 26 лет 2 месяца и 17 дней) должен составлять 55% от среднемесячного заработка плюс один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (т.е. +6%), что соответствует 273,73 руб. В связи с особыми условиями труда размер пенсии увеличивается дополнительно на один процент заработка за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии в связи с особыми условиями труда (статья 1 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Специальный стаж (стаж на работах с особыми условиями труда) на 31 декабря 2001 года составлял полных 20 лет календарном исчислении, против 10 лет специального стажа, требуемого для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда. Это означает, что размер пенсии на 1 января 2002 года должен составлять не 55% процентов от заработка, а 71%, что в переводе на деньги составляет 318,61 рублей (в деньгах 1988 года).
Пунктом 6 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено требование учитывать при определении пенсии рост стоимости жизни в Российской Федерации.
Предусмотренный статьей 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в последней его редакции порядок увеличения пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера не соответствует Конституции Российской Федерации, поскольку привязан не к инфляции, а к среднемесячной зарплате по стране и ограничен предельным значением 1,2 (т.е. является уравнительным - дискриминационным).
Исходя из прямого действия Конституции РФ (статья 15) и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая отсутствие нормативно-установленных эффективных механизмов защиты от инфляции, считает возможным разрешение вопроса индексации пенсии, рассчитанной по правилам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с использованием данных об индексах потребительских цен за соответствующие периоды, предоставленными Федеральной службой государственной статистики.
Так, по расчетам с использованием калькулятора стоимости, приведенного на сайте уровень-инфляции.рф, основанном на индексах потребительских цен на товары и услуги, которые публикуются Федеральной службой государственной статистики, 318,61 рублей в январе 1991 года (ранее этого времени инфляция не измерялась) соответствуют 7100,67 рублей в декабре 2001 года.
Последующая индексация расчетной пенсии, приобретенной в период до 2002 года, связанная с ростом стоимости жизни в период 2002-2014 годов, производится в соответствие с пунктом 6 статьи 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Произведение всех коэффициентов индексации с 2002 по 2014 составляет 5,6148. При этом размер страховой части трудовой пенсии по старости индексируется с учетом (т.е. включая) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (п.6 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации)
Пенсия Кузьминых В.М., приобретенная до 2002 года, в деньгах 2014 года составляет: 7100,67 рубля * 5,6148 = 39 868,84 рубля
С внесением поправок в статью 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ была введена также статья 30.1, предусматривавшая валоризацию (разового увеличения) расчетных пенсионных капиталов, имевшихся на лицевых счетах граждан на 1 января 2002 года. По закону сумма валоризации составила 10 процентов от величины расчетного пенсионного капитала, и сверх того, по 1 проценту от величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Общий стаж Кузьминых В.М. на 1 января 1991 года составляет 15 полных лет.
Учитывая, что расчетный пенсионный капитал - это расчетная пенсия, уменьшенная на размер базовой части трудовой пенсии по старости - 450 рублей, пенсия Кузьминых В.М. с учетом валоризации на 1 января 2002 года составляет: 39868,84 + (39868,84 - 450) * (10% + 15%) = 49723,55 рублей.
Для определения размера его пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимо приобретенную до 2002 года пенсию конвертировать в индивидуальный пенсионный коэффициент, величина которого за период до 2002 года (ИПКс) определяется как отношение страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года - 64 рубля 10 копеек (пункт 10 статьи 15), а затем величину полученного индивидуального пенсионного коэффициента необходимо умножить на стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента, установленную на дату перерасчета. ИПК с = (49723,55-450) : 64,10 руб. = 768,698
Сейчас стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента составляет 81 рубль 49 копеек.
Исходя из этого, на сегодняшний день размер пенсионных прав Кузьминых В.М. с учетом валоризации, приобретенных до 2002 года составляет: 768,698 * 81,49 руб. = 62641,20 рубль.
Кроме того, с 1993 по 2003 год существовал законодательно-установленный минимальный размер пенсии для лиц, которым пенсия назначена в связи с особыми (вредными) условиями труда, и составлял он - не ниже трех минимальных размеров пенсии по старости, не считая надбавок к пенсиям и повышения пенсий (статья 1 Закона РФ от 3 сентября 1993 года №5702-1 «О размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах»),
Таким образом, наиболее выгодным для Кузьминых В.М. способом оценки пенсионных прав, приобретенных к 2002 году, является способ, предусмотренный пунктом 6 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в системной взаимосвязи с пунктом 2 статьи 30 этого же закона, подлежит применению в отношении граждан, которым к 2002 году государственная пенсия по старости не назначена.
