к делу Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 04 » августа 2010 года Майкопский городской суд Республики Адыгея под председательством судьи Григоровой Ж.В.,
при секретаре Непочтовой В.А.,
с участием прокурора Хут Б.М.,
представителя ответчика Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея Хацуковой С.Н.,
представителя третьего лица Федерального бюджетного учреждения «Лечебно-профилактическое учреждение Номер обезличен» УФСИН России по РА Ханахок А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Республики Адыгея к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея о признании бездействий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с заявлением и просил признать незаконным бездействие Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея в части обеспечения необходимым медицинским оборудованием и препаратами Федеральное бюджетное учреждение «Лечебно-профилактическое учреждение Номер обезличен» УФСИН РФ по РА по соблюдению законодательства об охране права осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи и обязать их принять меры на обеспечение Федерального бюджетного учреждения «ЛПУ Номер обезличен» УФСИН РФ по РА необходимым медицинским оборудованием для оказания квалифицированной медицинской помощи осужденным. При этом указал, проверкой соблюдения законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных в Федеральном бюджетном учреждении «ЛПУ Номер обезличен УФСИН России по РА установлено, что качество медицинского обеспечения больных осужденных имеет крайне низкий уровень, вследствие длительного срока эксплуатации имеющегося медицинского оборудования, которое пришло в негодность. В результате этого осужденным не оказывается квалифицированная медицинская помощь, не соблюдаются гарантированные законодательством об охране здоровья граждан права лиц, содержащихся в данном учреждении на получение квалифицированной медицинской помощи. В частности в операционных подлежат замене хирургические столы, не работает принудительная вентиляция. Подлежат замене электрокоагулятор, электроотсос, эритоцитомер, гемоглобинометр, озоновый стерилизатор, комплект аппарата Елизарова, аппараты: УЗИ, УВЧ, для анализа мочи, для определения гематокрита, для электрофореза, СНИМ для отпуска диадинамических токов, биохимический анализатор, настольная центрифуга, вытяжной шкаф с принудительной вентиляцией, стационарная операционная лампа и другое медицинское и лабораторное оборудование. В учреждении отсутствуют элементарные хирургические наборы. Проверкой было установлено, что заявки учреждением ЛПУ Номер обезличен отправлялись в 2008-2009 г. неоднократно, однако должных мер со стороны УФСИН РФ по РА не применялось. На указанные нарушения неоднократно указывалось и прокуратурой, однако мер реагирования со стороны ответчика не было осуществлено. В связи с чем бездействие ответчика привело к тому, что длительное время в ЛПУ Номер обезличен отсутствуют необходимые условия для оказания должной хирургической помощи, что стало одной из причин роста числа умерших осужденных в 2009 г. Указанные обстоятельства привели к росту числа смертности осужденных, в ФБУ ЛПУ Номер обезличен. В судебном заседании прокурор заявленное требование поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель ответчика заявленное требование не признал и пояснил, что финансирование очень ограничено, тем не менее, в ноябре 2009 г. была направлена заявка заместителю директора Федеральной службы исполнения наказаний России с указанием всего перечня необходимого медицинского и лабораторного оборудования. В связи с чем бездействия со стороны их органа не усматривается. Поэтому просит в удовлетворении заявленного требования отказать.
Представитель третьего лица с заявленным требованием согласился, пояснил суду, что ими неоднократно направлялись заявки о предоставлении необходимых медицинских и лабораторных материалов, о замене устаревшего оборудования, однако никаких мер не принято.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 5 статьи 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Прокурор Республики Адыгея заявил требование о признании бездействия Управления федеральной службы исполнения наказаний России по РА незаконным.
В общеправовой теории права под бездействием понимается общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действий, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него правовых обязанностей.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия.
Рассматривая данное требование заявителя, судом было установлено, что согласно проведенной проверки прокуратуры Республики Адыгея совместно с Управлением федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея были выявлены следующие нарушения: в операционных подлежат замене хирургические столы, не работает принудительная вентиляция. Подлежат замене электрокоагулятор, электроотсос, эритоцитомер, гемоглобинометр, озоновый стерилизатор, комплект аппарата Елизарова, аппараты: УЗИ, УВЧ, для анализа мочи, для определения гематокрита, для электрофореза, СНИМ для отпуска диадинамических токов, биохимический анализатор, настольная центрифуга, вытяжной шкаф с принудительной вентиляцией, стационарная операционная лампа и другое медицинское и лабораторное оборудование. В учреждении отсутствуют элементарные хирургические наборы. Названная информация подтверждается представлением зам. Прокурора Республики Адыгея от Дата обезличена г.
Ответчики в обоснование своих доводов представили суду накладные (требования) от Дата обезличена г. о получении необходимого медицинского и лабораторного оборудования Федеральным бюджетным учреждением ЛПУ Номер обезличенУФСИН РФ по РА. Кроме того, ими представлена заявка на медицинское оборудование от Дата обезличена г., направленная в Управление федеральной службы исполнения наказаний России с перечнем необходимого медицинского оборудования.
Из указанного перечня усматривается, что именно указанное в заявлении прокурора оборудование включено в заявку ответчика. Между тем, ответа на указанную заявку не поступило, так же как и оборудования.
Со времени направления заявки Дата обезличена г. прошло более полугода, однако ответчиком не направлена повторная заявка, что свидетельствует о бездействии со стороны ответчика.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Управление федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея бездействует, и должных мер по предотвращению указанных нарушений, влекущих нарушение прав неопределенного круга лиц, не принимает. При этом, устранение указанных нарушений невозможно силами ответчика, так как финансирование учреждения осуществляется из местного бюджета.
Между тем, в судебном заседании не было представлено убедительных доказательств того, что ответчиками принимались и принимаются меры к их устранению.
Таким образом, у суда не имеется оснований не признать бездеятельность Управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея, так как ими не представлено доказательств обратного.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Республики Адыгея к Управлению федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея о признании бездействий незаконными удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея в части обеспечения необходимым оборудованием и препаратами Федерального бюджетного учреждения «Лечебно-профилактическое учреждение Номер обезличен» Управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея по соблюдению законодательства об охране права осужденного на получение квалифицированной медицинской помощи.
Обязать Управление федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея принять меры по обеспечению Федерального бюджетного учреждения «Лечебно-профилактическое учреждение Номер обезличен» Управления федеральной службы исполнения наказания России по Республике Адыгея необходимым медицинским оборудованием для оказания квалифицированной медицинской помощи осужденным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, то есть с 09.08.2010г.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.08.2010 г.
Председательствующий Ж.В. Григорова