АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-1784/2012
21 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2012 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Номоконовой Е.Н,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рушульской Н.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОМВД России по г.Находка (ИНН , ОГРН )
к ИП Земскову Сергею Александровичу (ИНН 250800104510, ОГРН 304250826500151)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – не явился, извещен,
от ответчика – не явились, извещены,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Находке (далее: заявитель, ОМВД) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Земскова Сергея Александровича (далее: предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа с применением конфискации изъятой продукции.
В судебное заседание представители заявителя не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Через канцелярию суда заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с семейными обстоятельствами.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обосновывая заявленное требование, ОМВД указало в своем заявлении, что представленные в материалы дела документы (административный материал) подтверждают факт (событие) совершения административного правонарушения.
Из материалов дела суд установил, что Земсков Сергей Александрович, 26.06.1969 года рождения, уроженец г. Владивостока, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.07.1999 Государственной налоговой инспекцией по г. Находке, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись c основным государственным регистрационным номером 304250826500151.
Предприниматель осуществляет реализацию продуктов питания и напитков в торговом павильоне, расположенном в г. Находка по ул. Макарова, остановочный комплекс «Нефтебаза».
25.12.2011 в 12 часов 41 мин. предприниматель допустил реализацию алкогольной продукции без специального разрешения, то есть лицензии на данный вид деятельности.
В частности, предпринимателем реализована следующая алкогольная продукция:
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ягуар Актив», содержание алкоголя 7% по цене 50 рублей, железная банка емкостью 0,33 л, производство ООО «Юнайтед Боттлинг групп», Россия, г. Тверь, в количестве 25 штук
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Ягуар Актив», содержание алкоголя 7% по цене 65 рублей, железная банка емкостью 0,5 л, производство ООО «Юнайтед Боттлинг групп», Россия, г. Тверь, в количестве 9 штук;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Скорпион», содержание алкоголя 7% по цене 55 рублей, железная банка емкостью 0,5 л, в количестве 6 штук;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Тенстройг Энерджер» по цене 65 рублей, железная банка, емкость 0,5 л, в количестве 18 штук;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Черный русский», содержание алкоголя 7%, по цене 45 рублей, железная банка емкостью 0,33 л, в количестве 38 штук;
- напиток слабоалкогольный тонизирующий энергетический газированный «Черный русский», содержание алкоголя 7%, по цене 63 рубля, железная банка, емкость 0,5 л, в количестве 17 штук.
Факт реализации указанной алкогольной продукции зафиксирован протоколом осмотра помещений, территорий от 25.12.2011, составленным старшим инспектором ЦИАЗ ОМВД РФ по г. Находке капитаном юстиции Тихомировой И.И. с участием двух понятых. Осмотр проводился в присутствии предпринимателя Земскова С.А., о чем свидетельствует его подпись в протоколе.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), старший инспектор ЦИАЗ ОМВД РФ по г. Находке капитан юстиции Тихомирова Н.И. составила протокол № 187303 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С протоколом об административном правонарушении № 187303 от 25.12.2011 предприниматель ознакомлен. В подтверждение ознакомления с протоколом предприниматель поставил личную подпись, а также указал в объяснении, что поставщик вез товар в магазин «Роджер», но по ошибке выгрузил его в павильон на остановочном комплексе «Нефтебаза». При этом продавец, которая работает у предпринимателя недавно, по незнанию приняла товар и начала торговать.
Материалы дела об административном правонарушении на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для рассмотрения и решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Суд, исследовав и оценив представленные документы, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Федеральный закон РФ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в ред. ФЗ № от 20.04.2007 N 55-ФЗ (далее: Закон) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации (статья 1).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 7 статьи 2 Закона дано определение алкогольной продукции, согласно которому алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Следовательно, продукция, находившаяся в торговом павильоне предпринимателя и указанная в протоколе об административном правонарушении от 25.12.2011, относится к алкогольной продукции и подпадает под действие Федерального закона РФ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Статьей 16 Закона установлено, что розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) осуществляется организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со статьей 18 Закона, розничная продажа спиртосодержащей продукции отнесена к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию.
Таким образом, розничная торговля алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков) может осуществляться только юридическими лицами и исключительно при наличии лицензии. Право торговли алкогольной продукцией (за исключением пива и пивных напитков), а также выдача лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией индивидуальным предпринимателям не предусмотрена действующим законодательством.
В то же время, как следует из материалов дела, Земсков С.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, не является лицом, управомоченным осуществлять розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков), и не может иметь лицензии на право реализации алкогольной продукции.
Факт реализации алкогольной продукции в павильоне, принадлежащем предпринимателю, подтверждается материалами дела (протокол осмотра помещений, территорий от 25.12.2011, протокол об административном правонарушении № 187303 от 25.12.2011, объяснения продавца Бачуриной Н.Н. от 25.12.2011), и самим предпринимателем не оспаривается.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что в соответствии с санкцией данной нормы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих предпринимателю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия предпринимателем всех зависящих от него мер по их соблюдению. Вина предпринимателя выражена в форме неосторожности (статьи 2.1, 2.2 КоАП РФ).
При рассмотрении дела судом не установлено отягчающих административную ответственность обстоятельств. Доказательств привлечения предпринимателя к административной ответственности ранее суду не представлено, поэтому суд считает возможным наложить на правонарушителя минимальный штраф в размере 4 000 рублей в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе осмотра помещений, территорий от 25.12.2011 содержится указание на факт изъятия алкогольной продукции у предпринимателя и передачи данной продукции предпринимателю Земскову С.А. на ответственное хранение. При этом предприниматель предупрежден об ответственности, предусмотренной статьей 312 УК РФ.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10.03.2005 N 97-О, закрепленное в статье 35 Конституции Российской Федерации право собственности может считаться обеспеченным лишь при условии, что решение о технологической переработке или уничтожении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принято судом.
Пункт 15.1. Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 10 от 02.06.2004 (в ред. Постановления Пленума от 10.11.2011) устанавливает, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Порядок направления на переработку изъятой алкогольной продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 883 «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее: Положение).
Пунктом 2 Положения определено, что государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.
На основании пункта 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (в редакции Указа № 79от 17.01.2012), пункта 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (в редакции Постановления N 153от 22.02.2012), функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Пункт 3 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливает, что в акте приема-передачи отражаются: основания изъятия или конфискации продукции; полное и точное наименование каждого вида или группы однородных равноценных видов продукции; внешний вид продукции; состояние упаковки и (или) тары; подробное описание отличительных признаков (сырье, из которого изготовлена продукция, количество продукции, объемная доля этилового спирта, стоимость и другие характеристики).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что алкогольная продукция, изъятая ОМВД и находящаяся на ответственном хранении у предпринимателя Земскова С.А., подлежит изъятию из оборота Отделом МВД России по г. Находка в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 № 883 «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Указанная алкогольная продукция не подлежит возврату предпринимателю.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, 26.06.1969 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░, ░. 28, ░░. 95, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 20.07.1999 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░░░░ 304250826500151, ░░░ 250800104510, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 (░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ░. ░░░░░░░), ░░░ 2508032415, ░░░░░ 0523802000, ░░░░░░░░░ ░░░░ 40101810900000010002, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░ 040507001, ░░░18811690040040000140, ░░░ ░░░░░ 05414000000, ░░░ ░░░░░░░░░░ 250801001.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 30-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 113 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░/░ ░░ 25.12.2011, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 113 ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░/░ ░░ 25.12.2011, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ 22.11.1995 № 171-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 11.12.2002 № 883 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 10 ░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 288 ░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░