Дело № 2- 644/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск, Кировская область 14 ноября 2017 г.
Омутнинский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Шумайловой С.А.,
при секретаре Волошко Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамаевой Татьяны Владимировны к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ», Министерству финансов РФ в лице управления Федерального казначейства по Кировской области о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Мамаева Т.В. в лице своего представителя по доверенности Шипуновой О.И. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» о взыскании компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг. Мотивировала иск тем, что окончила Омутнинское медицинское училище Кировской области по специальности фельдшер. 2 августа 2001 г. была принята на работу в КОГУЗ Песковская городская больница на должность фельдшера здравпункта ОАО «Песковский литейный завод». В 2008 г. переведена на должность медсестры участкового врача–педиатра, 1 апреля 2012 г. переведена в структурное подразделение «Песковская городская больница» в поликлинику на должность медицинской сестры врача общей практики, где и продолжает работать по настоящее время. С 5 июля 1999 г. Песковская участковая больница реорганизована в КОГУЗ «Песковская городская больница», которая 5 августа 2005 г. была реорганизована в МУЗ «Песковская городская больница». С 22 декабря 2010 г. МУЗ «Песковская городская больница» становится структурным подразделением МУЗ «Омутнинская центральная районная больница». С 1 января 2012 года МБУЗ ««Омутнинская центральная районная больница» реорганизовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Омутнинская центральная районная больница».
До января 2005 г. она пользовалась льготой по оплате жилья, освещения и отопления в соответствии с ч.2 ст.63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», что подтверждается договором больницы с МУП ЖКХ «Песковский коммунальник» от 27 августа 2003 г. № 5 и решениями Омутнинского районного суда и мирового судьи, которыми ранее была взыскана разница между фактически затраченными денежными средствами и выплаченной компенсацией медицинскому работнику, проживающему в поселке городского типа, за коммунальные услуги (отопление и освещение). Полагает также, что она имеет право и на льготу по оплате взноса на капитальный ремонт дома.
Мамаева Т.В. зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ сыном. Её расходы по оплате коммунальных услуг с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. составили 56911,24 руб., в том числе за содержание и ремонт – 8558,76 руб., освещение 6928,78 руб., за отопление 32022,48 руб., плата за капремонт 4328,16 руб. Текущий ремонт и содержание с сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года - 5986,24 руб., капитальный ремонт с декабря 2014г. по 31 декабря 2015 г. - 4668,52 руб.. С учетом выплаченной ей частичной компенсации в сумме 7536 руб. просила взыскать солидарно с Министерства финансов Кировской области и КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» компенсацию за оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 54956,94 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 1848,71 руб..
В судебном заседании представитель по доверенности Шипунова О.И. на иске настаивала, уточнила исковые требования. В качестве соответчика просила привлечь Министерство финансов РФ. Просила взыскать сумму иска солидарно с Министерства финансов Кировской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Кировской области и КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ».
Ответчик Министерство финансов Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о месте и времени, в судебное заседание представителей не направил. В представленном ранее письменном отзыве указал, что исковые требования подлежат удовлетворению с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице Министерства финансов Кировская область. Мамаева Т.В. является медицинским работником. В соответствии с п.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья определено, что бесплатно предоставляются услуги по отоплению и освещению, термин «Бесплатное предоставление квартир» идентичен освобождению от оплаты за пользование помещением, т.е. найм. Право на бесплатное предоставление квартир означает освобождение от оплаты за пользование жилым помещением и поэтому правовых оснований для взыскания убытков по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также оплате компенсации взносов на капитальный ремонт не имеется. Считают, что размер оплаченных юридических услуг в размере 5000 рублей чрезмерно завышен и не соответствует принципу разумности и реальной необходимости понесенных расходов. Просит отказать в удовлетворении иска к министерству финансов Российской Федерации в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства. При удовлетворении исковых требований исключить из расчета размер оплаченной суммы за «текущий ремонт» и «Содержание жилья», а также суммы уплаченных взносов на капитальный ремонт.
Ответчик Министерство финансов Кировской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени, в судебное заседание представителей не направил. В представленном ранее письменном отзыве указал, что в соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО истице предоставляется частичная денежная компенсация, следовательно, обязательство субъекта Российской Федерации - Кировской области перед ней выполнены в полном объеме. Полагает, что право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 1 января 2005 г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 1 января 2005 г.. Полагают, право на бесплатное предоставление квартир означает освобождение от платы за пользование жилым помещением и поэтому правовых оснований для взыскания убытков по оплате по текущему ремонту и содержанию общего имущества, капитального ремонта, не имеется. Законом Кировской области от 28.10.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельной категории специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях и поселках городского типа области в форме частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. То есть субъектом РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области были надлежащим образом исполнены все обязательства, указанные в данном Законе Кировской области. Сумму расходов на оплату услуг представителя считают завышенной, поскольку дело не представляет повышенной сложности, истец ранее обращался с аналогичным иском. Расходы на оплату юриста не подтверждены документально, в случае удовлетворения иска просит снизить их до 2000 рублей. Просит отказать в удовлетворении иска к министерству финансов Кировской области в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства.