Для определения суммы ежемесячно недополучаемой Кузьминых В.М. пенсии необходимо исчислить его расчетную пенсию по правилам пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и на полученный результат уменьшить размер расчетной пенсии, исчисленный по правилам пункта 6 статьи 30 этого же закона. Итак,
0, 55 * 1,2 * 1671 : 300 * 295 = 1084, 48 рублей, где
0,55 - стажевый коэффициент;
1,2 - предельное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации на 1987 год (448,74 / 200,24);
1671 - (в рублях) среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, утвержденная Правительством РФ;
300 - количество месяцев общего стажа, необходимого для назначения полной пенсии;
295 - количество месяцев общего стажа, имеющегося на 31 декабря 2001 года согласно письму УПФР в г. Сарапуле Удмуртской Республики от 10.04.2018 № 14-09/К-45.
977,87 рублей - расчетная пенсия с учетом размера базовой части трудовой пенсии по старости.
1084,48 * 5,6148 = 6089,14 рублей - проиндексированная по состоянию на 2014 год расчетная пенсия без учета базовой части трудовой пенсии по старости.
С учетом валоризации, расчетная пенсия по старости на 1 января 2002 года в деньгах 2014 года составит:
6089,14 + (6089,14-450) * 25% = 7498,93 рублей
Для определения сегодняшней стоимости пенсионных прав, рассчитанных по правилам пункта 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», необходимо указанный выше результат конвертировать в индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПКс), разделив на стоимость одного пенсионного балла на 1 января 2015 года (64,10 рубля), и полученный коэффициент умножить на сегодняшнюю стоимость одного пенсионного балла (81,49 рубль).
ИПКс =(7498,93 -450): 64,10 = 109,968
109,968 * 81,49 = 7498,93 рублей
Таким образом, согласно порядку исчисления пенсии, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (который применялся Управлением Пенсионного фонда, как наиболее «выгодный»), в составе пенсии Кузьминых В.М. на часть пенсионных прав, приобретенных до 2002 года должно приходиться 7498,93 рублей.
Исходя из вышеизложенного, ежемесячная недоплата его пенсии составляет:62641,20-7498,93=55142, 27 рублей.
Учитывая, что страховая пенсия по старости, получаемая им, составляет 12184,58 рубля, то в соответствие с его расчетом она должна составлять:
12184,58 + 55142,27 = 67326,85 рублей.
Истец просил назначить страховую пенсию по старости в размере 67 326 рублей 85 копеек.
Истец Кузьминых В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Кузьминых С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что истец никакие решения пенсионного органа не оспаривает, и полагает, что суд своим решением должен назначить истцу страховую пенсию по старости в заявленном размере, поскольку это не сделал пенсионный орган.
Истцу в июле 2006 года назначена страховая пенсия по старости, пенсионный орган ошибся при назначении пенсии, назначив пенсию не по правилам, предусмотренным п. 6 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», а по п. 3 указанной статьи. Пенсия в заявленном истцом размере должна быть назначена ему судом с 27.03.2018 года, т.е. с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Истцу в перерасчете пенсии было отказано необоснованно. По периоду ранее указанной даты истец на перерасчет не претендует. Пенсионным органом и судом должен быть произведен перерасчет суммы пенсии истца с учетом правильного последовательного применения законодательства, устанавливающего размер пенсии в соответствующий период трудовой деятельности истца. При этом истец полагает необходимым расчеты производить с использованием тех же исходных данных, которые использовал пенсионный орган, но рассчитывать пенсию с правильным применением закона.
Истец последовательно исчислил размер пенсии в соответствии с ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР» с учетом максимальной заработной платы в соответствующий период работы истца, ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Считает, что хотя на 2001 год истец не был пенсионером, ему должна быть назначена пенсия, которую он приобрел с учетом законодательства, действовавшего ранее, с учетом действующего пенсионного коэффициента.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) Горобченко Е.А. в судебном заседании исковые требования Кузьминых В.М. не признала, поддержала доводы письменных возражений по иску, согласно которым по предложению ГУ Центр занятости населения Камбарского района УР о направлении безработного гражданина на пенсию по старости Кузьминых В.М. обратился 11.07.2006 года в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).
