Дело №2-3-232/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Килемары 21 июня 2017 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Савиновой С.В.,
с участием прокурора Рудометовой А.А.,
при секретаре Селивановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л :
Прокурор Килемарского района Республики Марий Эл, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с доменным именем http://***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт http://***, допускающий на своих страницах распространение информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающей природной среды. В информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», на сайте с адресом http://*** предлагается к продаже редкое животное – леопард, указана цена, способ доставки. При этом сведений о наличии разрешений на оборот особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на сайтах не имеется.
В судебном прокурор Рудометова А.А. заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованные лица – представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, об уважительности причин не явки на судебное заседание суд не известили, возражений по существу заявленных требований не представили.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации /далее ГПК РФ/ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия заинтересованных лиц – представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Килемарского района Республики Марий Эл в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт http://***, допускающий на своих страницах распространение информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для окружающей природной среды.
В результате проверки установлено, что на сайте с адресом http://*** выявлены материалы, содержащие информацию о торговле дистанционным способом редкими видами животных, занесенных в Красную книгу РФ, охраняемых международными договорами Российской Федерации, а именно - лев. В каждом объявлении о продаже животного имеется информация о видах животных, возрасте, поле, цене, контактном телефоне или адресе электронной почты для связи.
Предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению действий по приобретению особо ценных диких животных, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, с помощью информационно -телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
В информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с адресом http://*** предлагается к продаже животное – леопард, указана цена, способ доставки. При этом сведений о наличии разрешений на оборот особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, на сайте не имеется. Данные обстоятельства подтверждается скриншотом Интернет-страницы.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире»
редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 19 декабря 1997 года №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации», животное леопард, продающееся на сайте, включено в перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст.24 Федерального закона «О животном мире»).
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 19 февраля 1996 года №156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» содержание в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается только в целях сохранения и воспроизводства этих животных в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях. Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.24 Федерального закона «О животном мире»).
По смыслу действующего законодательства содержание животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в домашних условиях без цели воспроизводства не допускается.
Статьей 258.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации.
Статьей 8.35 КоАП РФ за действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к совершению действий по приобретению особо ценных диких животных, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, с помощью информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является распространением запрещенной в Российской Федерации информацией.
Согласно ст.15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено » (далее - реестр). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, помимо прочего, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей приобретать животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, охраняемых международными договорами, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, следует признать информацию, содержащуюся на сайте http://***, следует признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании ст. 12 ГК РФ, ст.ст.15.1 ФЗ «Об информационных технологиях и о защите информации», 24 ФЗ от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 года №156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации», приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 19 декабря 1997 года №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.194-199, 268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Килемарского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, запрещенной к распространению, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте http://***, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в пос.Килемары в течение месяца со дня его принятия.
Судья Медведевского районного
суда Республики Марий Эл С.В. Савинова