Дело № 2а-8470/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Т.В.
при секретаре Николаевой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Павлова Андрея Николаевича к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, обязании повторно рассмотреть заявление, выдать решение о переводе,
УСТАНОВИЛ:
Павлов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 12 июля 2018 года об отказе в переводе жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, в нежилое и обязании административного ответчика выдать решение о переводе жилого помещения в нежилое, на основании заявления от 06 июля 2017 года и представленных документов.
В обоснование требований указал, что является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС.
06 июля 2017 года истом через МКУ «МФЦ» Одинцовского муниципального района Московской области было подано заявление о переводе вышеуказанного жилого помещение в нежилое, к которому были приложены следующие документы, предусмотренные п.п. 2,2.1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ: технический паспорт; документ, удостоверяющий личность - паспорт; документ, удостоверяющий полномочия представителя; правоустанавливающие документы на переводимое помещение - копия свидетельств о собственности; заявление.
14 июля 2017 г. административным ответчиком было принято Решение № об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Указанное решение было оспорено Павловым А.Н. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 20 ноября 2016 года признано незаконным и отменено решение администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района от 14.07.2017 года №. На Администрацию г.п. Одинцово возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Павлова А.Н. о переводе жилого помещение в нежилое. На основании указанного решения администрация г.п. Одинцово повторно рассмотрела заявление и повторно отказала в переводе жилого помещения в нежилое решением от 23 января 2018 года №. Не согласившись с указанным решением, Павлов А.Н. обратился в суд. Решением суда от 15 мая 2018 года решение администрации от 23 января 2018 года № было признано незаконным и отменено. На основании данного решения администрация г.п. Одинцово повторно рассмотрела заявление Павлова А.Н. и отказала в переводе жилого помещения в нежилое, что отражено в Постановлении № от 12.07.2018 года с приложением Уведомления № от 12.07.2018 года.
Административный истец считает данное постановление незаконным, поскольку оно противоречит ст.ст. 23, 24 ЖК РФ и нарушает права истца, а именно: административный ответчик ссылается на «отсутствие необходимых условий для перевода, предусмотренных ст. 22 ЖК РФ», что не соответствует действительности, поскольку условия, оговоренные в п.п. 2 и 3 ст. 22 ЖК РФ, по которым перевод жилого помещения в нежилое невозможен, отсутствуют. Кроме того, при рассмотрении заявления истца администрация г.п. Одинцово руководствовалась решением Совета депутатов городского поселения Одинцово от 20.07.2009 года №, которое утратило силу после принятия решения № от 28.03.2017 года.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик – Администрация г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области направил представителя, который возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что основанием для отказа истцу в переводе жилого помещения в нежилое являлось отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома на изменение статуса жилого помещения.
Выслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу требований ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актом и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу положений ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, Павлов А.Н. является собственником помещения, расположенного по адресу: АДРЕС.
Данное помещение является жилым помещением.
06 июля 2017 года административным истом через МКУ «МФЦ» Одинцовского муниципального района Московской области было подано заявление в администрацию г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое, к которому были приложены следующие документы, предусмотренные п.п. 2,2.1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ: технический паспорт; документ, удостоверяющий личность (паспорт); документ, удостоверяющий полномочия представителя; правоустанавливающие документ на переводимое помещение.
14 июля 2017 г. административным ответчиком было принято Решение № об отказе в переводе жилого помещения в нежилое.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 20 ноября 2016 года решение Администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района от 14.07.2017 года № признано незаконным и отменено, на администрацию г.п. Одинцово возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Павлова А.Н. о переводе жилого помещение в нежилое.
На основании указанного решения администрация г.п. Одинцово повторно рассмотрела заявление и повторно отказала в переводе жилого помещения в нежилое решением от 23 января 2018 года №
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 15.05.2018 года решение Администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района от 23 января 2018 года № признано незаконным и отменено.
Постановлением администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области № от 12 июля 2018 года Павлову А.Н. было отказано в переводе квартиры в нежилое помещение.
Основанием к отказу явилось отсутствие необходимых условий для перевода, предусмотренных ст. 22 ЖК РФ.
Однако оспариваемый отказ не содержит законных оснований, свидетельствующих о невозможности перевода жилого помещения в нежилое, заявление Павлова А.Н. о переводе жилого помещения в нежилое по существу не рассмотрено, поскольку основания отказа со ссылкой на положения ст. 22 Жилищного кодекса РФ не конкретизированы.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления административный ответчик руководствовался решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 20.07.2009 № "Об утверждении Положения о порядке и условиях перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые и нежилых помещений (нежилых зданий) в жилые, согласовании переустройств и перепланировок нежилых помещений (зданий) в городском поселении Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области", которое утратило силу 04.04.2017 года в связи с принятием решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 28.03.2017 № "Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и/или перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах и приемки выполненных работ по переустройству и/или перепланировке нежилых помещений в многоквартирных жилых домах".
При таких обстоятельствах оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем, на ответчика подлежит возложению обязанность рассмотреть заявление Павлова А.Н. в установленном порядке.
Пояснения представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что основанием к отказу в переводе помещения послужило отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома на изменение статуса жилого помещения суд не может принять во внимание, поскольку устное пояснение не может подменять под собой основание для отказа, изложенное в постановлении от 12.07.2018 года.
При этом суд не вправе делать вывод о возможности перевода жилого помещения в нежилое, подменяя собой уполномоченный орган, в связи с чем, требования Павлова А.Н. об обязании ответчика выдать решение о переводе жилого помещения в нежилое удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, оформленное постановлением № от 12 июля 2018 года.
Обязать администрацию городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Павлова Андрея Николаевича о переводе жилого помещения в нежилое от 06 июля 2017 года.
В удовлетворении требований Павлова Андрея Николаевича об обязании Администрацию городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области выдать решение о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС, в нежилое – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: Т.В. Миронова