В соответствии с протоколом территориального органа ПФР Кузьминых В.М. назначена трудовая пенсия по старости с 11.07.2006 года в размере 2 682,71 рублей.
Управление считает исчисленный размер пенсии законным и обоснованным по следующим основаниям.
С 01.01.2015 г. утратил силу Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ нормы Федерального закона № 173-ФЗ не применяются с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Согласно ст.3 Федерального закона № 400-ФЗ установление страховой пенсии — это назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Конституционный суд РФ в Определении от 04.04.2017 г. N 696-О указал на обстоятельства, связанные с реализацией прав граждан на трудовые (страховые) пенсии:
трудовая (страховая) пенсия по старости является индивидуализированной выплатой, компенсирующей застрахованному лицу предполагаемую утрату его заработной платы, иных выплат и вознаграждений в связи с наступлением такого страхового случая, как нетрудоспособность вследствие старости. Соответственно, размер трудовой (страховой) пенсии по старости должен определяться с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению данной пенсии;
действовавшее до 1 января 2002 г. правовое регулирование в области пенсионного обеспечения также предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии исходя из индивидуальной заработной платы гражданина.
Все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом РФ, ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.
Индексация - это один из способов защиты населения, потребителей от инфляции, состоящий в том, что государство и иные субъекты, выплачивающие доходы, увеличивают денежные доходы и сбережения граждан в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги. Тем самым поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей.
Коэффициент индексации пенсий определяется исходя из цен, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы, которые регистрируются Госкомитетом по статистике в целом по Российской Федерации. Другого механизма увеличения размера пенсии в связи с инфляционными процессами пенсионным законодательством не предусмотрено.
Индексация установленных законом размеров пенсий осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону № 173-ФЗ трудовые пенсии исчислялись, исходя из расчетного пенсионного капитала пенсионера, величина которого зависела от продолжительности трудового стажа (стажевый коэффициент), размера заработной платы пенсионера (среднемесячный заработок), учитываемых за период до 01.01.2002 года и общей суммы страховых взносов, начисленных работодателями (страхователями) за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после 01.01.2002 года.
В соответствии со ст.30 Федерального закона №173-ФЗ, в редакции действовавшей на момент обращения Кузьминых В.М. с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - БЧ) х Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Согласно п.2 ст.30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В соответствии с п.3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
В соответствии с п.5 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона.
При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Учитывая данные о стаже и заработной плате заявителя Кузьминых В.М., а именно:
1) продолжительность общего трудового стажа — 24 года 7 месяцев 7 дней;
2) отношение заработков — 2,241 (средний фактический заработок по справке о заработной плате № 64 за период с января 1983 по декабрь 1987 делимый на размер среднемесячной зарплаты по стране за этот период: 448,74/200,24). При этом, максимальное отношение заработков в соответствии со ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ при исчислении расчетного размера пенсии применяется не более 1,200;
3) сумма страховых взносов, начисленных работодателями за 2002-2006 годы — 10 368,74 рублей;
4) среднемесячная заработная плата по стране за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 — 1 671,00 рубль,
был выбран наиболее выгодный вариант исчисления истцу размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ.
Расчетный размер пенсии Кузьминых В.М., на основании представленных параметров, составил:
РП = 0,55 х 1,2 х 1 671,00 = 1 102,86 рубля
Величина расчетного пенсионного капитала составила:
ПК = (1 102,86 - 450,00) х 168 = 109 680,48 рублей
На основании п.1 ст.32 Федерального закона № 173-ФЗ показатель Т = 168, а именно: 144 месяца (на 01.01.2002) + 6 месяцев (на 01.01.2003) + 6 месяцев (на 01.01.2004) + 6 месяцев (на 01.01.2005) + 6 месяцев (на 01.01.2006)
Ввиду того, что общий стаж Кузьминых В.М. на 01.01.2002 составил менее требуемых 25 лет применяется коэффициент отношения неполного стажа к требуемому: 295,2333333 имеющихся месяцев стажа / 300 месяцев = 0,98411111.
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости, условно, подразделяется на базовую и страховую части.
Согласно п.3 ст.29 Федерального закона № 173-ФЗ, расчетный пенсионный капитал (РПК) для определения страховой части трудовой пенсии, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона.
РПК состоит из двух частей:
1) пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 01.01.2002, выраженные в величине РПК, исчисленного по ст. 30 Закона № 173-ФЗ;
2) суммы страховых взносов и иных средств Пенсионного фонда, начиная с 01.01.2002г., поступивших за застрахованное лицо.