Ответчик КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ», извещенный надлежащим образом о месте и времени, представителя в суд не направил, мнения по иску не высказал.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. (действовавшим до 6 мая 2003 г.), постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 5 июля 1968 г. №517 (действовавшим до 14 октября 2003 г.) было предусмотрено, что квалифицированные медицинские работники, работающие и проживающие в сельской местности, обеспечивались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 1 января 2005 г.) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указанная норма закона признана утратившей силу. Статья 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно действующему с 1 января 2005 г. законодательству, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в государственных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты, основанной на положениях указанного Федерального закона, субъект Российской Федерации, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые меры, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их имущественного положения, а также других обстоятельств. В силу п. 1 ст. 153 указанного закона лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так и для собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно разъяснений, данных п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что Мамаева Т.В. является медицинским работником, со 2 августа 2001 г. постоянно работает в учреждениях системы здравоохранения, а с 1 апреля 2012 г. и по настоящее время - в структурном подразделении «Песковская городская больница» КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ», что подтверждается копией диплома и копией трудовой книжки (л.д.***).
Мамаева Т.В. проживает в поселке городского типа по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, что подтверждается справкой с места жительства (л.д.***).
Мамаева Т.В. относится к категории граждан обладающих правом на указанную выше меру социальной поддержки, по состоянию на 1 января 2005 г. данной мерой социальной поддержки пользовалась, что подтверждается материалами дела, в т.ч. вступившим в законную силу решением Омутнинского районного суда Кировской области от 19 октября 2016г., апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12 января 2017 г., справкой МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», договором от 27 августа 2003 г. и ответчиками не оспаривается (л.д.***).
Понесённые истцом расходы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопление и освещение, содержание, текущий и капитальный ремонт) с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. составили 51838 руб. 18 коп., расходы по текущему ремонту и содержанию жилого помещения с сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года составили 5986 руб. 24 коп., расходы по оплате капитального ремонта в период с декабря 2014 года по ДАТА ИЗЪЯТА составили 4668 руб. 52 коп., а всего 62492 руб. 94 коп., что подтверждается предоставленными выписками из лицевого счета (л.д.***).
Согласно справки КОГУЗ «Омутнинская центральная районная больница» от ДАТА ИЗЪЯТА, Ф.И.О.3 производилась частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за 2016 год, в сумме 7536 рублей (л.д.34).
Таким образом, разница между фактически затраченными денежными средствами и выплаченной компенсацией составила 54956 руб. 94 коп. (62492,94 руб. – 7536 руб.= 54956,94 руб.) Данная сумма подлежит взысканию.
Поскольку меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а медицинское учреждение, где работает истица, передано в ведение Кировской области, расходы по оплате за жилое помещение, отопление и освещение подлежат взысканию с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область.
Суд обсудил доводы ответчиков о том, что оснований для взыскания убытков по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту и компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт не имеется, однако не нашел его обоснованным. Поскольку оплата услуг по содержанию жилого помещения, взносов за капитальный и текущий ремонт, входит в структуру платы за жилое помещение, указанные расходы должны быть компенсированы медицинскому работнику, имевшему право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу ст. 98,100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а также по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение издержек, понесенных в связи с рассмотрением гражданского дела, истцом представлена квитанция *** от 25 августа 2017 г. об оплате Мамаевой Т.В. адвокату Шипуновой О.И. суммы 5000 руб., в том числе за выезд в АДРЕС ИЗЪЯТ, изучение документов, составление иска, подготовка к направлению дела в суд, а также квитанция *** от 12 ноября 2017 года на 6000 рублей за участие в судебном заседании. Квитанции подписаны плательщиком.
Соглашение истца с представителем суду не представлено, предъявлен ордер адвоката на участие в деле.
Учитывая неоднократное предъявление истцом аналогичных исков с участием этого же представителя, несложность данного дела, объем выполненной представителем работы, временные затраты по данному делу (истец сам ссылается на установленные ранее судебными решениями обстоятельства, на которых основаны исковые требования), исходя из принципа соблюдения баланса интересов сторон, суд находит обоснованным и разумным взыскать с ответчика 5000 рублей в качестве оплаты услуг представителя.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возмещение расходов по оплате госпошлины 1848 руб. 71 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ - «Кировская область» в пользу Мамаевой Татьяны Владимировны в возмещение расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 54956 рублей 94 копейки, в том числе: за отопление, содержание, освещение, текущий и капитальный ремонт за период с 1.01.2016 г. по 31.12.2016 г. в размере 44302 руб. 18 коп., возмещение расходов за текущий ремонт и содержание жилья за период с сентября 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 5986 руб. 24 коп., возмещение расходов за капитальный ремонт с декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года в размере 4668,52 руб.; а также расходы по оплате госпошлины в сумме 1848 руб. 71 коп., расходы по оплате услуг представителя 5000 руб.
В иске к Министерству финансов РФ, КОГБУЗ «Омутнинская ЦРБ» отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области.
Мотивированное решение составлено 20 ноября 2017 года.
Судья- Шумайлова С.А.