Начальный (расчетный) пенсионный капитал (далее - РПК) равен произведению ПК на коэффициент отношения неполного стажа к требуемому: 109 680,48 х 0,98411111 = 107 937,78 рублей.
РПК подлежит увеличению на коэффициенты индексации, утвержденные Правительством Российской Федерации и применяются в период с 01.01.2002 г. до даты установления пенсии, а именно: 1,307 (Постановление Правительства РФ от 13.03.2003 № 152); 1,177 (Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 №141); 1,114 (Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 417); 1,127 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 166)).
РПК с учетом индексаций, на дату назначения Кузьминых В.М. пенсии, составил 208 465,71 рублей: 107 937,78 x 1,307 x 1,177 x 1,114 x 1,127
Для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости заявителю, суммировали РПК и страховые взносы, начисленные Кузьминых В.М. за 2002-2006 годы, и разделили на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости: (208 465,71 + 10 368,74) / 168 = 1 302,59 рубля.
Размер базовой части пенсии, в зависимости от наличия иждивенцев, установлен ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с п.1 ст. 14 размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 1035,09 руб. в месяц, в соответствии с п.3 ст. 14, лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1380,12 руб.
В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона базовая часть трудовой пенсии Кузьминых В.М. составила 1 035,09 рублей, фиксированная выплата на иждивенца (дочь заявителя, 12.05.1986 г.р.) составила 345,03 рублей. Итого: 1 380,12 рублей. Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости Кузьминых В.М. на дату обращения 11.07.2006 года составил 2 682,71 рубля: 1 380,12 (базовая часть пенсии) + 1 302,59 (страховая часть пенсии)
период |
Общий размер пенсии (руб.) |
Базовая часть |
Страховая часть |
основание |
11.07.2006-31.07.2006 |
2682,71 |
1380,12 |
1302,59 |
Назначена пенсия по старости (труд) в возрасте 48 лет по предложению Центра занятости населения Камбарского района о направлении безработного гражданина на пенсию |
01.08.2006-31.03.2007 |
2763,47 |
1380,12 |
1383,35 |
постановление Правительства РФ от 28.07.06 №466 об индексации страховой части на 1,062 |
01.04.2007-30.09.2007 |
2994,25 |
1483,63 |
1510,62 |
постановление Правительства РФ от 27.03.07 №181 об индексации базовой и страховой частей (базовой част на 1,075. страховой части на 1,092) |
01.10.2007-30.11.2007 |
3190,62 |
1680,00 |
1510,62 |
Федеральный закон от 24.09.07 № 223-ФЗ об установлении базовой части в размере 1260,00 (с учетом иждивенца 1680,00) |
01.12.2007- 31.01.2008 |
3590,62 |
2080,00 |
1510,62 |
Федеральный закон от 01.11.07 № 244-ФЗ об установлении базовой части в размере 1560,00 руб. (с учетом иждивенца 2080,00 руб.) |
01.02.2008-31.03.2008 |
3771,89 |
2080,00 |
1691,89 |
постановление Правительства РФ от 25.01.08 № 25 об индексации страховой части на 1,12 |
01.04.2008- 30.04.2008 |
3898,78 |
2080,00 |
1818,78 |
постановление Правительства РФ от 25.03.08 № 204 об индексации страховой части на 1,075 |
Истцу 22 апреля 2008 года исполнилось 50 лет, тем самым возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с наличием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Расчетный размер пенсии составил:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП = (0,55+0,04) х 1,2 х 1671 = 1 183,07 рублей.
Величина расчетного пенсионного капитала составила:
ПК = (РП - БЧ) х Т = (1 183,07 — 450,00) х 180 = 131 952,60 рублей.
РПК подлежит увеличению на коэффициенты индексации, утвержденные Правительством Российской Федерации и применяются в период с 01.01.2002 г. до даты установления пенсии, а именно: 1,307 (Постановление Правительства РФ от 13.03.2003 № 152); 1,177 (Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 №141); 1,114 (Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 417); 1,127 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 166); 1,16 (Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 № 183); 1,204 (Постановление Правительства РФ от 25.03.2008 № 205).
РПК с учетом индексаций, на дату назначения Кузьминых В.М. пенсии при достижении возраста 50 лет, составил 355 929,17 рублей: 107 937,78 x 1,307 x 1,177 x 1,114 x 1,127 х 1,16 х 1,204.
Для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости заявителю, суммировали РПК и страховые взносы, начисленные Кузьминых В.М. за 2002-2008 годы, и разделили на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости: (355 929,17 + 40 865,29)/180 = 2 204,41 рублей.
Размер базовой части пенсии, в зависимости от наличия иждивенцев, установлен ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ. В соответствии с п.1 ст. 14 размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 1560,00 руб. в месяц, в соответствии с п.3 ст. 14, лицам на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 080 руб.
В соответствии со ст.14 указанного Федерального закона базовая часть трудовой пенсии Кузьминых В.М. составила 1 560,00 рублей, фиксированная выплата на иждивенца (дочь заявителя, 12.05.1986 г.р.) составила 520 рублей. Итого: 2 080 рублей.
Таким образом, общий размер трудовой пенсии по старости Кузьминых В.М. на дату 22. 04.2008 года составила 4 284,41 рубля: 2 080,00 (базовая часть пенсии) + 2 204,41 (страховая часть пенсии)
период |
Общий размер пенсии (руб.) |
Базовая часть |
Страховая часть |
основание |
22.04.2008 31.05.2008 |
4284,41 |
2080 |
2204,41 |
Назначена пенсия по старости (труд) по основанию «Особые условия (Список №1)» |
01.06.2008-31.07.2008 |
4306,36 |
2080 |
2226,36 |
Произведен перерасчет пенсии по взносам, которые были не учтены при назначении пенсии (доплата к страховой части) |
01.08.2008- 28.02.2009 |
4796,47 |
2392 |
2404,47 |
Федеральный закон от 01.11.07 № 244-ФЗ об установлении базовой части в размере 1794,00 руб. (с учетом иждивенца 2392,00 руб.), постановление Правительства РФ от 21.07.08 № 548 об индексации страховой части на 1,08 |
01.03.2009-31.03.2009 |
5004,47 |
2600 |
2404,47 |
Федеральный закон от 22.12.08 № 269-ФЗ об установлении базовой части в размере 1950,00 руб. (с учетом иждивенца 2600,00 руб.) |
01.04.2009- 31.07.2009 |
5425,25 |
2600 |
2825,25 |
постановление Правительства РФ от 21.03.09 № 247 об индексации страховой части на 1,175 |
01.08.2009-30.11.2009 |
5637,14 |
2600 |
3037,14 |
постановление Правительства РФ от 23.07.09 № 611 об индексации страховой части на 1,075 |
01.12.2009- 31.12.2009 |
6453,14 |
3416 |
3037,14 |
Федеральный закон от 28.04.2009 № 72-ФЗ, об установлении базовой части в размере 2562,00 руб. (с учетом иждивенца 3416,00 руб.) |
В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 года Федерального закона от 27.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» введена в действие статья 30.1. Федерального закона № 173-ФЗ «Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав», на основании которой, начиная с указанной даты, величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.
Кузьминых В.М. по состоянию на 01.01.1991 отработано 15 полных лет. Таким образом, размер валоризации составил 25% (10% + 15%).
Расчет суммы валоризации: РПК на 22.04.2008 х индивид. размер валоризации/Т
Сумма валоризации Кузьминых В.М. = 355 929,17 руб. х 25% / 180 мес. = 494,35 рублей
Размер валоризации с учетом индексаций до 01.01.2010 составил 674,38 рублей: 1,08 (Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 548); 1,175 (Постановление Правительства РФ от 21.03.2009 № 247); 1,075 (Постановление Правительства РФ от 23.07.2009 № 611) = 494,35 x 1,08 x 1,175 x 1,075).
Размер страховой части трудовой пенсии увеличился на 674,38 рублей и составил 3 711,52 рубль. Общий размер пенсии Кузьминых В.М. на 01.01.2010 составил 7 127,52 рублей.
период |
Общий размер пенсии (руб.) |
Базовая часть |
Страховая часть |
основание |
01.01.2010- 31.03.2010 |
7127,52 |
3416,00 |
3711,52 |
Изменения в Закон №173-ФЗ, осуществлен перерасчет размера страховой части пенсии с учетом валоризации (повышения) по продолжительности «советского» общего трудового стажа до 01.01.1991. |
01.04.2010- 31.01.2011 |
7576,56 |
3631,21 |
3945,35 |
постановление Правительства РФ от 18.03.10 № 167 об индексации пенсии на 1,063 |
01.02.2011- 30.06.2011 |
8243,30 |
3950,76 |
4292,54 |
постановление Правительства РФ от 26.01.11 № 21 об индексации пенсии на 1,088 |
01.07.2011- 31.01.2012 |
7255,61 |
2963,07 |
4292,54 |
Снятие надбавки на иждивенца (обучение иждивенца по 30.06.2011 года) |
01.02.2012- 31.03.2012 |
7763,50 |
3170,48 |
4593,02 |
постановление Правительства РФ от 25.01.12 № 4 об индексации пенсии на 1,07 |
01.04.2012- 31.01.2013 |
8028,23 |
3278,59 |
4749,64 |
постановление Правительства РФ от 27.03.12 № 237 об индексации пенсии на 1,0341 |
01.02.2013- 31.03.2013 |
8558,10 |
3494,98 |
5063,12 |
постановление Правительства РФ от 23.01.13 № 26 об индексации пенсии на 1,066 |
01.04.2013- 31.01.2014 |
8840,51 |
3610,31 |
5230,20 |
постановление Правительства РФ от 27.03.13 № 264 об индексации пенсии на 1,033 |
01.02.2014- 31.03.2014 |
9415,14 |
3844,98 |
5570,16 |
постановление Правительства РФ от 23.01.14 № 46 об индексации пенсии на 1,065 |
01.04.2014- 31.12.2014 |
9575,19 |
3910,34 |
5664,85 |
постановление Правительства РФ от 28.03.14 № 241 об индексации пенсии на 1,017 |
С 01.01.2015 г. утратил силу Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).
С момента вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ вместо базовой части пенсии в общий размер страховой пенсии стала входить фиксированная выплата к страховой пенсии (ФП) — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии (п.6 ст.3 настоящего Закона).
В соответствии с п.3 ст.3 Федерального закона № 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
По состоянию на 01.01.2015 размер одного ИПК составлял 64,10 рублей (п. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ)
Индивидуальный пенсионный коэффициент исчисляется как: размер страховой части пенсии по состоянию на 01.01.2015 разделить на размер одного ИПК.
Величина ИПК Кузьминых В.М. составляет 88,375 руб.: 5 664,85/64,10
С принятием Федеральных законов размер одного ИПК меняется в сторону увеличения.
Таким образом, размер страховой пенсии истца периодически увеличивается путем умножения величины ИПК Кузьминых В.М. на стоимость одного ИПК в соответствии с принятием Федеральных законов.
Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на 01.01.2015 в соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ составляла 3 935 рублей.
дата |
размер пенсии (руб.) |
в том числе |
Основание увеличения | |
ФВ |
Страховая пенсия |
|||
01.01.2015-31.01.2015 |
9599,85 |
3935,00 |
5664,85 |
Федеральный закон № 400-ФЗ, по которому фиксированная выплата (ранее – базовая часть) установлена в сумме 3935 руб., стоимость одного пенсионного коэффициента – 64,10 руб. |
01.02.2015- 31.01.2016 |
10694,45 |
4383,59 |
6310,86 |
постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 об установлении стоимости пенсионного коэффициента 71,41 руб., постановление Правительства РФ от 23.01.2015 № 40 об индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,114 |
01.02.2016- 31.01.2017 |
11122,54 |
4558,93 |
6563,61 |
Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ, об установлении стоимости одного пенсионного коэффициента 74,27 руб. и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,04 |
01.02.2017- 31.03.2017 |
11723,11 |
4805,11 |
6918,00 |
постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 35 об установлении стоимости пенсионного коэффициента78,28руб., постановление Правительства РФ от 19.01.2017 № 36 об индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,054 |
01.04.2017-31.12.2017 |
11749,62 |
4805,11 |
6944,51 |
Ст. 8 Федерального закона от 19.12.2016 № 416-ФЗ с 1 апреля 2017 года стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 78 рублей 58 копеек. |
01.01.2018- 31.03.2018 |
12184,58 |
4982,90 |
7201,68 |
Федеральный закон от 28.12.2017 № 4205-ФЗ, об установлении стоимости одного пенсионного коэффициента 81,49 руб. и индексации фиксированной выплаты на коэффициент 1,037 |
По состоянию на 01.04.2018 года размер пенсии истца составляет 12 184,58 рубля.
Управление считает, что исчисление размера пенсии произведено Кузьминых В.М. правильно, в соответствии с положениями действующего пенсионного законодательства, регулирующего вопросы назначения, начисления, перерасчета пенсии.
Требование Кузьминых В.М. об исчислении размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п.6 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ Управление считает незаконным и необоснованным в связи с тем, что порядок оценки пенсионных прав, определенный в указанной статье, не применим в отношении заявителя.
В соответствии с п.6 ст.30 указанного закона для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Кузьминых В.М. назначена пенсия с 11.07.2006 года, то есть после 31.12.2001 года. Таким образом, к оценке пенсионных прав заявителя не применяется действие пункта 6 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона № 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (далее - Перечень).
Пунктом 15 Перечня установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Таким образом, для перерасчета пенсии необходимо соблюсти порядок, установленный законодательством - обратиться с соответствующим заявлением и представить необходимые для перерасчета документы.
26 марта 2018 года Кузьминых обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с просьбой произвести перерасчет пенсии. При этом к заявлению документы-основания для перерасчета пенсии заявителем приложены не были.
В связи с этим, Кузьминых В.М. был дан письменный ответ от 10.04.2018 № 14-09/К-45 на обращение, в котором подробно и последовательно был расписан порядок исчисления размера пенсии с момента его первоначального обращения по дату обращения.
По указанным основаниям ответчик просил Кузьминых В.М. в удовлетворении исковых требований отказать.
Оценив позицию сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Кузьминых В.М. должно быть отказано, исходя из следующего.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее
Истец Кузьминых В.М. 22.04.1958 года рождения 11.07.2016 года обратился с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно по пп.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» по направлению Центра занятости населения о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, указав о наличии нетрудоспособного иждивенца – Кузьминых И.В., 12.05.1989 г.р.
Протоколом от 13.07.2006 года Кузьминых В.М. назначена пенсия по старости с 11.07.2006 года пожизненно по п.1.1. ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом наличия страхового стажа продолжительностью 28 лет 7 месяцев 6 дней, из требуемых 20лет, специального стажа продолжительностью 16 лет 27 дней из требуемых 10 лет, а также с учетом наличия 1 нетрудоспособного члена семьи, 12.05.1989 г.р.. Ожидаемый период выплаты 168,000 месяцев, накопительная страховая часть 1302,59 р., базовая часть пенсии 1380,12 р. Общий размер назначенной трудовой пенсии исчислен в сумме 2682 рубля 71 копейки.
В связи с достижением возраста 50 лет истцу назначена пенсия по старости в связи с наличием требуемого стажа на соответствующих видах работ в общей сумме 4284 рубля 41 копейки.
Размер пенсии истца в последующем изменялся с учетом законодательного изменения базовой части пенсии, а также за счет индексации ее размера, валоризации, снятия надбавки за иждивенца с 01.07.2011 года, и составил на 31.03.2018 года – 12184 рубля 58 копеек, включая фиксированную выплату – 4982 рубля и страховую часть – 7201 рубль 68 копеек.
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, а также представленных суду предложения ЦЗН о направлении безработного на пенсию по старости… досрочно от 11.07.2006 года, заявления Кузьминых В.М. о назначении пенсии, протокола оценки пенсионных прав, протокола о назначении пенсии, распоряжения об изменении размера пенсии.
26.03.2018 года Кузьминых В.М. обратился в пенсионный орган с заявлением о восстановлении пенсионных прав котором указал, что в 1993 году был принят закон, который гарантировал минимальный размер пенсии для рабочих, проработавших в горячих цехах не менее 15 лет, в размере не ниже трех минимальных размеров пенсии по старости, не считая надбавок к пенсиям и повышения пенсии, в связи с чем к принятию ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации он приобрел право на пенсию в размере не ниже трех минимальных размеров пенсии по старости с учетом надбавок. Его пенсия по старости на момент обращения составляет 12136 рублей при минимальной пенсии 8502 рубля, в связи с чем им не дополучена пенсия с момента обращения (с июля 2006 года) по вине Пенсионного фонда. Кузьиминых В.М. просил произвести перерасчет пенсии и вернуть недоплаченную пенсию за прошедший период, начиная со дня назначения пенсии по старости.
Пенсионных орган обращение Кухзьминыъх В.М. как заявление о перерасчете не принял, дав письменное разъяснение. Так, сообщением от 10.04.2018 года пенсионный орган уведомил Кузьминых о том, что рассмотрены и проверены фактические обстоятельства пенсионного обеспечения, дал разъяснения относительно порядка исчисления суммы пенсии, указав, что с января 2018 года размер пенсии составляет 12184 рубля 58 копеек, пенсия исчислена верно в соответствии с нормами пенсионного законодательства.
Разрешая требования истца об установлении пенсии, суд учитывает следующее.
Порядок расчета пенсии, предложенный истцом, суд находит не корректным и не основанным на законе.
Так, из искового заявления следует, что истец размер пенсии исчислил исходя из того, что на 31.12.2001 года у него было право на пенсию в размере «318 рублей 61 копейки (в деньгах 2018 года)». В дальнейшем, проводя индексацию указанного размера пенсии с учетом индексов роста потребительских цен, валоризации пенсии истец сумму пенсии исчислил на дату обращения в суд в размере 67326 рублей.
Представитель истца в судебном заседании указанный расчет обосновывал ссылкой на положения по п. 6 ст. 30 Федерального закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому: для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
Согласно ст.3, ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действовавшего на период первоначального обращения Кузьминых В.М. в пенсионный орган право на трудовую пенсию имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Размер этой пенсии определяется по нормам базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом пункты 6, 7, 9, 10 и 11 статьи 14 указанного Федерального закона не применяются.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, право на пенсию у истца возникло с момента получения соответствующего направления Центра занятости населения – 11.07.2006 года. Пенсия истцу не могла быть назначена ранее даты обращения (11.07.2006 года).
Пенсия до 11.07.2006 года истцу не назначалась, в связи с чем ссылка истца на положения п. 6 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» является необоснованной, механизм расчета суммы пенсии, предложенный истцом не основан на законе.
Ответчиком представлено подробное обоснование размера, назначенной и выплачиваемой истцу пенсии, истец решение о назначении пенсии, промежуточные распоряжения об изменении размера пенсии не оспаривал, признать их незаконными и недействительными не просил.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Вместе, исходя из положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», равно как и из положений Федерального закона "О страховых пенсиях", также из содержания Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н, следует, что компетентным органом по рассмотрению обращений граждан по вопросу реализации пенсионных прав является Пенсионный фонд Российской Федерации в лице его территориальных органов.
Таким образом, суд не вправе подменять собой решения и действия уполномоченных органов и должностных лиц, при решении вопросов в соответствии с их компетенцией.
То есть вопросы назначения, перерасчета размера пенсии действующим законодательством отнесены к компетенции исключительно пенсионного органа, а не суда. Суд вправе лишь проверить законность принятого пенсионным органом решения.
Определениями суда от 18.07.2018 года, 20.11.2018 года истцу было предложено уточнить основания иска и исковые требования, указав какое решение пенсионного органа о назначении или перерасчете пенсии истец оспаривает, когда и в связи с какими обстоятельствами у ответчика возникла обязанность по производству перерасчета, с какого момента ответчик обязан решить вопрос о назначении пенсии в заявленном размере.
Истец Кузьминых В.М. исковые требования, равно как и основания иска не уточнил, требований к пенсионному органу не заявил. Исходя из позиции, изложенной представителем истца в ходе рассмотрения дела, истец в рамках настоящего гражданского дела никакие решения пенсионного органа не оспаривает, хотя и считает их незаконными, просит суд назначить истцу пенсию судебным решением.
Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Согласно положениям п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Рассматривая дело в пределах заявленных требований, суд принимает во внимание, что вопрос о назначении истцу пенсии истец требований об оспаривании решений пенсионного органа не заявил (просил суд о разрешении вопроса, отнесенного законом к компетенции пенсионного органа), в связи с чем, разрешая дело в пределах заявленных требований, суд лишен возможности, т.е. не вправе проверить законность и обоснованность конкретных решений, распоряжений пенсионного органа об установлении пенсии истцу, изменении ее размера.
Пенсия истцу уже назначена, назначена протоколом пенсионного органа от 13.07.2006 года, решение пенсионного органа незаконным, недействительным не признано, не отменено, истцом в рамках настоящего дела не оспорено, в связи с чем основания для назначения истцу пенсии судебным решением отсутствуют, в удовлетворении исковых требований Кузьминых В.М. должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кузьминых Владимира Михайловича к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонное) о назначении страховой пенсии по старости в размере 67326 рублей 85 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 20 декабря 2018 года.
Судья - О.В. Мосалева